Дело Эмилио Гурусеты

Несет ли ответственность арбитр за соблюдение порядка на стадионе?

28-летний Эмилио Гурусета - самый молодой в начале 70-х годов прошлого столетия и, по мнению большинства специалистов, самый перспективный в ту пору испанский арбитр, обслуживавший матчи Примеры. Именно ему и было поручено проведение ответного четвертьфинального поединка розыгрыша Королевского кубка-69/70 (тогда Кубка Генералиссимуса) между традиционно непримиримыми соперниками - «Барселоной» и «Реалом».

Первая встреча состоялась 30 мая 1970 года в Мадриде и закончилась победой хозяев -2:0. Однако второй гол вызвал у каталонцев резкое неприятие - на их взгляд, он был забит из офсайда. Опытнейшему рефери Иско Сарикьеги, за плечами которого значилось немало сложнейших международных матчей, с трудом удалось возобновить игру - настолько вызывающе вели себя гости.

Однако самое интересное произошло спустя два дня - национальная ассоциация лишила Сарикьеги статуса арбитра международной категории (!) и на полгода перевела его в сегунду для «закалки характера». Причиной столь унизительного наказания стала мягкость рефери по отношению к хамскому поведению игроков «Барселоны». В особенности - Гальего и Эладио, которые уже после матча, в тоннеле, ведущем в раздевалки, буквально засыпали Сарикьеги изощренными ругательствами. Арбитр подал в отставку. «Я информировал федерацию об оскорблениях, нанесенных мне игроками барселонского клуба, о чем сделал соответствующую запись в протоколе. Да, каталонцы вели себя нагло и по ходу матча заслуживали даже более жесткого наказания. Но в таком случае игра бы не закончилась - мне пришлось бы удалить половину игроков в их составе...»

Вернуть пошатнувшийся авторитет судейскому корпусу, а заодно проявить принципиальность и строгость спустя неделю и было поручено молодому Гурусете Муро. Первый тайм оправдал все ожидания - на поле царила идеальная дисциплина, а «Барселона» сумела отыграть один мяч, что не могло не вдохновить стотысячную аудиторию «Ноу Камп».

Все перевернулось с ног на голову на 72-й минуте, когда форвард гостей Веласкес, обыграв двух соперников, ворвался в штрафную площадку каталонцев и был сбит с ног простейшим из возможных приемов - подножку применил Рифе, Гурусета без колебаний указал на 11-тиметровую отметку.
Вот тут Гальего и Эладио - два центральных защитника «Барселоны» - вновь проявили себя в полной красе, не успокоившись даже после того, как Амансио отправил мяч в сетку, Гypyceтa призвал к порядку, игра возобновилась. Но стоило арбитру принять любое решение, как Эладио воздевал руки к небу, бился головой о газон, тыкал пальцем в сторону судьи, апеллируя к болельщикам.

Терпение у Гурусеты кончилось, когда Эладио во весь голос заметил, что «рефери играет за «Реал». Последовало удаление. В ответ с трибун полетели подушки для сидений. Наставнику каталонцев англичанину Вику Букингэму стоило немалых трудов, чтобы удержать своих футболистов от намерения отправиться в раздевалку. Диктор по стадиону призвал зрителей соблюдать спокойствие, иначе матч будет прекращен.

Но было уже поздно. Вначале поодиночке, а затем толпами болельщики высыпали на поле - Гурусета вместе с игроками «Реала» продемонстрировал спринтерскую прыть, прежде чем успел скрыться в тоннеле. До окончания игрового времени оставалось четыре минуты...

Тренер мадридцев Мигель Муньос на послематчевую пресс-конференцию не явился, поскольку досрочно покинул стадион и отправился в госпиталь, где ему наложили два шва вследствие травмы головы «летящим твердым предметом», как говорилось в официальном пресс-релизе. Заменивший его технический директор «Реала» Кальдерон в весьма живописных выражениях охарактеризовал Барселону как большую деревню.

Каталонский клуб был оштрафован на внушительную сумму. Эладио и Гальего - дисквалифицированы. Припомнили им и выходку в Брюсселе, когда в составе сборной во время отборочного матча мирового первенства они провоцировали бельгийских футболистов, а после игры избили полицейского и были объявлены персонами нон-грата в этой стране. Президент «Барселоны» Монтал извинился за поведение своих игроков и болельщиков.

И в то же время обвинил во всем произошедшем арбитра Эмилио Гурусету, словно забыв, что на его кандидатуре настаивал при назначении судей, в пику представителям «Реала», «отведя» четырех рефери, вполне устраивавших столичную команду. Более того, Монтал договорился до обвинения Гурусеты в лояльности к Королевскому клубу по «определенным мотивам», а очевидный пенальти в ворота своей команды назвал выдумкой арбитра, продиктованной «непонятными ни ему, ни болельщикам побуждениями».

Как ни странно, но в национальной федерации козлом отпущения тоже решили сделать Гурусету - он был на полгода отстранен от обслуживания матчей. «Действия арбитра спровоцировали зрителей на беспорядки»,- объяснил президент ФФИ Руис Веласко. Правда, по поводу пенальти не обмолвился и словом.

Это в свою очередь вызвало недоумение представителей судейской ассоциации. Ее президент Хосе Пласа назвал решение федерации опасным прецедентом, поскольку рефери не могут отвечать за порядок на стадионах. Один из самых авторитетных в стране арбитров Гонсалес Эчеваррия, имеющий статус рефери ФИФА, в знак протеста против своеволия чиновников федерации заявил о завершении своей карьеры. Его коллеги пригрозили бойкотом.

«Судья - не подразделение полиции,- возмущался Пласа.- В футбольном смысле из решения о наказании Гурусеты следует, что если арбитр назначит пенальти в ворота хозяев поля, а публика начнет выражать неудовольствие, то он несет ответственность за возможные беспорядки, даже если назначение 11-тиметрового абсолютно справедливо. Далее решение федерации предполагает, что хозяева поля должны всегда выигрывать, а матчи отныне регламентируются не правилами, а управляются толпой. Большего абсурда трудно и придумать!»

Хосе Пласа инициировал рассмотрение сложившейся ситуации судейским комитетом ФИФА. Пожалуй, впервые в международной практике этот орган вынес вердикт в отношении футбольных властей конкретной страны - решение испанской федерации было признано неправильным, а дисквалификация Гypyceты незаконной.

Международный судейский комитет подчеркнул, что все решения арбитра, принятые во время матча, «являются окончательными и не могут быть предметом для последующего расследования федерацией либо ее органами. Не играет роли и то, совершил ли арбитр ошибку, просчет, даже если эта ошибка будет подкреплена доказательствами. Общественный же порядок на стадионах, его поддержание - обязанность не судьи, а специальных служб».

Узнав о решении ФИФА, Руис Веласко выступил с резкими нападками в ее адрес, обвинив вышестоящую инстанцию во вмешательстве во внутренние дела испанской федерации. Однако далеко не все влиятельные лица ФФИ были с ним согласны. Неудивительно, что вскоре Веласко был смещен с должности. Ну а Эмилио Гypyceтa стал символом торжества справедливости: «Я невиновен, моя совесть чиста. Я действовал так, как должен действовать арбитр. Надеюсь, произошедшая со мной история поможет всем моим коллегам достойно нести нелегкую судейскую ношу».


Юрий КОЗЕНКО, газета «Команда»

Владислав Мельников Sport.ua
По теме:
Читайте нас в Telegram

ВАС ЗАИНТЕРЕСУЕТ

Футбол | 06 мая 2024, 23:25 3

Юлия не очень хочет уезжать из Испании

Комментарии