А что у нас, ребята, в секторах?

Акценты. Авторская рубрика о футболе

В одном из блогов довелось прочесть следующее.

Вот Юрич со всеми одесситами последние пару лет скорбили об умирающем «Черноморце».

Но вот он ожил, и что же?

Сегодня смотрел «Черноморец» - «Заря». Играли не последние команды - и где же зрители?

Пустой стадион.

Или народ уже насытился зрелищами и ему только хлеб теперь и нужен?

Или жизнь настолько тяжелая, что не до зрелищ? Так были времена и не лучше у народа.

Тут дело даже не в том, что Юричу следует держать ответ за одесских зрителей. Просто «Черноморец» на сегодня - действительно, пожалуй, оптимальный пример для разговора на эту тему. Но, в то же время, не совсем типичный.

Начнем с того, что «скорбил об умирающем «Черноморце» Юрич лет двадцать назад. А с тех пор все больше отпевал его. По сути, «Черноморец» ушел вместе с ЧМП, в середине 90-х.

Потом, правда, были еще два парадоксальных сезона, когда команда показывала лучшие результаты в чемпионате Украины, но именно о них в Одессе почему-то вспоминают реже. Потом была двухлетняя агония…

Нынешнему президенту клуб полунавязали-полунаобещали преференций в бизнесе. Бизнесмен он, судя по всему, неплохой, но президент футбольного клуба - так себе. Конечно, на нынешнем безрыбье, методом исключения, вполне может и оказаться в лучшей половине хозяев клубов УПЛ. Только футбольной Одессе этого явно недостаточно.

Словом, с 1998 года мы наблюдаем шоу под условным названием «Уик-энд с Берни». Кто видел этот фильм, тот поймет. Для тех, кто не видел, даю краткое содержание.

Приехавшие обнаруживают труп и хотят уже сообщить об этом в полицию, но тут уже собираются многочисленные гости, и им приходится выдавать Берни за живого. Это не так уже и трудно, если учесть веселое состояние гостей и хорошее состояние только что умершего…

Вот такая американская черная комедия, снятая за девять лет до этого. Одесский Берни потешал народ, путешествуя лифтом в первую лигу и обратно, на протяжении пяти лет. Пока не случилось первое пришествие зомби.

В 2003 году Семен Альтман поднял команду с колен и заставил относиться к ней уважительнее. Тогда многим в Одессе, и мне в том числе, померещился призрак вернувшегося «Черноморца». Уж больно хотелось в это верить. Но то был лишь призрак. Прежде всего, иной была игра - прагматичная донельзя для воспитанных на футболе Виктора Прокопенко одесситах.

Футбол Альтмана вызвал у меня ассоциацию с зомби. В африканской мифологии - мертвец, выполняющий волю того, кто вызвал его дух.

Это уже было серьезнее, чем Берни. Но и это для человека, пятнадцать лет смотревшего принципиально другую игру и полюбившего «Черноморец» именно за нее, а не за то, что мы с ним из одного города - это было не «Черноморцем», а скорее таки вызванным его духом.

С каждым годом лица в нашем театре марионеток становились все более стертыми, а краски - все более тусклыми. Через три года команда Альтмана взяла медали, но, и вновь-таки парадоксально, этот успех вызвал в Одессе меньше эмоций, чем ее первые полгода.

Поздравить ее с «бронзой» в чудесную погоду на стадион тогда пришел лишь каждый третий. Может быть, потому что перед этим три матча кряду были проиграны.

В 2007 году Альтман уходит. С пришедшим ему на смену Виталием Шевченко связывались большие надежды. Но они сменились не меньшим разочарованием.

Дальше - больше. Старина Берни извлекается из сундука авторских фантазий; и я, казалось бы, окончательно разуверившись и поставив крест на «Черноморце», в течение нескольких лет во всех своих публикациях принципиально пишу не о нем, а о «Команде Имэксбанка».

Пока не появился Зомби-2. Нет слов, футбол Романа Григорчука более современен, гибок и вариативен. Сам тренер более открыт, коммуникабелен, и потому в Одессе вызвал множество симпатий. В конце концов, как ни крути, он показал лучший результат для клуба в Европе. И, наверное, можно рассуждать о том, что было бы, если бы не…

Но знаете ли Вы о том, что еще летом, накануне успешного евросезона, стоял вопрос об уходе ряда ведущих игроков команды, коих удержать удалось с большим трудом? И, по сути, только эта Лига Европы их и держала. И как же синхронно они покинули корабль вскоре после возвращения из Лиона! Оказавшись самыми «пугливыми» из всех легионеров украинских клубов.

Да, почти никто из них так и не смог проявить себя на новом месте. И это лишний раз говорит о заслуге Григорчука, сумевшего сделать так, чтобы о Фонтанельо, Бергере, Сантане, Джа Джедже и Риере заговорили. Так же, как и о Безотосном, Зубейко, Бобко, Ковальчуке, и вспомнили о Гае и Антонове.

Он строил эту команду долгие классические три года. Вкладывая душу в каждого и в уши каждому свои идеи - терпеливо и настойчиво, до мельчайших деталей. Когда полкоманды враз не стало, он еще сумел худо-бедно выкрутиться до конца сезона. Когда же ему предложили фактически все начинать с нуля, уехал в «Габалу».

К Григорчуку вопросов нет. И все же, какой бы оживляж ни наблюдался на трибунах при нем, это тоже был лишь вызванный дух «Черноморца».

Этот вариант зомби был более усовершенствован, более близок к реальному образу, в него легче и охотнее верилось. Но и он был зомби, чье недолгое существование было предрешено. А сам Роман Иосифович стал, как бы, искусным инструментом в руках шамана.

То, что мы сегодня наблюдаем на поле в форме «Черноморца» (к счастью, ощутимо отличающейся от классической), если честно, уже называть не хочется никак. Это тот случай, когда или хорошо, или ничего. Стараюсь касаться этой темы, только когда деваться некуда. А иногда кажется, что даже команда Игоря Наконечного выглядела интереснее.

Правда, она играла в первой лиге, где даже в тройку лучших не попала, а тут, вон - целая шестерка УПЛ светит. Что ж, это уже проблемы нашего чемпионата: тут сегодня и за четвертое место неловко бывает.

Так вот, последние пару лет Юрич не скорбил о давно почившем «Черноморце», а пытался хранить о нем гордое молчанье. И когда Вы говорите: «ожил», для болельщиков со стажем это может звучать кощунственно. Это - р-раз. Извините за долгую прелюдию, но без нее не понять того, почему в Одессе многие перестали ходить на футбол.

А 6 ноября действительно играли не последние команды. Посмотреть их игру пришло около четырех тысяч человек. Что на девятьсот человек выше среднего показателя посещаемости матчей 14-го тура в целом. То есть, тоже явно не последняя цифра. Это - д-два.

Средняя посещаемость всех игр с участием одесской команды в сезоне - примерно лишь на 750 человек больше. То есть, в принципе, это, туда-сюда, показатель реального интереса к ее игре. Это - т-три.

Средняя посещаемость домашних матчей в Одессе приближается к семи тысячам. К слову, это третий показатель из двенадцати - после «Динамо» и «Шахтера». Но при этом даже на игре с последним, где был зафиксирован лучший результат, стадион был заполнен немногим более чем на треть. Это - ч-четыре.

На «Зарю» же пришло таки-наименьшее количество народу. Шо Вам сказать? Почти столько же его было перед этим на «Ворскле». А ведь ей предшествовали восемь матчей без поражений. То есть, поздняя осень, грачи улетели?

Да, вероятно, отвалился какой-то процент случайных попутчиков, и остались лишь пресловутые преданные болельщики.

А если не считать ультру, у которой тут своя свадьба? И тех, кто ходит на стадион, как на работу - футбольных профи всех мастей и уровней? Ну, и еще тех, кто ходит тупо по привычке: посвистеть с приятелями на свежем воздухе? Так сколько же вас, господа настоящие?

Насчет хлеба и зрелищ категорически не согласен. Если бы народу гарантировали качественное зрелище, уж он бы как-нибудь урвал бы на него из своего скудного бюджета. Естественно, я обобщаю. Только нет сейчас зрелища в Одессе. Разумеется, если не понимать под ним борьбу за мяч, как разновидность боевых единоборств. Но мы-то говорим о футболе.

Раньше любили повторять: футбол существует для зрителей. В последнее время такое услышишь реже. Но если эта фраза все же актуальна и сегодня, хотелось бы внести уточнение, ибо многие трактуют ее изначально неверно.

Во-первых, таки для зрителей, а не для болельщиков, или фанатов. Во-вторых, зритель - тот, кто наблюдает происходящее со стороны. Тот, кто смотрит представление, фильм, спортивное состязание.

Уважающий себя зритель не пойдет на действо сомнительного качества. А стадионы заполняются именно зрителями. Да, они приходят и уходят, а фанаты остаются. Но, как монотонные речевки на протяжении всей игры никогда не заменят живой реакции публики на конкретный эпизод, так самые преданные сотни болельщиков никогда не компенсируют десятки тысяч зрителей.

Волею судеб, сейчас украинский чемпионат приходят смотреть лишь болельщики, а зачастую - фанаты. Нам остается надеяться, что мы, медленно, но верно, выберемся из этой ямы. И на футбол будут ходить все, для кого он существует. И без кого влачит жалкое существование.

Повторюсь: на мой взгляд, первые движения в этом направлении уже сделаны. Во всяком случае, на данный момент, прошлогодний ЧУ нынешнему проигрывает. Пусть пока и немного.

Игорь ЮРИЧ

Источник Sport.ua
По теме:
Читайте нас в Telegram

ВАС ЗАИНТЕРЕСУЕТ

Футбол | 22 декабря 2024, 22:15 3

Лассина Траоре заинтересовал клуб из Бразилии

Комментарии