БЕРДЫЕВ: «Мы передавали Хави и Иньесту «из рук в руки»
Главный тренер «Рубина» рассказал об исторической победе казанцев на «Ноу Камп»
- 22 октября 2009, 15:29
- |
- 6801
- 26
ПРОЗЕВАЛИ ИБРАГИМОВИЧА
Радовался «Рубин» во вторник вечером под стать манере поведения своего главного тренера: негулко и незвонко, без порванных гармошек и нескончаемых тостов. Ходили по роскошному холлу отеля Rey Juan Carlos улыбчивые люди, похлопывали друг друга по плечу, негромко беседовали о чем-то... А Бердыев в это время сидел за столиком у эскалатора и так же негромко отвечал на мои вопросы. Можно даже сказать - тихо отвечал. Если бы не японский диктофон, остался бы мне на память, наверное, только шорох того самого эскалатора.
- Многие тренеры мечтают сыграть на «Ноу Камп». Вы не просто сыграли - выиграли. Это пик, вершина?
- Многое зависит от того, что произойдет в дальнейшем, а этого я не знаю. Но ребятам после игры сказал в раздевалке: это историческая победа. Каждому из них она запомнится на всю жизнь. Они могут еще многого достичь, но выиграть у лучшей команды мира на ее поле - это дорогого стоит.
- Знаете, что в Казани творится?
- Народ, как мне сказали, на улицы вышел. И ОМОН тоже, чтобы беспорядков не было. Все рады, а у меня телефон от звонков разрывается. Из Средней Азии, из Туркмении и Казахстана друзья звонили.
- Вы человек непьющий. Как отметите победу?
- Никак. Эмоции уже сошли.
- Существуют, по-вашему, какие-то параллели с победой ЦСКА над той же «Барсой» в 1992 году?
- Сложно сказать, не знаю той ситуации. Но в целом заслуга ЦСКА более весома, наверное. Это был прорыв, первый большой успех на клубном уровне. Для «Рубина» нынешняя победа очень важна, но для всей страны достижение ЦСКА заметнее.
- На сколько процентов ваш выигрыш у «Барсы» случаен, а на сколько - закономерен?
- У «Барсы» было много моментов. Было у нас и везение, безусловно. Другое дело, что большую часть игрового времени мы правильно перестраивались. Возникали серии эпизодов, когда «Барселона» начинала просто навешивать мяч в штрафную, что для ее игры совершенно нехарактерно. Вскрыть нашу оборону хозяева не могли, вот и посылали мяч верхом в расчете на удачу. Правда, было и другое: несколько раз мы неправильно перестраивались, что моментально приводило к осложнениям у наших ворот. Свою голевую комбинацию, например, «Барса» разыграла как по нотам, Ибрагимович использовал неправильное расположение двух центральных защитников. Хотя мы и предупреждали, и показывали, и наигрывали эти взаимодействия. Все равно прозевали.
ИДЕИ НА ОТВЕТНУЮ ИГРУ УЖЕ ЕСТЬ
- Вы наверняка смотрели недавние матчи «Барселоны» с «Альмерией» и «Валенсией»...
- Я все матчи «Барселоны» смотрел. Многое дала игра с «Валенсией». Прежде всего - в плане понимания принципов борьбы и перестроений на поле. Мы многое и раньше делали, но теперь стало отчетливо ясно, что в центральной части поля крайне важна помощь второго нападающего, который должен был отходить назад и накрывать опорного хава. Эта нагрузка легла на Домингеса, выполнившего огромный объем работы. Если бы не он, не думаю, что мы выиграли бы у «Барсы».
- Но «Валенсия», насколько мне известно, и сама владела преимуществом, она не была так стеснена на «Месталье», как вы на «Ноу Камп».
- Дело в том, что «Валенсия» в первые 30 минут жестко прессинговала. Но она играла дома. У меня есть кое-какие задумки на ответную игру с «Барсой», но в гостях я их использовать не рискнул. Рассматривал как один из возможных вариантов - не более.
- Вы хотите сказать, что в Казани «Барсу» ждет тотальный прессинг?
- Не могу сейчас рассуждать на эту тему. Но в домашнем матче мы точно будем действовать несколько по-другому.
- «Альмерия» дошла до того, что приставила персонального сторожа к центральному полузащитнику Хави. А вы не рассматривали возможность персональной опеки каталонских звезд?
- Нет. Ведь помимо Хави есть еще Иньеста. Когда он играл третьего нападающего, нам было полегче. Но когда они с Хави объединялись в центре, ситуация накалялась. Эта пара - одна из лучших в мире. Если бы мы стали играть с кем-то из них персонально, они бы просто развели нас, расставили так, как им нужно. Они умеют это делать. Поэтому мы передавали этих игроков «из рук в руки». И как раз тогда, когда мы не успевали их передавать, у нас возникали большие проблемы. А были и такие моменты, когда мы отлично перестраивались. В чем, повторяю, очень велика роль Домингеса.
- В свое время «Челси» удалось наглухо закрыться, засушить игру «Барсы». Вы рассматривали такой вариант или для его воплощения в жизнь нужно иметь исполнителей уровня «Челси»?
- Разумеется. Менее мастеровитые игроки так, как «Челси», не закроются.
- Как бы вы назвали ту тактику, которую «Рубин» применил против «Барсы»? Что это было - игра «вторым номером», от обороны, на контратаках? Или что-то еще?
- Понимаете, имеющаяся у «Барсы» модель использования двух крайних защитников предполагала оголение определенных пространств. И Даниэл Алвес, и Абидаль располагались слишком широко, и зона, из которой мы забили второй мяч, часто пустовала. Мы знали об этом и соответствующие варианты наигрывали. Были моменты, когда мы вылетали очень хорошо, и контратак у нас наверняка было бы больше, если бы не высочайшее мастерство защитников «Барсы». Либо за счет фола, либо за счет опережения они успевали нас накрывать. А иногда мы чуть передерживали мяч, хотя многое, повторяю, могло пройти. Касаев, в частности, должен был убежать в конце, если бы обострил момент, а не придержал мяч. Были, были у «Барсы» проблемные места, мы предполагали это. И не только на флангах, но и по центру. Впрочем, с моей стороны не очень правильно говорить о каталонцах в критическом ключе, обсуждать их минусы. Все-таки это «Барса». Ограничусь констатацией того, что минусы в ее игре есть.
- Эффект первого гола, после которого одна команда закрывается и контратакует, а другая мучительно пытается взломать оборону, сработал?
- Сработал в плане раскрепощения, мне кажется. На тренировках ребята были зажаты, а вот когда забили, их немножко отпустило. Вот это было очень важно.
- Удивил вас удар Рязанцева?
- Здесь надо учитывать характеристики самого мяча. В Лиге чемпионов он летит не так, как в чемпионате России. Здесь он почти неуправляемый, ребята на тренировках это ощутили. Поэтому и задача была поставлена всей полузащите, включая Домингеса: бить со средней дистанции. Если все-таки вернуться к минусам «Барселоны», зона в районе линии штрафной у нее часто бывает оголена, потому что Иньеста и Хави не опускаются из середины поля. Образуется вакуум, удобный для ударов.
- Насколько серьезной потерей до игры вам представлялась травма Бухарова?
- Не очень серьезной. Мы даже планировали как один из вариантов игру без Бухарова и в том случае, если бы он был здоров. Потому что в игровой модели, которая, как мы предполагали, будет иметь место против «Барсы», Бухаров мог оказаться не так полезен, как в привычных для него условиях. Мы и на тренировках наигрывали другие связки: Домингес - Гекдениз, Домингес - Касаев.
СЕМАК ИГРАЛ С ПОВРЕЖДЕНИЕМ, НО ТЕРПЕЛ
- Домингес уйдет из «Рубина»?
- Ох, хотелось бы, чтобы остался. Но у нас с Чори была договоренность: до конца года он в команде, потом будем обсуждать ситуацию. Сейчас много ходит слухов про его уход в «Эспаньол», еще куда-то... Домингес подходил ко мне: «Предложения действительно есть, тренер, но если возникнет что-то конкретное, я вам сразу обо всем скажу».
- Игра с «Барселоной» наверняка увеличит количество таких предложений.
- Согласен. Надо еще учитывать, что Домингес сыграл не в полную силу. Но по объему проделанной работы он сегодня превзошел самого себя, выдержал колоссальную нагрузку.
- Рязанцев после этого сезона станет свободным агентом. Почему клуб не продлевает с ним контракт?
- Мы бы и его оставили с удовольствием. С ним тоже был разговор. Но пока игрок с агентом думают, наверняка у них есть другие предложения. Обсуждение перспектив Рязанцева в «Рубине» еще впереди.
- Что вы ответите тем, у кого в сознании не очень стыкуются поражение «Рубина» от «Амкара», ничья с «Томью» и выигрыш в гостях у «Барселоны»?
- Что у нас нет опыта игры на два фронта. Мы побаивались даже «Химок», поскольку ребята мыслями уже были здесь, в Барселоне. Поменяли полсостава, понимая: нашей основе может просто не хватить сил на игру с «Барсой». И это был риск. Слава богу, выиграли в обоих матчах.
- Не имея опыта, о котором вы сказали, верили в победный исход в столице Каталонии?
- Главное, чего хотелось, - выступить хорошо. Теплилась надежда на то, что сможем один мяч забить и сыграть вничью. Во всяком случае, сейчас так кажется. Настраивали ребят на то, чтобы сыграли правильно. Показывали им много видеомоментов, когда команда более низкого класса, совершая верные перестроения, не позволяла «Барсе» ничего сделать. И наоборот, демонстрировали, как жестоко «Барса» наказывала своих соперников за ошибки.
- Причем наказывала не только за счет индивидуальной техники звезд, но и сугубо командной игрой.
- Конечно. «Барселона» - очень крепкая команда с отличным тренером, рука Гвардьолы хорошо чувствуется. Против нас хозяева не импровизировали, а выполняли определенный план - это было видно по наигранным взаимодействиям. Еще до их гола Гвардьола кричал Ибрагимовичу, чтобы он шел в ту зону, из которой потом забил. И я почему-то был уверен, что Шаронов с Навасом это знают. Мы показывали им, как он туда открывается, как надо отскакивать, как его передавать. И когда Ибрагимович все-таки отличился... Очень синхронно все было выполнено, на то она и «Барса». А Рома Шаронов после игры извинился. Сказал: «Это моя ошибка».
- Вам как-то помогли при подготовке к «Барсе» испанцы «Рубина» - Сесар Навас и тренер Рауль Гонсалес Рианчо?
- Навас не помогал, а Рауль собрал огромное количество информации. Он знает многих тренеров, каждый из них советовал, как лучше играть против «Барсы». Ценнейшая информация. Что-то мы отвергали, чем-то воспользовались.
- А помогло то, что вы ограничили общение игроков с родственниками в полдень накануне игры?
- До этого я им сказал, что в понедельник и вторник встречи вообще запрещены. К Чори жена приехала, он попросил посидеть с ней полчаса, поговорить - я разрешил. Остальные с такими просьбами не обращались.
- Для футболистов лучше сидеть в номерах?
- Зачем в номерах? В холле можно, пожалуйста. Главное, из гостиницы не выходить. Дело в том, что у родственников могут быть какие-то проблемы, а перед игрой все эти волнения ни к чему. К тому же игроки нам были нужны для индивидуальных бесед. Многие сидели, кофе пили, и мы прямо в холле с ними эти беседы и проводили.
- Вы сами успели посмотреть что-то в Барселоне?
- Только в мечеть съездил, попросил Аллаха о помощи. И он услышал мои молитвы.
- Семака заменили из-за травмы?
- Сам он замены не просил. Шаронов сказал, что у Сергея проблемы с приводящей мышцей. Повреждение у него уже давно было, мне кажется, но он терпел.
- Семак был не очень заметен до замены, вам не показалось?
- В плане перестроений он все делал правильно. Перекрывал зону Рязанцева, который ошибался, успевал страховать Ансальди и подчищать его огрехи. Поэтому мяч часто принимал на фоне усталости. Отсюда и потери.
ЧТО-ТО В ЖИЗНИ НУЖНО СДЕЛАТЬ ДО КОНЦА
- Вам не кажется, что ответный матч для «Рубина» может оказаться сложнее первого?
- Именно так и будет. Сейчас нас «Барса», возможно, недооценила. Я видел под трибунами испанцев перед игрой, они выходили на поле немножко несобранно. И играли так же поначалу. Думали: «За час мы точно не раз забьем». А в Казани им придется решать конкретную задачу выхода из группы.
- Не секрет, что «Рубин» к Лиге чемпионов усилился не так, как хотел бы. Кого не смогли взять?
- Двух футболистов - форварда и центрального полузащитника.
- Один из них - нынешний армеец Гильерме?
- Нет. Гильерме мы хотели брать еще до его перехода в «Динамо» Киев. Разговаривали с ним и здесь, и в Бразилии, общались с президентом его клуба. Не сошлись в цене: таких денег, как в Киеве, у нас нет. А купить хотели нападающего и центрального полузащитника. Не вышло. Тогда взяли Муравски, хотя сорвавшаяся покупка была сильнее.
- На вашу селекцию повлиял кризис?
- Да. Причем именно в тот момент. Если бы у нас тогда были деньги, форварда мы точно купили бы. Он на ведущих ролях в чемпионате Италии, кто - не хочу говорить. Денег не нашлось, но мы благодарны своим спонсорам, который изыскивают возможность нас содержать и в изменившихся финансовых условиях.
- Этим форвардом интересовались другие российские клубы?
- Нет.
- Сибайя сможет принять участие в следующей игре Лиги чемпионов?
- Надеюсь, сможет. Дисквалификация закончилась, а форму он набрал неплохую.
- На игру в Барселону из Казани приезжал мусульманский священник - муфтий. Это ваша инициатива?
- Мы с ним дружим, он служит в главной мечети Татарии - Кул-Шариф. Вместе ездили в Кувейт, где у нас сложились хорошие отношения с влиятельными людьми. На ответную игру с «Барсой» пригласили кувейтского принца - второго человека в иерархии страны. Может быть, он приедет.
- В Барселоне вас поддерживал сын. Часто такое бывает?
- Сын живет в Англии, поэтому был до сих пор всего на двух моих матчах - в Казани с «Интером» и здесь.
- Сегодня вы гордитесь собой как отец?
- Я просто поблагодарил сына за то, что он в такую минуту был рядом со мной. Сопереживание многое дает в плане сближения.
- Мне кажется или вы действительно похудели?
- Да, это так.
- Режим или нервы?
- Режим. Небольшие ограничения.
- За годы работы в «Рубине» вам поступали предложения из-за рубежа?
- Были. Но я их сразу отклонял. Хочу закончить начатое в Казани, чувствую личную ответственность за создание футбольной инфраструктуры. Сейчас вот пригласил друга, Ивана Даниелянца, которого еще по Ашхабаду знаю. В последние годы он жил в Австрии, но мне согласился помочь. Надеюсь, поднимет уровень нашей школы и детских тренеров, с этим большая проблема.
- Вы вообще исключаете отъезд из Казани по вашей инициативе?
- Исключаю.
- Вне зависимости от уровня клуба, который вас позовет?
- Совершенно верно. Что-то в жизни нужно сделать до конца. Надеюсь, в Казани у меня это получится.
Евгений ДЗИЧКОВСКИЙ
Спорт-Экспресс