Ну ты, Вася, даешь!
Валерий Василенко – о казусе Ломаченко как следствие отсутствия украинской идеологии
- 12 января 2020, 07:17
- |
- 13 января 2020, 12:06
- 77307
- 154
На нервной почве лучше всего произрастают инфаркты. Да еще гибриды и ереси всяческих калибров. Стоит ли удивляться странным стихотворным словам Василия Ломаченко после его не менее странного видео с «вежливыми человечками»? Не стоит. Потому что линия поведения нашего абсолютного чемпиона мира по боксу как нельзя лучше ложится в эту канву. Канву безвременья. И Руины.
Стоит признать, что виноватых в таком положении вещей днем с огнем не сыщешь. Так уж получилось. Такое нам досталось наследство после развала «единого и неделимого». Независимость нам выпала скорее волею случая, нежели выстраданной необходимостью. Мы более двух десятилетий развивали свою государственность на бывшем, старом фундаменте. Пока еще был запас прочности в старых экономических связях, мы хоть как-то сводили концы с концами. Но вот с точки зрения идеологии, самоидентификации мы, независимые, оставались на порядок ниже Украины 1918-20 годов. Потому что наши далекие сограждане не были настолько зашорены на поклонении «старшему брату». И это поклонение больше всего проявилось в сфере изящных искусств и спорта.
***
Оставим спецам служителей муз. Поговорим о спорте. Этот род нашей деятельности сызмальства шел бок о бок с российским. Вспомните, хотя бы, Кубок чемпионов Содружества по футболу, участие отечественных хоккейных команд в чемпионате России, общие спарринги, тренировочные занятия и лагеря. После 2013-го все это и многое другое застопорилось, захлопнулось, захлебнулось. Преимущественно с нашей стороны. Но полностью разорвать пуповину так и не удалось. А все потому, что у нашего спорта, собственно, как и в государстве как таковом, не было выработано четкой идеологии. А еще потому, что на многих высокопоставленных спортивных должностях продолжают оставаться люди старой советской закалки.
Сергей Бубка, Григорий Суркис, Анатолий Коньков, Владимир Брынзак - эти и многие другие наши спортивные сановники не скрывали своих симпатий к северному соседу, словом или делом возвращая наш спорт в объятия к «старшему брату». В то время, когда у этого брата была своя идеология - пускай и примитивная, пускай и реваншистско-имперская, но таки реальная, у нас ее не было даже элементарной. Что там говорить, когда указ профильного министра Жданова о запрете выезда украинских спортсменов для любых целей на территорию страны-агрессора не был взят на вооружение по всем федерациям. И это не только потому, что профильный министр не пользовался среди подопечных должным авторитетом. Просто спортсменам, да и не только оным, не объяснили доступно, на понятном для них языке, почему нынешняя Россия - это зло, это агрессор, это пережиток прошлого. Никто толком не объяснил, не настоял, не показал на собственном примере, что без санкций со стороны украинских спортсменов санкции мирового спортивного сообщества выглядят уродливо и неполноценно. И мы продолжали боксировать в Москве, там же играть в теннис, на тех же бескрайних просторах стрелять по биатлонным мишеням. Нас не беспокоила этическая и моральная сторона вопроса. «Мы же прославляем украинский флаг» - элементарная и всеобъемлющая отмазка, одинаково работающая и для чемпиона мира по боксу, и для наших разговоров на кухне.
И вот в эту брешь, в этот идеологический нигилизм и отсутствие своих, собственных авторитетов начал поначалу медленно и незаметно, а потом все быстрее и явственнее стучаться «русский мир». Показательно, что украинского футболиста Ракицкого публично поддержали больше его коллег по «оружию», нежели футболиста Зозулю. А непублично - больше в разы. Защищать честь своей национальной сборной - большая проблема для наших теннисных, баскетбольных, шахматных и прочих спортивных прим. Мол, мы и так сделали для этой страны больше, чем все вы, кто сидит на диванах. Этот ползучий гибрид в виде искренней веры залез в души и к Усику, и к Ломаченко. «Бог один», «Крым - это Крым», «брат на брата чтоб не лез», и прочее, и прочее, и прочее.
Мы, обычно располагающиеся по другую сторону телеэкрана или, на худой конец, на трибунах, можем только искренне и безнадежно возмущаться по поводу. Но, по большому счету, наши возмущения для наших же кумиров - как укус комара. Или происки «бесов» и «демонов». Потому что они, кумиры, привыкли «кормить свою семью», уверовать, что «спорт вне политики», и что «ради рейтинга можно и в Москву поехать». В этой связи был бы весомым голос какого-нибудь морального авторитета. Или хотя бы спортивного. Рявкнул бы в сторону Ломаченко или Усика любой из братьев Кличко, мол, опомнитесь, они же наших убивают на Донбассе. Сказал бы Андрей Шевченко Ракицкому или Ордецу, что переход в чемпионат России в нынешнее время - это неуважение и предательство по отношению к тысячам погибшим. Научил бы Василий Вирастюк наглядно Жана Беленюка любить Родину - глядишь, и мусора в их буйных, но таких «недалеких» головах стало меньше. Но нет - в ответ тишина. Да и с самых что ни на есть высоких начальственных кабинетов страны тоже ни пары с уст. Спасибо, что хоть Зозулю поддержали...
***
Мы их теряем, наших лучших спортсменов, которые, зачастую бесясь от жиру, становятся удобной мишенью для воинственной чужой идеологии. Как теряем просто много лучших сограждан - кого на Донбассе, от вражеской пули, а кого на пути за границу, в поисках лучшей, нормальной жизни. А все потому, что у нас практически нет своей идентичности, своей диковинки, даже веры общей. Есть памятники, но авторитетов практически нет. Поэтому не удивляйтесь, если узнаете, по ком будет звонить следующий колокол.
И да, это не только им, Ломаченко и Усику, с нами жить. Но и нам с ними. И это не только мы, безликие, олицетворяем Украину, во всяком случае, отечественный спорт, но и они тоже. Причем больше, чем мы. Так что нам придется сосуществовать. Быть терпеливее. Снисходительнее. И ждать.
Пока не родится свой Вашингтон с новым и праведным законом. Пока не родится в муках новая украинская идеология. Или пока не появится настоящий мужик с яйцами во главе страны, или хотя бы нашего спорта, который доступно, можно злым и не тихим, расскажет и покажет всем этим «любителям Христа», что прежде всего нужно любить Родину…