Пол ЭШУОРТ: «В Ростове мне предложили сдать матч Рубину»

Бывший спортивный директор «Ростова» пролил свет на скандальные моменты своей работы в России

Бывший спортивный директор «Ростова» рассказал о просьбах руководства проиграть матч «Рубину», об интересе к Александру Цауне от Брендана Роджерса и о бегстве Питера Одемвингие из «Вест Бромвича» в «КПР».

- Вы остаетесь единственным английским тренером, который поработал в чемпионате России. Расскажите, как вы оказались в «Ростове» в 2005 году?

- У меня есть друг, которого зовут Андрей Бахарев. Он был моим агентом и общался с Иваном Саввиди. На тот момент он являлся президентом «Ростова». У них состоялся разговор на тему того, что я мог бы стать главным тренером команды. Однако этого не произошло. А спустя год Саввиди предложил мне должность спортивного директора.

- Так вы в первую очередь тренер или спортивный директор?

- Наверное, мне чуть ближе тренерское дело. Но работа спортивного директора во многом близка к этому. Сейчас я занимаюсь и тем, и другим. Работая на разных постах, ты понимаешь, как все должно быть устроено. Я ведь был и ассистентом тренера, руководил молодежной командой, а также академией. Доводилось быть и в роли играющего тренера.

- Когда Валерий Карпин был одновременно и главным тренером, и генеральным директором «Спартака», то многие к этому относились скептически.

- В Англии есть понятие менеджер. Каким был, к примеру, Алекс Фергюсон. Его должность включала в себя обязанности и тренера, и директора. Лишь в последние пять лет в Англии эти функции стали разделять. Так что система, по которой работал Карпин, долгое время успешно функционировала у меня на родине.

- А почему эта система даже в Англии постепенно уходит?

- Потому что в футболе стало больше денег, больше внимания, больше давления. Физически очень тяжело уследить одновременно за тренировочным процессом, трансферной работой, отношениями со СМИ и всем остальным.

- В «Ростове» вы работали над инфраструктурой клуба и трансферами команды. Что вам удалось сделать за несколько месяцев?

- Футболисты перешли на новое поле и заселились в новый отель. Кроме того, мы продали в «Локомотив» Исо Каньенду за два миллиона. Это была удачная сделка.

Я тренировал в Англии, России, Латвии и Нигерии. И лишь раз мне прямо сказали о том, что мне нужно проиграть

- Бывший игрок «Зенита» Фернандо Риксен рассказывал, что ему однажды выдали три миллиона рублей наличными в целлофановом пакете. А что вас шокировало в России?

- Вы из тех изданий, которые любят всякие скандалы?

- Мы любим интересные истории.

- Хорошо. Я расскажу вам историю. Для меня было главным шоком назначение на должность главного тренера. А затем меня попросили бросить игру.

- Бросить?

- Проиграть матч «Рубину». Я сказал, что не намерен этого делать и мы сыграли с казанцами вничью - 1:1.

- Кто именно вас попросил проиграть?

- Важные люди из клуба. Можно сказать руководство команды.

- Вы сказали президенту «Ростова» Ивану Саввиди о том, что от вас требуют сдать матч?

- Да. Он знал о ситуации. Саввиди попросил меня руководить командой в еще одном матче. Я согласился, и мы уступили «Амкару» со счетом 0:1.

- Вас еще когда-нибудь просили сдавать матчи?

- Я тренировал в Англии, России, Латвии и Нигерии. Это был единственный раз, чтобы мне прямо сказали о том, что мне нужно проиграть.

- Когда вам сказали сдать матч, вы обсуждали эту ситуацию с футболистами?

- Да. Первым делом я обратился к игрокам. Я дал понять, что не собираюсь проигрывать. Дело было за игроками.

- И что они ответили?

- Сказали, что также не собираются проигрывать «Рубину». Вратаря Чичкина, как и меня, просили сдать игру. Однако он, как я и хотел, сказал руководству, что не будет нарочно пропускать. Капитан команды Майкл Осинов так же отказался сдавать матч. Честно говоря, мне тяжело вспомнить все детали, поскольку это было почти девять лет назад. Был левый защитник из Узбекистана по имени Николай. Кажется, его звали Ширшов. С ним и Каньендой я тоже общался. Хотя с малавийцем можно было не говорить на этот счет. Иностранцев не станут просить сдать матч. В результате Каньенда забил в том поединке с «Рубином».

- Почему вы рассказываете об этом лишь спустя восемь лет?

- Вы первый журналист, который меня спрашивает о причинах ухода из «Ростова». У меня не было желания рассказывать об этих вещах. Я работал в этом клубе, поэтому не хочу ему как-то навредить. С другой стороны, если меня спросил журналист, то я скажу правду.

- Вы общаетесь с кем-то из «Ростова» до сих пор?

- Да. Я со многими поддерживаю связь. «Ростов» навсегда останется в моем сердце. Жалко, что в этой команде я провел так мало времени.

- «Ростов» продолжает сдавать матчи?

- Я не расспрашиваю знакомых об этом. Мне кажется, что сейчас этого стало меньше, чем десять лет назад. Думаю, в России хорошо известно, как все происходит. Когда чемпионат заканчивается, некоторым командам нужны очки, чтобы не вылететь. Тогда они договариваются о победах, чтобы вернуть три очка в следующем сезоне.

- Известная схема.

- Известная, но некорректная!

- А насколько корректно, когда в команде по десять игроков одного агента?

- Конечно, это нездоровая ситуация. Хотя если в клубе работают сильный тренер и спортивный директор, то чрезмерное влияние агента не должно сказываться на команде. Я прекрасно понимаю, почему вы спрашиваете об этом. Но, не зная деталей происходящего в «Ростове», я не могу что-то утверждать. Само собой в нормальном клубе власть должна быть у президента, затем у спортивного директора, а следом у главного тренера. И не должно быть человека, который говорил бы этим трем людям, кого нужно покупать, а кого ставить в состав.

- Сколько бывает игроков от одного и того же агента бывает в клубах английской Премьер-лиги?

- Я не знаю точно. Могу предположить, что три-четыре.

Вскоре Брендан Роджерс возглавил Уотфорд и пригласил Цауню к себе

- Долгое время вы тренировали клубы из Латвии. Как вы оказались в этой стране?

- В «Кэмбридж Юнайтед» я работал вместе с Гари Джонсоном. Позже, когда он возглавлял сборную Латвии, Гари рассказал мне, что одному латвийскому клубу требуется тренер. Я приехал, чтобы увидеться с Джонсоном, а заодно встретился и с президентом «Вентспилса». Это было в 2001 году.

- В одном из интервью вы говорили, что были поражены Латвией. К примеру, тем, что на тот момент там был лишь один супермаркет. Что еще вас удивило?

- Моя первая тренировка в « Вентспилсе». Президент предложил мне провести занятие, на котором было 50 футболистов! Можно сказать, что это было мое собеседование.

- Вам потребовался мегафон?

- Нет. У меня было достаточно опыта, ведь в академии я руководил 85 футболистами. Кричать мне не пришлось. Этого тренеру вообще не нужно делать. Есть один психологический прием: чем тише ты говоришь, тем больше футболисты тебя слушают.

- В ЦСКА сейчас выступает Александр Цауня. Это правда, что именно вы ему помогли перебраться в стан красно-синих?

- Не совсем. Однажды мне удалось договориться с тренером дубля «Челси» Бренданом Роджерсом о том, чтобы Цауня отправился к нему на просмотр. Вскоре Роджерс возглавил «Уотфорд» и решил пригласить к себе в команду этого латвийского полузащитника. В Англии он получил ценный опыт.

- Чем выделялся Цауня, чтобы заслужить командировку в Англию?

- Четыре с половиной года я работал вместе с Сашей. Я следил за ним с 16 лет. Уже в этом возрасте я доверил ему место в основном составе, и он забил гол. Он не испугался в 16 лет! Другие бы на его месте сильно нервничали, и это сказалось бы на игре. Психически Цауня является очень крепким футболистом. Кроме того, он очень приятный и трудолюбивый человек.

- Вы сейчас работаете в нигерийской академии. Психологическая устойчивость африканских футболистов часто вызывает нарекания. Верно?

- Нет. На самом деле я был приятно удивлен, тем как нигерийские футболисты относятся к делу. Мне кажется, что по отношению к ним в Европе сложился стереотип. Возможно, он основан на первом опыте работы с игроками из Африки. К тому же, их карьера часто бывает подпорчена агентами.

- Есть пример?

- Питер Одемвингие. Я помогал ему перебраться из «Локомотива» в «Вест Бромвич». Об этом меня попросил его нигерийский агент. Мой брат Дэн Эшуорт сейчас работает в футбольной ассоциации Англии, а раньше был спортивным директором «Вест Бромвича». Я предложил ему обратить внимание на Одемвингие. Посмотрев его выступления за сборную и «Локомотив», «Вест Бромвич» сделал предложение москвичам. Как показало время, это была отличная покупка для «Вест Бромвича». Однако затем из-за своего агента Одемвингие оказался у дверей «КПР».

- В этот клуб он так и не перешел и даже был оштрафован «Вест Бромвичем» за ведение переговоров. Из-за чего получилась такая глупая ситуация?

- Задачей агента является получение денег от сделки, а африканцы очень сильно уважают старших. Порой это приводит к тому, что они делают все, о чем попросит агент. В Европе футболист осознает, что он важнее агента. Если что-то пойдет не так, то игрок ему скажет: «Отвали от меня». Африканцы так поступать не будут.

Капелло поступил правильно, потому что не федерации решать, кто должен быть капитаном команды

- Один немецкий агент рассказывал мне, какие ему приходят сообщения на почту от африканских футболистов. «Вы самый лучший агент. Хочу работать только с вами. Помогите мне найти клуб в Европе». При этом в копии стоят еще 100 агентов, которые получили точно такое же письмо.

- Я такого не встречал, но вполне допускаю, что это было. Нужно понимать, что Нигерия просто помешана на футболе. И при этом там живет больше людей, чем в России. Действительно многие хотят стать профессиональными игроками.

- Футбол в Нигерии развит лучше, чем в других африканских странах?

- Думаю, что да. Возможно на данный момент в Кот-д'Ивуаре немного сильнее игроки, а в Гане получше система подготовки. Однако именно Нигерия неизлечимо болеет футболом.

- Что это значит?

- Они обожают чемпионат Англии. Они его смотрят больше, чем сами англичане!

- В Нигерии показывают много футбольных трансляций?

- Там фантастическое телевидение. Можно увидеть больше матчей, чем в Англии или Латвии. Речь, конечно, идет о спутниковом ТВ. Показывают все встречи чемпионатов Англии, Испании, Германии, Италии, Нигерии и ЮАР.

- Нападающий «Локомотива» Обинна и форвард ЦСКА Муса хорошо известны на родине?

- Конечно, они знамениты! Не так, как нигерийцы из английского чемпионата, но все равно популярны. Я видел майки с их фамилиями у нигерийских болельщиков. Чаще попадаются футболки с фамилией Муса.

- В ЦСКА он часто выступает на острие атаки. А в сборной?

- На правом фланге. Выдвинутого форварда играет Эммануэль Эменике. Сборная Нигерии играет 4-3-3. Слева в атакующей тройке можно ожидать появление Виктора Мозеса. Думаю, так будет выглядеть состав на чемпионате мира в Бразилии.

- По паспорту Эменике 26 лет, но, говорят, на самом деле он старше.

- Не знаю, но это меня не удивило бы.

- Что ваш брат из футбольной ассоциации рассказывал о главном тренере сборной России. Ведь Капелло ушел из сборной Англии из-за разногласий по поводу капитанской повязки.

- Мой брат пришел в FA, уже после того, как Капелло покинул нашу сборную. Могу сказать, что по статистике итальянец является самым успешным тренером сборной Англии за всю историю. Фабио, как и я, является принципиальным человеком. Он поступил правильно, потому что не федерации решать, кому не быть капитаном команды. Было некорректно заявлять об этом публично, а только затем ставить в известность тренера.

Eurosport

Источник Евроспорт
По теме:
Читайте нас в Telegram

ВАС ЗАИНТЕРЕСУЕТ

Бокс | 02 января 2025, 18:22 0

Уордли теперь первый номер организации

Комментарии