Пеле для Кварцяного. История бразильского форварда по прозвищу Шумахер
Алексей Сливченко предлагает ненадолго вспомнить период, когда клубный футбол Украины был на пике
- 12 ноября 2025, 10:20
- |
- 12 ноября 2025, 18:48
- 2433
- 2
«Был у нас невероятный талант - Шумахер. Уникальный футболист с ростом 193 сантиметра! Поиграл в «Удинезе» и «Аустрии». После этих клубов убедить его приехать в Луцк было непросто, но нам удалось. Как человек Шумахер был непростым. Устраивал ночью гонки по Луцку на авто, любил бары, пиво, девушек. Как здесь уследить? Не прикую же я его наручниками к батарее! Как только в Бразилию поедет - с лишним весом возвращается. Когда Шумахер хотел, то играл как Пеле, а если не хотел, то никак его не заставишь. Я и мои помощники с ним не доработали, хоть мы и пытались. Шумахера отпустили без моего участия, он впоследствии в Португалии играл», - именно так несколько дней назад экс-наставник «Волыни» Виталий Кварцяный «перенес» многих болельщиков отечественного футбола со стажем на несколько десятков лет назад, в период, когда мы все так же отчаянно критиковали наших футболистов, однако где-то в глубине души понимали и с теплотой ощущали - наш клубный футбол весьма и весьма конкурентоспособен на европейском континенте.
Высоченного центрфорварда Шумахера, который был на контракте в «Волыни» с лета 2011 по февраль 2014 годов, пожалуй, хорошо помнят только самые внимательные почитатели украинской Премьер-лиги, а также преданные фанаты луцкой команды. Откровенно говоря, этот легионер не оставил существенного следа ни в отечественном клубном футболе в целом, ни в отдельно взятом историческом периоде «Волыни» как команды в частности.
Но если уж Кварцяный, пускай и известный своими яркими речами и эпитетами, сравнил Шумахера с самим Пеле, то это как минимум неплохой повод вспомнить бразильского экс-легионера луцкого клуба, и лишний раз погрузиться в своего рода приятную ностальгию…
***
Прежде всего, давайте определимся с прозвищем. Почему все-таки Шумахер, ведь настоящее имя этого футболиста, родившегося в последний день августа 1986 года, - Тиаго Майер Сантос. Ходят слухи, что это прозвище напрямую связано с Михаэлем, легендой «Феррари» и Формулы-1, который в период, когда бразильский центрфорвард только-только переходил из юношеского футбола во взрослый, как раз готовился покинуть большой спорт, что правда, как оказалось, не окончательно, так как через пару лет он вернулся. Говорят, что Тиаго стал Шумахером потому, что всегда был очень быстр в работе с мячом и якобы однажды кто-то назвал его именно так, после чего прозвище плотно приклеилось к нападающему… Но, на самом деле, история происхождения «второго имени» Тиаго Майера Сантоса несколько иная.
«С пяти до семи лет я играл вратарем в команде по мини-футболу», - рассказывал сам форвард в одном из интервью. «В то время выступал немецкий вратарь Харальд Шумахер, блиставший на чемпионатах мира 1982 и 1986 годов. Поскольку я был белым, то мне дали это прозвище в его честь».
Начинал карьеру футболиста Тиаго Майер Сантос в «Атлетико Паранаэнсе». Летом 2005-го 18-летний рослый форвард дебютировал за родную команду в бразильской Серии А, сыграв до конца того сезона в общей сложности 11 матчей и забив в них 3 мяча. В частности, в августе Шумахер принял участие в зрелищной перестрелке «Атлетико Паранаэнсе» с «Крузейро», которая завершилась победой команды нашего сегодняшнего героя со счетом 5:4, а сам он, собственно, точным ударом на 90-й минуте и принес три очка «красно-черным».
Поговаривают, что именно после яркой победы над «Крузейро» и победного мяча в ворота этой команды Шумахер и попал «на карандаш» скаутам ряда европейских клубов. В начале 2006-го центрфорвард на правах аренды перебрался в итальянскую Серию А, в которой в то время существовал очередной пик спроса на иностранных футболистов. Шумахера взял себе скромный «Асколи», едва повысившийся в классе из Серии Б, однако это был своего рода испытательный срок. Сперва «бело-черные» планировали обкатать бразильца в молодежной команде, после чего, если получится, - вывести его на уровень Серии А. Впрочем, не получилось… И летом 2006 года Шумахер вернулся обратно в «Атлетико Паранаэнсе», так и не сыграв ни единой минуты за первую команду «Асколи».
Однако дебютировать в итальянской Серии А у любимчика Кварцяного все-таки удалось. Вскоре после ухода из «Асколи» он получил второй шанс. Летом 2006-го Шумахера за 250 тысяч евро у «Атлетико Паранаэнсе» выкупил «Удинезе» - клуб, который много раз проворачивал одну и ту же схему: покупал задешево молодых и неизвестных футболистов, помогал им проявить свой потенциал и раскрутиться, после чего продавал за несколько миллионов, а то и десятков миллионов евро тем, у кого водятся деньги.
Заиграть в основе команды Джованни Галеоне, где в тот момент были опытные Винченцо Яквинта и Антонио Ди Натале, под которыми действовал молодой и талантливый соотечественник Шумахера Баррето, было задачей со множеством «звездочек». И вовсе неудивительно, что у нашего героя, который для Италии оставался тотальным ноунеймом, проявить себя в такой компании и при таком уровне конкуренции не удалось. А ведь был в том «Удинезе» еще и молодой ганский форвард Асамоа Гьян, проведший на контракте в клубе уже несколько лет и успевший заслужить шанс в первой команде благодаря весьма удачной двухлетней аренде в «Модене»…
В итоге Шумахер в своем первом сезоне в «Удинезе» сыграл в одном матче Серии А. Дебют пришелся на выездной поединок 10-го тура против «Ливорно», в котором с 73-й минуты «маленькие зебры» оказались в положении проигрывающей стороны и Галеоне пришлось бросать в бой юного бразильца. Шумахер вышел на 84-й минуте вместо Марко Мотты и в общей сложности провел на поле одиннадцать минут, включая компенсированное время. Эти одиннадцать минут, как оказалось, стали для него единственными в карьере на уровне европейской топ-5 чемпионатов…
Откровенно говоря, матч против «Ливорно» не выглядел оптимальным моментом для идеального дебюта. Гостевая игра. На момент выхода на поле команда проигрывает в счете, да еще и с 69-й минуты действует в меньшинстве из-за удаления Ди Натале. Фанаты «Удинезе», вероятно, в тот момент только и задавались вопросом: «Кто такой этот Шумахер и неужели он может спасти команду от поражения?» Не смог. Не хватило ни опыта, ни сыгранности с остальной командой, так как за отведенное ему время на поле Шумахер практически не касался мяча.
Вскоре после поражения от «Ливорно» боссы «Удинезе» позвали работать в клуб Массимилиано Аллегри, который как раз был уволен из «Гроссето». Начинающему наставнику предложили пост своего рода технического ассистента у Галеоне, которого Массимилиано безгранично ценил и даже называл своим «духовным наставником».
Поскольку в течение вышеупомянутого сезона Аллегри уже работал в другой команде, «Удинезе» не смог официально подписать с ним необходимые бумаги и уже постфактум, в декабре 2007 года, Массимилиано схлопотал за это трехмесячную дисквалификацию, так как дисциплинарные органы доказали, что он в период пребывания в «Удинезе» фактически выполнял работу для «маленьких зебр», помогая или заменяя Галеоне во время тренировок команды.
Что касается Шумахера, то ни Галеоне, ни Аллегри так и не разглядели таланта у этого рослого бразильского центрфорварда. В итоге клуб решил добавить нападающего в длинный список тех, кого нужно отправить в аренду. Началась серия «скитаний», которая включала в себя испанскую «Сьюдад де Мурсию», французский «Дижон», австрийскую «Аустрию»… В последней у Шумахера наконец-то удалось проявить себя так, что клуб выкупил его контракт у «Удинезе».
В этот же период Шумахер наконец-то осознал, насколько существенна разница между бразильским и европейским футболом, и насколько больше функций на поле должен выполнять футболист его амплуа, чтобы претендовать на регулярное место в составе.
«Между бразильским и европейским футболом огромная разница», - рассказывал Шумахер. «Когда я уезжал [из Бразилии], тактика здесь не имела такого значения, как в Европе. В Бразилии центральный нападающий просто оставался впереди, статично, ожидая мяча, чтобы забить. В Европе все было иначе: нападающий должен был создавать пространство для своих партнеров по команде, помогать вести игру».
В конце августа 2011 года, после трех сезонов в Австрии, Шумахер покинул «Аустрию». Новым клубом в карьере бразильца стала «Волынь», имевшая на тот момент возможность платить отступные за подписание игроков. Дебютировать за волынскую команду на уровне УПЛ Шумахер сумел уже на следующий день после подписания контракта - 26 августа. Причем Виталий Кварцяный сразу же бросил бразильца в бой, выпустив в стартовом составе на домашнюю игру с «Оболонью» (1:1). И в целом новичок ожидания тренера оправдал: за 75 минут он отличился результативной передачей на соотечественника Майкона Перейру де Оливейру (впоследствии играл за «Шахтер» и «Мариуполь», а в феврале 2014-го погиб в ДТП), после чего был заменен.
Свой первый мяч в УПЛ Шумахер забил в ворота «Динамо». Это была игра 13-го тура УПЛ-2011/12, которая проходила в Киеве и завершилась фиаско гостей со счетом 1:2. Впрочем, за то поражение волынян вряд ли кто-то мог сильно критиковать, ведь в том «Динамо» играли Шовковский, Михалик, Гусев, Вукоевич, Алиев, Бетао, Идейе, Милевский… Первую голевую комбинацию «бело-синих» в том матче помог организовать молодой Ярмола (тогда еще и близко не Андрей Николаевич), а забивал тогда «настоящий Андрей Николаевич» - Шевченко.
Что касается непосредственно мяча Шумахера, то его рослый бразилец забил ударом головой после навеса с левого фланга. Если бы этот гол состоялся в УПЛ сейчас, то его с очень высокой долей вероятности отменили бы из-за офсайда. Однако тогда в отечественном чемпионате и близко не было никакого VAR, да и видеонарезки с того времени на YouTube по качеству напоминают кинофильмы с VHS, а не относительно современный футбол.
Всего за «Волынь» Шумахер провел 37 официальных матчей, в которых отличился 5 забитыми мячами и 4 результативными передачами. Несложно понять, почему этот бразилец так нравился Кварцяному: при огромном росте, с которым ему действительно легко можно было бы оставаться в амплуа голкипера, Тиаго обладал неплохой скоростью и отличной подвижностью, умея ловко и грамотно работать корпусом, оставляя своих оппонентов-защитников в дураках. Например, перед глазами до сих пор стоит забитый мяч Шумахера в ворота «Днепра» в Луцке в поединке УПЛ-2013/14. Тогда в результате быстрого розыгрыша мяча бразильский центрфорвард очень ловко избавился от опеки Евгения Чеберячко, после чего поразил ближний угол ворот Дениса Бойко.
Но в феврале 2014 года Кварцяный констатировал, что сотрудничество «Волыни» с Шумахером завершено. Фактически клуб был вынужден расстаться с центрфорвардом из-за недобросовестного выполнения последним своих обязательств по контракта. Последней каплей для боссов «Волыни», в частности, стало то, что бразилец банально опоздал на зимний сбор команды после отпуска, да еще и приехал в ненадлежащих физических кондициях.
«У нас в команде вообще никто не опоздал, кроме бразильца Шумахера. Он решил заняться воспитанием новорожденной дочки. Наверное, хочет посмотреть чемпионат мира у себя дома… Что случилось? Шумахер опоздал после отпуска. А когда приехал, у нас состоялся разговор, после которого клуб и игрок решили расстаться. Теперь я понял, почему Шумахер так долго раскрывался в Украине - ему не хватало максимальной концентрации. Его решение подтверждает его состояние, отношение к футболу… Мне очень жаль, потому что с такой антропометрией и талантом бразилец мог играть в очень хороших европейских клубах», - заявил Кварцяный.
Сразу после ухода из «Волыни» Шумахер трудоустроился на родине - в скромной «Ферровиарии». Спустя четыре месяца бразилец получил еще один шанс в Европе, подписав контракт с португальским клубом «Академика Коимбра», который на тот момент выступал в элитарном дивизионе тамошнего чемпионата. Но, забив 1 мяч в 15 матчах, уже через полгода Шумахер покинул Европу и больше никогда не выступал на хорошем уровне, хотя в Италию в 2015-м еще возвращался, но лишь для нескольких месяцев выступлений за малоизвестную команду из Серии Д - «Кастиадас», где в нем видели исполнителя, который «сделает разницу», но были вынуждены выгнать из-за трехматчевой дисквалификации, которую Шумахер схлопотал из-за намеренного удара соперника в поединке против «Фламинии».
В январе 2016-го Тиаго Майер Сантос окончательно вернулся на родину. Там он выступал на протяжении следующих семи лет за малоизвестные местные команды, пытаясь еще взять от футбола то, чего не смог в силу своего характера ранее. Кажется даже, со временем Шумахер действительно стал мудрее, заявив в 36, что у него был ум мальчишки и что отныне его прежние мечты забыты навсегда.
«У меня был детский ум. В молодости это непросто. У меня всегда был вспыльчивый характер, я спорил с тренерами, считая себя всегда правым. В итоге мне пришлось постоянно менять команды, а теперь просто забыть о том, про что я мечтал в юности», - заявил Шумахер.
Центрфорвард, которого Виталий Кварцяный сравнивал с Пеле, завершил карьеру весьма бесславно - в начале 2023-го в стане команды «Операрио», имеющей занятное прозвище «деревенский призрак». И это весьма символично, ведь Тиаго Майер Сантос «Шумахер» так и не запомнился чем-то серьезным в футболе - ни в Италии, ни в Австрии, ни в Украине, ни в Бразилии. Возможно, Виталий Кварцяный и прав, проводя параллели таланта этого игрока с Пеле, но если все-таки выражаться не фигурально, а буквально, то на фоне «Короля футбола» Шумахер выглядел как тот самый «деревенский призрак», не иначе…