СЛУЦКИЙ: «Борюсь со стрессом, качаясь на скамейке»
Россияский тренер Леонид Слуцкий закончил игровую карьеру из-за кошки
- 05 февраля 2009, 16:15
- |
- 2049
- 4
В свои 37 лет Леонид Слуцкий - один из самых востребованных тренеров в России. В прошлом году он взял 4-е место с небогатой «Москвой», в нынешнем - 6-е с провинциальными самарскими «Крыльями». Поэтому без особого удивления было воспринято в футбольном мире сообщение о том, что Слуцкого зовет к себе ЦСКА. Однако тот предпочел остаться в Самаре. О причинах такого решения, способах выживания во времена кризиса и многом другом сам тренер рассказал в эксклюзивном интервью корреспонденту «Известий» Дмитрию Филипченко.
«В момент поражения человек всегда одинок»
-Что чувствуете, когда Андрей Аршавин или Сергей Овчинников называет вас будущим главным тренером сборной России?
- Еще когда я переходил из волгоградской «Олимпии», где работал семь лет, в элистинский «Уралан», взял за правило: надо научиться жить одним днем. При всей объективности футбол - иррациональный вид деятельности. Успех зависит от множества факторов. Поэтому как бы ни были мне приятны чьи-то слова, стараюсь не заглядывать далеко вперед. На сегодня я тренер «Крыльев Советов».
-И все же лет пять назад могли представить, что добьетесь высоких результатов в премьер-лиге?
-Результат - тоже понятие относительное. Руководство «Москвы», например, в прошлом году четвертым местом не удовлетворилось. А вообще я карьеру никогда не планировал.
-Вам ведь прозвище Русский Моуринью бывший гендиректор «Москвы» Юрий Белоус придумал?
-Это он так пошутил. Юрий Викторович горазд был на такие пиар-ходы. На самом деле это значило только то, что я не был профессиональным игроком. Как и Моуринью, который никогда не играл в футбол, но добился высоких результатов. Точно так же можно было привести в пример Салданью, Арриго Сакки или Рафу Бенитеса, Все они не были выдающимися игроками, но многого добились в тренерской профессии.
- Еще принято считать, что вратари не становятся великими тренерами, а вы как раз начинали играть в воротах.
- Вратарей в команде два, а полевых игроков - двадцать. Тут даже математика в пользу полевых. Но это я даже не о себе говорю. Да, я до 18 лет играл в воротах, но с голкипером себя сейчас не ассоциирую. Не сравнивать же себя с Сергеем Овчинниковым! Мы с ним на разных горизонтах играли.
-Слышал, вы закончили карьеру футболиста из-за соседского кота. Лазали за ним на дерево, упали, сломали ногу..
-Не просто сломал - был открытый многооскольчатый перелом. Год провел в больнице, врачи говорили об инвалидности. К счастью, этого не произошло, но о профессиональной карьере пришлось забыть. Хотя когда сегодня я себя оцениваю как вратаря, то понимаю: максимум, чего бы я мог достичь, - это играть в первом дивизионе.
-Недавно вас начали сравнивать не только с Моуринью, но и с Лобановским: во время матчей также качаетесь на скамейке.
-Самое сложное в тренерской работе - это преодолевать тот стресс, который на тебя наваливается во время игры. Это невероятный стресс! Даже не знаю, с чем его сравнить в повседневной жизни.
-Может быть, с ощущениями, когда вы попадаете в ДТП на машине?
-Слава Богу, не попадал в аварию. Нет, не нахожу сравнений - будь то катание на американских горках или житейские неурядицы. Короче, во время матчей организм подчас ведет себя непредсказуемо. И то, что я начинаю раскачиваться на скамейке, это подсознательная реакция, которую не считаю нужным как-то подавлять. Видно, у Валерия Васильевича было что-то схожее. Хотя я пытался отшучиваться: мол, у меня лишний вес и во время игры я качаю пресс.
-Интересно, а как вы снимаете стресс?
-К сожалению, нет универсального способа. Ночь после игры всегда бессонная. Как правило, я смотрю повтор нашей игры, обсуждаю ее с людьми, мнением которых дорожу, или просто сижу в интернете. А вообще лучшее средство от стресса - победа. Если же команда проиграла, это просто надо пережить. Ведь в момент поражения человек всегда одинок.
«Без Хиддинка не было бы бронзы на Евро»
-Раз уж заговорили о Лобановском и Моуринью - кто из тренеров оказал на вас наибольшее влияние?
-Скорее это собирательный образ. Кто-то нравится тактическими схемами, кто-то манерой поведения или построением общения с игроками… Но вообще, когда я начинал тренерскую карьеру, то учился на командах Арриго Сакки. Прежде всего, на его звездном «Милане». Это был образец игры в обороне, и когда в Россию попадали диски с методами зонной игры «Милана», то они до дыр переписывались теми тренерами, которым это было интересно. Кроме того, я много читал Бориса Аркадьева То, о чем он писал еще в 60-е годы, очень современно и сегодня.
-Известно, что вы любите ездить в заграничные клубы на стажировки. Что больше всего там впечатлило?
-В «Челси» мне был ближе всего учебно-тренировочный процесс. Было приятно видеть, что какие-то мои мысли подтверждаются. В «Милане» поразила лаборатория Milan-lab. Это просто НАСА, я уж не знаю, какой век футбольной науки! В «Манчестер Сити» я пробыл дольше всего, у меня был большой доступ к Стюарту Пирсу и генеральному менеджеру Алистеру Макинтошу, поэтому я смог разобраться в построении всего клубного хозяйства А в «Роме» у меня сложились хорошие отношения с главным тренером Лучано Спалетти - мы могли часами обсуждать какие-то тактические нюансы.
-Работу Гуса Хиддинка в сборной России наблюдали? Можете сравнить с европейскими образцами?
-Хиддинк сумел сделать две основные вещи, которые способствовали успеху. Первое - он изменил статус национальной команды. Сборная переселилась в лучшие отели, стала летать лучшими чартерами. И игроки почувствовали, что к ним относятся как к национальному достоянию. Что говорить, если база в Леоганге, где поселилась наша сборная, отказала голландцам. А второе, тесно связанное с первым, - Гус сумел убедить игроков, что их команда является одной из лучших в Европе. Произошел перелом в сознании, и это было главное. Дальше уже пошла методическая работа, тактика - но здесь не было революций, и с этим мог бы справиться уже и российский тренер.
-Если резюмировать: без Хиддинка мы бы бронзу на чемпионате Европе не взяли?
- Нет.
-В российской премьер-лиге сегодня много молодых тренеров - вы, Кобелев, Рахимов, Юран.. Общаетесь между собой?
-Конечно. Но общаешься все-таки не обязательно с ровесниками, а с тем, у кого схожие интересы. Из всех тренеров премьер-лиги у нас лучшие отношения с Юрием Красножаном. Я из Волгограда, он из Нальчика - один регион, были общие знакомые, встречались еще в первом дивизионе. А вообще у меня со всеми ровные отношения. Скажем, с Диком Адвокатом перед матчами наших команд минут 10-15 всегда общаемся по разным текущим вопросам.
-Скажите откровенно: с ЦСКА, который якобы приглашал вас главным тренером, был контакт?
-: Нет. Может, на уровне руководства клубов что-то и обсуждалось. Но, повторюсь, лично я ни с кем по этому вопросу не встречался.
-Вы решили отработать все три года вашего контракта с «Крыльями»?
-Не знаю, как будет в дальнейшем. Но еще когда я тренировал «Олимпию», всегда говорил футболистам: нужно играть там, где тебя ценят. Вот и я чувствую,, что пока моя работа в «Крыльях» нужна и клубу, и региону. Потому и не вижу причин, чтобы эту работу менять.
- «Крылья» смогут взять кого-нибудь из новичков?
-Будут минимальные приобретения - три футболиста с российскими паспортами. Двое рассматриваются как игроки стартового состава, а один молодой должен составлять конкуренцию. То есть громких имен пусть болельщики не ждут. При этом собираемся выступить не хуже, чем в нынешнем году, когда заняли шестое место.
«Тренер не может по-настоящему отдыхать»
-Вы семью перевезли в Самару?
- Нет, жена с сыном весь год жили в Москве. У нас создавалась новая команда, и даже если бы я перевез семью, все равно появлялся бы дома не раньше десяти вечера, а утром уходил бы в девять. В Москве же устроен быт, есть своя квартира, сын ходит в сад, и не имело смысла им переезжать в новый город.
-А в Волгограде у вас кто-то остался из родных?
-Мама. Правда, когда меня нет в Москве, она часто живет у нас в квартире, воспитывает внука.
-Когда вы недавно ездили в Эмираты, отдыхали по-настоящему или тоже о футболе думали?
-Тренер не может по-настоящему отдыхать. И не из-за того, что ему постоянно звонят даже во время отпуска. Это просто состояние души, стиль жизни. Все время думаешь, кого мы возьмем из новичков или что можно улучшить на тренировочном сборе. Конечно, я и загорал, и купался, и с сыном ходил в аквапарк, но голову полностью освободить все равно невозможно.
Дмитрий ФИЛИПЧЕНКО, газета «Известия в Украине»