ОНУФРИЕНКО: «Немецкий гандбол от меня не убежит»
Правый полусредний сборной Украины продолжит карьеру в минском «Динамо»
- 04 июля 2009, 14:38
- |
- 1005
- 0
- Даже с учетом невыхода ЗТР в элитный раунд Лиги чемпионов жаловаться на минувший сезон вам грех. В активе - клубное золото сразу двух стран и второе место сборной в достаточно сложной группе отбора на Евро-2010...
- Так получилось, что ни в стартовом выездном матче с голландцами, ни в победной встрече с Испанией играть не мог - залечивал гайморит. Но вывод сделал: в Европе не осталось заведомо проходных команд. На мой взгляд, не реши мы основной задачи попадания в январский финал, все забыли бы о выигрыше у призеров двух Олимпиад. Более того, отнесли бы его к разряду случайностей.
- Еще пару-тройку лет назад о молодых кандидатах в сборную впору было говорить словами из тоста одного заунывного телесериала - «За наше потерянное поколение, вычеркнутое из списков на победу». Признайтесь, играя летом в Виго, чувствовали разницу в классе с пиренейскими асами, чьи титулы наверняка давили на психику?
- Да в том-то и дело, что ничего не давило. Во-первых, все понимали, что Испания дважды на одни грабли не наступит, и уж полтора тайма они упирались на всю катушку, желая обеспечить выход именно с первого места. Во-вторых, тренеры, отбросив «накачки», смотрели нужные тактические связки «под Голландию», ведь от нашей игры с ней в Запорожье зависела судьба попадания в Австрию. Для нас это был урок на завтра. И зрительная память фиксировала, как играют люди из первого эшелона. Так приходит собственный опыт принятия решений. Возможно, все это и позволило пройти голландцев, у которых едва ли не каждый второй играет в немецкой бундеслиге.
- Их вратарь Герри Айлерс долго не давал украинцам уйти в отрыв, но именно вам удалось забить вму девять мячей.
- Приличный голкипер, однако наш Геннадий Комок спасал ворота не меньше. Настраивались мы, понятно, на победу, иначе о второй строке в таблице следовало забыть. Но хотелось добиться «плюс 6», чтобы последний выезд в Литву стал формальностью. Из-за этого нервничали, допускали рисковые передачи, поспешные броски. Однако, как говорится, прыгнули выше головы. Хотя, понятное дело, помогла и капля везения.
- То, что Онуфриенко рано или поздно окажется за рубежом, предполагали не только специалисты, но и болельщики. Все же ваша кратковременная отлучка в Катар была воспринята с изрядной долей иронии...
- На самом деле, в этой командировке нет ничего из ряда вон выходящего. Приглашение пришло в ЗТР не впервые. Наш шеф Сергей Николаевич Иванисов сообщил: есть, мол, вариант провести в Катаре финиш их сезона, ну и, естественно, денег подзаработать. К тому моменту наш клуб шел в чемпионате Украины с приличной форой, так что особого риска тренеры не испытывали. Но если перед вылетом казалось, что уровень чемпионата далекой страны явно ниже украинского, то вскоре пришлось это мнение изменить. Более того, в первый клуб, куда меня рекомендовали по приезде, я не подошел.
- У них там что, россыпь талантов, чтобы пренебречь игроком, постоянно выступавшим в групповых этапах Лиги чемпионов?
- Выбор - он же всегда за покупателем. А через сито катарского гандбола просеялось много серьезных мастеров, которые, видимо, подтянули местных спортсменов, оказавшихся прилежными учениками. Ну, а шейхи на то и шейхи, чтобы перебирать харчами. Короче говоря, мой агент сработал оперативно, и там же в Дохе нашел для меня клуб «Аль-Садд», за который, кстати, в футбол играл Ромарио.
-Выходит вы ни с кем не консультировались, а просто сыграли с листа?
- Конечно, я понятия не имел, с чем едят тот же «Аль-Ахли», переигровка с которым должна была определить чемпиона Катара-2009. Уже по ходу пьесы разобрался, что их невысокий кореец, на вид разменявший четвертый десяток, не испортил бы каши своими финтами в атаке ни в одном европейском суперклубе. Да он наверняка и играл там, пока был в соку, ну, может, не забивал, как здесь, по «червонцу», всем и всегда. Замечу, что у тунисского наставника «Аль-Садда» Халида Ашура просто не было времени думать, нужен я им позарез или так себе. Как раз выбыл из строя ведущий полусредний Эрик Гул. поэтому за три тренировки надо было ввести меня в спектакль, словно актера, на ходу запомнившего текст.
- Даже языковой барьер не стал помехой?
- Помогла доброжелательная атмосфера, хранителями которой являются ветераны: задачей добыть чемпионский титул они меня буквально загипнотизировали. Мы и выиграли с отрывом в 6 мячей. Столько же оказалось в моем активе. Приятно был удивлен, что за один вечер мне, украинскому пришельцу, наравне со всеми была вручена золотая медаль. Впрочем, на грядущие турниры никто мне железного места в основе не обещал, ведь ждали возвращения Гула. На старте группового этапа «Кубка принца Катара» мы «влетели» в пять мячей армейской команде, причем под раздачу мощного алжирца-бомбардира и группы тунисцев угодил и я.
- А как же лимит на иностранцев?
- Это не относится к арабскому миру. Так или иначе, а к следующему поединку с «Аль-Гарафа» оклемался Гул. Наша компания «на флажке» выиграла - 30:25. Все закончилось финалом с «Аль-Райаном» - тем самым, который «прокатил» мою кандидатуру. Правда, в такой ситуации тренер посчитал, .что опыт Гула важнее моих затаенных амбиций. Но меня порадовал счет в нашу пользу - 33:31.
- Вы, надеюсь, не обиделись на своего коллегу по амплуа?
- Ни в коем случае! Аргентинец, поигравший в Испании за «Вальядолид» и «Барселону», а в России за «Чеховских медведей» - одна из ярких фигур во всем чемпионате. А я находился в коллективе без году неделя. Но сам чувствовал себя почти таким же кадровым бойцом. Доверили играть в полуфинале следующего турнира «Кубок эмира», в котором мы взяли реванш у армейцев - 25:24. А финал был вновь с «Райаном». На площадку выпустили Гула, и соперник оказался удачливее на семь мячей. Что ж, два первых и одно второе место - не худший итог командировки.
- Полагаю, в Минске, куда вы собрались с нового сезона, вашу фамилию произносить будет легче, чем в Катаре. Или, по запорожскому образцу, сойдет и загадочный Ларик?
- Вообще-то в детской спортшколе за мной закрепилось прозвище Онуфрик, но коррективы внес Виталий Нат, большой дока в придумывании прозвищ. Как-то еще до его отъезда в легионеры мы ехали на сборы в польский Держанув клубным автобусом ЗТРа. По видео крутили «Золотого гусака», на экране возник Лери Вин. Быстро оценив мою лохматую прическу, Нат вынес «приговор», впоследствии сокращенный до «Ларик». Ну а минчан могли просветить Вячеслав Лочман и Юрий Хауха, выступавшие за местное «Динамо» в минувшем сезоне.
- Давайте начистоту. Мне говорили, что гандбольное «Динамо» располагает бюджетом, сопоставимым с седьмым клубом бундеслиги. Но неужели белорусский чемпионат - то мероприятие, куда должен стремиться игрок стартовой семерки украинской сборной? По идее, любая команда из немецкого трюма и то заманчивее.
- У меня были предложения от двух клубов Германии, венгерского «Веспрема» и словенского «Целье». Только ведь с учетом контракта в ЗТР подобный трансфер денег стоит. Досконально не вникал, но получается, кто-то мог заплатить сразу, кто-то - нет. Перед динамовцами ставятся на Лигу чемпионов самые крутые задачи. Идет большая ротация игроков. Даже не знаю, кто из прежнего списка остается. Похоже, вратарь Андрей Шипенко, известный по южненскому «Портовику», продолжит карьеру. Меня и прежде спрашивали: неужели чемпионат Белоруссии сильнее украинского? Надо поиграть в нем, чтобы убедиться и дать ответ. А немецкий гандбол, надеюсь, никуда от меня не убежит.
- При этом, расставшись с запорожским клубом, вы невольно оголяете в украинской команде важную позицию. Ей будет не хватать ваших неординарных ходов...
- Еще в спортшколе мне дали понять, что у хорошего профессионального игрока должен быть комплект разнообразных бросков. Нередко оставался после тренировок, дорабатывал навыки. Так было в запорожском интернате №4 и в ЗТР-2. Как говорится, в буднях пахал, в матчах - сидел на лавочке, ведь тогда играли на задней линии Сергей Шельменко, Вячеслав Лочман, Сергей Горбок. Смотрел, впитывал. Поверьте, все получилось не вмиг, особенно право на импровизацию.
- Использовать вас только в нападении - такая роскошь ЗТР по силам, но не укоряют ли за промахи те, кто как бы за вас работает в обороне?
- Стараюсь выложиться в атаке на все сто, сковывая, где возможно, и двух опекунов. Коллеги это понимают - мы же на одну победу играем. Атлетам, не столь подвижным, я, должно быть, кажусь неудобным - это и пытаются использовать и в сборной, и в клубе.
- Главный тренер сборной Леонид Захаров обронил фразу, что порой надо соперника обмануть, если в лоб не прошибешь. Как вам такая оценка?
-Мне нравится. И мы охотно поможем нашим наставникам в столь благородном деле.
Олег МЕЖОВ, газета «СЭ в Украине»