ХОЛЕК: «Веду себя прилично»
Перед переходом в «Днепр» Марио Холек консультировался у отца, агента и Хюбшмана
- 12 ноября 2008, 16:51
- |
- 1570
- 2
Когда в ноябре 2007 года чешская «молодежка» в Запорожье без особых проблем переиграла украинских сверстников под руководством Алексея Михайличенко -- 2:0, гости запомнились грамотными действиями в центре поля. Одним из героев того поединка оказался полузащитник ФК «Брно» Марио ХОЛЕК, который уже спустя пару месяцев подписал контракт с «Днепром» и сразу же попал в основную обойму. Полторы недели назад именно точная передача чешского легионера на голову Андрею Воробью помогла днепрянам вырвать победу в непростом матче с «Кривбассом».
-- Марио, как ты вообще попал в футбол?
-- Мне было то ли шесть, то ли семь лет, когда отец привел меня в футбольную академию при клубе «Брно». Я прогрессировал, и меня пригласили в дублирующий состав, где я провел полгода, а потом оказался в «основе» и даже стал играть за различные сборные страны. Мой отец тоже занимался футболом и хотел, чтобы я стал футболистом. Он выступал за команду небольшого чешского города, но, в отличие от меня, играл в защите. Когда я только начинал, тренер пробовал меня на позициях нападающего и защитника, но в конце концов оставил меня в полузащите. Папа всегда ходил на матчи с моим участием и комментировал мою игру, критиковал, давал советы.
-- О семье, если ты не против, немного подробнее...
-- Отец сейчас работает в полицейском участке, а мама -- секретарь в офисе. У меня есть сестра Ярослава, которая старше меня на год. Она обожает животных, и ее стараниями у нас дома живет несколько собак и кошек. В Чехии у меня осталась любимая девушка. Она учится на экономиста, и ей приходится разрываться между двумя странами: неделю она живет в Днепропетровске, неделю -- дома.
-- Какой была твоя реакция на предложение «Днепра»?
-- На тот момент за «Брно» я играл три года, и в команде была большая конкуренция. А я хотел профессионально расти. От «Днепра» пришло самое конкретное предложение. Агент не говорил мне о других вариантах, но я знаю, что мной интересовался клуб из Монако. Друзья опасались за меня, говорили, мол, в Украине все плохо. Я решил посмотреть сам и приехал с отцом и агентом в Днепропетровск. Мне показали новый стадион, базу. Я подумал, что если приму предложение днепрян, то не ошибусь, и все будет хорошо. Тем более на тот момент команда лидировала. Отец сказал, что если бы он был на моем месте, то уехал бы в Днепропетровск.
-- Получается, тебя убедил отец?
-- Я звонил Томашу Хюбшману из «Шахтера» и узнавал, как ему живется в Украине -- лучше ли, чем в Чехии? Он сказал, что уровень футбола тут выше. И это было главное, что я хотел услышать. С Хюбшманом мы не были раньше знакомы, но я знаю, что он выступал за пражскую «Спарту». У нас с ним один агент -- Давид Негода. Именно он и дал мне номер телефона Томаша. Мой агент также ведет дела Павела Недведа, Зденека Грыгеры и других известных футболистов.
-- Как тебя встретили на новом месте?
-- Нормально. К команде я присоединился в Турции, где «Днепр» проводил зимние сборы. Когда приходит новый игрок, конечно, остальные смотрят на него как на конкурента. На сборах меня поселили в комнате с Ионуцем Мазилу, который прибыл чуть раньше меня, а потому помогал на первых порах, чем мог.
Потом у меня возникли проблемы с написанием моей фамилии на футболке. Первая буква похожа по звучанию на украинское «г». В «Днепре» мне предложили на выбор -- Голек или Холек. Я выбрал последний вариант, хотя он и не соответствует правильному написанию. Но я не придаю этому большого значения.
-- Как прошла адаптация?
-- Когда только приехал сюда, друзей не было. Я долгое время жил один, потому что моя девушка была в Чехии. Мне было скучно, но теперь она ко мне часто приезжает, и все наладилось. Но не могу сказать, что полностью адаптировался -- почувствую удовлетворение, только когда буду хорошо играть.
-- Ты говорил, что выступал за сборные Чехии различных возрастов?
-- Уровень юношеской и юниорской команд был высокий -- много игроков теперь выступают в хороших клубах разных стран. Мне там нравилось -- хороший тренер, много друзей. А совсем недавно молодежная сборная Чехии, куда я регулярно вызывался, встречалась со сборной Украины в квалификации Евро-2009. Ваша команда с моим одноклубником Максимом Пашаевым в составе выиграла со счетом 1:0 и заняла второе место, а мы -- только третье.
-- Футболистом Холеком заинтересовались и тренеры национальной сборной?
-- Первый раз я получил вызов в главную команду страны, когда в феврале этого года находился на сборах на Кипре с днепрянами. Так совпало, что чешская сборная тоже проводила подготовку на этом острове и даже расположилась в той же гостинице, что и «Днепр». Команда моей страны сыграла там два товарищеских матча, но я принял участие только в одном -- против греков (по меркам ФИФА этот поединок рассматривается как неофициальный. -- Прим. ред.). Жаль, что Карел Брюкнер так и не вызвал меня для выступления на Евро-2008.
-- Чем отличается чешский футбол от украинского?
-- В Чехии команды действуют от обороны, много защитников, поэтому в матчах мало голов. А здесь играют в атакующий футбол, скорости выше, больше борьбы на поле. Тренировки в «Днепре» намного тяжелее, чем в «Брно». Тут высокий темп, мы много играем, а там все спокойно, немного бегали, делали упор на тактику. В Чехии в целом лучше инфраструктура, много хороших стадионов. Недавно построили новую арену в Праге, где проводит матчи «Спарта». Но в Днепропетровске тоже появился очень хороший стадион, я был на его открытии. Мне очень понравилось: хорошая атмосфера, много людей. Обидно, что мы долго не могли выиграть там...
-- Почему команда показывает невыразительную игру?
-- Если бы знал, сказал бы (смеется). Не знаю, в чем проблема. Много новых игроков, новый тренер, нужно привыкнуть. Чувствуется какая-то нервозность. Может, в этом и проблема. Конечно, поклонники клуба ожидали от нас лучших результатов.
-- В Чехии болельщики тоже могут остановить клубный автобус, если не довольны игрой команды?
-- Нет. Никогда там такого не видел. Но я как раз находился в автобусе «Днепра», когда фаны перегородили дорогу. Я спросил у одноклубников: «Что они делают?» Меня успокоили -- мол, ничего страшного. К болельщикам вышли капитан и тренер, но у меня не было желания к ним присоединиться.
-- Как оцениваешь выступление «Днепра» в Кубке УЕФА?
-- Мы не ожидали, что вылетим из еврокубков так рано. В первом матче с «Беллинцоной» дома мы выиграли -- 3:2, а в ответном уступили -- 1:2. Когда в Днепропетровске мы вели по ходу встречи -- 2:0, то расслабились и потеряли концентрацию. А швейцарцы провели всего две атаки -- и обе закончились взятием наших ворот. Так как в первом поединке мы действовали нервозно, то в Швейцарии у нас была установка играть спокойно. Но не получилось, и на первой же минуте мы пропустили...
После финального свистка мы пошли в раздевалку и просидели там в полной тишине минут десять. Кто держался за голову, кто смотрел в пол, а некоторые даже плакали. Из оцепенения нас вывел Протасов. Он сказал: «Пошли в автобус. Все...» Думаю, в голове у него уже тогда была мысль подать в отставку. В самолете по пути в Днепропетровск мне кто-то из ребят сказал, что Протасов уже не тренер. Вечером сразу по прилете нас отвезли на базу, и мы провели занятие. Игроки вышли на поле на пробежку. Протасов даже не надевал тренировочную форму. Он попрощался, пожелал нам удачи и пообещал следить за нашими выступлениями.
-- Можешь сравнить стиль Протасова и Бессонова?
-- Бессонов сказал, что надо бегать, бегать, бегать -- просто умирать на поле. А еще он нам говорит: «Слушай, работай, молчи!» У него очень твердый характер, более жесткий, чем у Протасова. Бессонов просит нас действовать через фланги, чтобы не было хаоса, играть друг за друга. Я обрадовался его приходу на тренерский мостик, ведь он выпустил меня на поле в первом же матче (смеется).
-- Бессонов отправил в «дубль» много игроков основного состава. Как отреагировали на это в команде?
-- У ребят появилось больше желания работать на тренировках, чтобы остаться в «основе». Моими конкурентами считаю Пашаева, Грицая, Лисицкого.
-- Руководство «Днепра» организовало «горячую линию», чтобы контролировать, как игроки проводят свободное время. Клуб обратился к болельщикам с просьбой сообщать, если футболистов видели в злачных местах в неподобающем виде. Как относишься к этому нововведению?
-- Нормально. Недавно в клуб пришло письмо от доброжелателей, которые якобы стали свидетелями непристойного поведения некоторых игроков. В Чехии тоже существует подобная практика общественного контроля над футболистами. Если чешский игрок пошел на дискотеку, то на следующий день на сайте появляется информация, что в команде больше пьют, чем играют. Я не хожу в клубы, веду себя прилично, поэтому мне не страшна эта инициатива (смеется). Это проблема тех, кто пьет. Теперь у нас ходит много шуток по этому поводу. Ребята меня подкалывают -- якобы пришло письмо руководству, что я где-то гулял, развлекался. Они шутят, что именно поэтому я и не попал в состав на игру (смеется).
-- А как же ты проводишь свободное время?
-- Отдыхаю, долго сплю, хорошо ем, хожу на прогулки по центру города. Правда, в кино еще не был, фильмы смотрю дома, на DVD, на чешском языке. Еще я люблю рассматривать автомобили в Интернете. Когда появятся деньги, хочу купить новую машину -- «Ауди С5».
-- Где любишь отдыхать?
-- Недавно у нас было несколько выходных дней, и я слетал в Чехию. Много раз бывал в Египте, Тунисе. Зимой планируем поехать в Эмираты, а также в Австрию -- покататься на лыжах. Я опытный лыжник -- по крайней мере, не падаю (смеется).
Ольга ДОЛИНИНА
Команда