Прирожденный бомбардир. Как Жуниор Мораес стал незаменимым в Шахтере
Обозреватель Sport.ua оценивает роль бразильца в структуре игры «горняков»
- 18 октября 2019, 12:09
- |
- 18 октября 2019, 22:48
- 11895
- 16
Форвард «Шахтера» в минувшем сезоне с 19 мячами стал лучшим бомбардиром чемпионата Украины. В этом сезоне натурализованный бразилец записал на свой счет уже 9 голов и сделал четыре голевых передачи. Еще один мяч Мораес провел в Лиге чемпионов, отличившись в победном матче с «Аталантой».
Рассмотрим роль Жуниора Мораеса в структуре игры команды Луиша Каштру, а также основные моменты, за счет которых бразилец находит свои шансы в атаке.
Смещения в полуфланги (игры с «Десной» и «Ворсклой»)
В этих двух матчах «Шахтер» отыграл в формациях 4-2-3-1, с Тайсоном в роли левого вингера, что является ключевым моментом в данных смещениях. В «Шахтере» Тайсон не выполняет роль чистого вингера, он очень часто выступает в роли разыгрывающего, спускаясь в опорную зону и уже там пытается своим пасом найти коридоры в оборонном блоке соперника, который в этих встречах использовал низкий блок. В этот же момент правый опорник (Степаненко) поднимался выше в зону между линий в центре, а вот сам Мораес уходил на освободившийся левый полуфланг, и ситуативно пытался искать зоны между крайним и центральным защитниками.
В матче с «Ворсклой» Мораес отыграл менее полутайма, но и там можно заметить схожие действия, только на этот раз с уходом на правый полуфланг после спуска Марлоса. Только никакой остроты эти перемещения в итоге не несли, так как соперник не уходил выше персонально за вингерами «Шахтера», фулбеки же держали плотность и большие разрывы между собой и центрбеком старались не допускать, от того и новых свободных зон не возникало.
Перемещения между линий
Здесь можно выделить три основных аспекта игры Мораеса: спуск во вторую зону, игра в роли «столба» перед штрафной и забегания за спину линии обороны.
Первый вариант наверняка подразумевал то, что, опустившись, Мораес попробует вытянуть за собой игрока, и в его зону после отыгрыша последует передача, куда уже зайдет вингер с полуфланга. Но на практике все ограничивалось просто спуском и обратным пасом в одно касание, пребывая спиной к чужим воротам, без вертикального продолжения. Попыток развернуться на приеме у Мораеса нет.
Второй вариант заключался в игре в «стеночку», зачастую либо с Марлосом, либо с Тайсоном, которые подходя к линии штрафной отыгрывались с Мораесом в одно касание, на которого немного отвлекались центрбеки, и выходили на ударную позицию. Здесь Мораес тоже преимущественно располагался спиной к чужим воротам и сам разворачиваться с мячом на приеме не пытался.
Третий вариант заключался в поиске момента для захода за спину линии обороны. В матчах УПЛ данный вариант игры проходил слабо и попыток было не так много, а виной тому низкий блок соперника, что практически не оставляло свободных зон между линией обороны и вратарем. Те немногочисленные попытки захода за спину защиты заканчивались ничем, так как не хватало пространства, вовремя подчищал вратарь. А вот в игре с «Аталантой», которая не прижималась сильно к своим воротам, данное пространство было. В одном из таких эпизодов Мораес и забил. В игре с «Аталантой» появились и зоны между центрбеком и крайним защитником, чего тоже мало наблюдалось в УПЛ, где фулбеки противника редко высоко уходили для прессинга, держа компактность.
Матч с «Аталантой» для Мораеса вышел вообще самым просторным, скажем так, в нынешнем сезоне. «Аталанта» играла в три центрбека с высоко поднимающимися фулбеками. Часто Мораес находился в зоне между крайним центральным центрбеком и фулбеком, искал моменты для захода за спину и крайнему центрбеку, когда тот выдвигался для прессинга выше. У «Аталанты» была такая особенность, что, если кто-то заходит с мячом в их опорную зону, ближний к мячу крайний центрбек поднимался для прессинга, а на его место из глубины шел опорник. Но Мораес, который изначально уже находился в линии обороны, уже имел преимущество и беспрепятственно заходил в зону за спину поднятому центрбеку.
Лонгбол от Пятова
Очень много верховой борьбы Мораес вел в игре с «Аталантой», которая парой нападающих высоко, вплоть до штрафной, прессинговала пару центрбеков «Шахтера», закрывала вертикали центром на опорников и заставляла Пятова играть лонгболами, которые тот совершал акцентированно на Мораеса в центре. Подбор мяча часто был за «горняками». В УПЛ такой работы Мораес практически не имеет в силу того, что так высоко «Шахтер» там не прессингуют.
Кроссы
Мораес хорошо читает ситуацию, видит, когда нужно пойти на горизонтальный прострел, а когда - остаться в зоне перед линией обороны под обратную диагональ. Кроме того, хорошо предлагает себя под верховую передачу, заходя на дальнюю штангу. Большую часть своих мячей натурализированный бразилец забивает именно после кроссов.
Тепловая карта
Данная карта отлично иллюстрирует все вышесказанное. Мораес ориентирован на опорную зону соперника и не заходит дальше полуфлангов (на фланги для взаимодействия с вингерами и фулбеками не смещается), вниз уходит крайне редко.
Это игрок одного рывка и одного касания, как в завершающей стадии, так и в плане взаимодействия с командой. Именно таким игроком был Луис Адриану, который надолго застолбил за собой место на острие атаки и не отдавал его вплоть до ухода в «Милан». В похожем стиле и с такой же эффективностью действует Мораес, роль которого в нынешнем «Шахтере» сложно переоценить.
Антон ПРИЙМАК