ЛУКА: «Океан ставит вопрос ребром»
Из-за финансового кризиса команда Team Russia прекратила участие в кругосветке Volvo Ocean Race
- 17 января 2009, 17:18
- |
- 1167
- 0
Родион планировал встретить Новый год в Киеве, а в середине января прибыть в Сингапур. Но в планы интернационального экипажа российской яхты «Косатка» вмешался кризис...
- На протяжении всего своего существования проект Team Russia финансировался питерским предпринимателем Олегом Жеребцовым, потратившим 12 миллионов долларов из личных средств, - рассказал Лука. - Но после третьего этапа регаты он объявил, что в связи с экономическим кризисом у него больше нет возможности на прежнем уровне финансировать команду. Когда Олег говорил нам об этом, у нас стоял комок в горле.
- Что для вас - единственного кроме Жеребцова представителя постсоветского пространства в этой кругосветке - стало неожиданным в столь масштабной регате?
- Океан ставит вопрос ребром, и я не ожидал, что на него так непросто будет найти ответы. Невозможно постоянно находиться в условиях повышенной влажности: у некоторых членов экипажа появилась сыпь после трех недель пребывания на борту, а в таких условиях любая рана не скоро заживает. Плюс ко всему постоянное недосыпание. Ты спишь всего шесть часов в сутки - три раза по два часа - и это в идеальном варианте.
Лишь приняв участие в океанской кругосветке, понял, что олимпийские регаты с профессиональным яхтингом и рядом не стоят. В океане люди рискуют жизнью, находясь на волосок от гибели, любая ошибка может стать роковой. Почувствовав эти сложности на себе, перестаешь удивляться, что среди вещей, обязательно находящихся на борту, есть и... мешок для покойника. Во время предыдущей регаты Volvo Ocean Race один человек выпал за борт, и когда его нашли через сорок минут, было уже поздно. Неудивительно: когда яхта несется со скоростью 30 узлов, а это почти 60 километров в час, и человека смывает волной за борт, проблема имеет все шансы стать неразрешимой. У каждого из участников регаты есть датчик GPS, с яхты видно, где находится человек, но чтобы остановить эту 14-тонную машину, у которой мачта с девятиэтажный дом, опустить паруса площадью порядка 900 квадратных метров, потребуется - при лучшей работе экипажа в светлое время суток - около 15 минут. А если ночью - значительно больше.
Пока яхта остановится, развернется и против ветра с намного меньшей скоростью возвратится назад, пройдет сорок минут. Вода холодная, и как бы человек тепло ни был одет, через 20 минут температура тела опустится до 33 градусов - это предел, когда ты теряешь сознание, и надежда не захлебнуться в этих волнах невелика. Человека найдут, но как оказать ему полноценную медицинскую помощь, когда до ближайшего берега - три тысячи миль?
Или вот вам другой пример. В океане встречаются посторонние предметы, и ты можешь ударить яхту, сделанную из не такого уж прочного карбона, образуется пробоина, и тогда весь экипаж окажется в беде. Плюс, в Индийском океане процветает пиратство. Перед регатой нас инструктировали: пиратам сопротивления не оказывать, в случае нападения - сдаваться сразу.
- Легко ли было после яхты олимпийского класса освоить океанскую?
- Мне потребовалось всего две недели. Но, конечно же, удивила сложность управления лодкой в целом. Механизм - словно в самолете, стоит порядка трех миллионов евро! В океане луна не видна, и когда среди ночи ты стоишь за рулем, лишь благодаря навигации представляя себе направление, ощущения противоречивы. Меня дважды отрывало от руля - благо я был пристегнут.
- Но выглядите вы, словно вернулись с курорта. Верно ли, что в портах, куда вы заходили, вас встречали как космонавтов?
- Это действительно впечатляющее зрелище. Но приятнее всего, когда на причале тебя встречает семья. Ты видишь своего ребенка на берегу, обнимаешь его, и это чувство не сравнить с тем, что бывает после возвращения из менее сложных поездок. Да и может ли быть иначе, ведь ты вернулся практически с того света и наконец-то обнял близких. Лишь в такие моменты я понимаю, какие жизненные ценности открывает океан. В суматохе обычной жизни этого не замечаешь.
- Как был организован быт экипажа во время продолжительных океанских переходов?
- Естественно, на яхте никаких удобств нет - ни душа, ни кондиционера. К примеру, на экваторе очень жарко, и ты спишь буквально в обнимку с 12-вольтным вентилятором, обливаешься потом, тело протираешь антибактериальными салфетками, пропитанными спиртом, пользуешься кремами для младенцев. Чтобы экономить вес, у нас весь запас провизии на один день на 11 человек составлял девять с половиной килограмм. То, чем мы питались, можно сравнить с армейской едой. Изжогу она не вызывает, и мне в целом нравилась. К тому же мы пили энергетические напитки, витамины, электролайты. В день потребляли по две тысячи калорий.
- После стольких испытаний логичен вопрос: ради чего все эти испытания?
- Мне хотелось почувствовать то, о чем прежде судил лишь теоретически. Я давно об этом мечтал, когда еще советская яхта «Фазиси» участвовала в кругосветной регате...
Руслан СВИРИН, газета «СЭ в Украине»