Олег ОРЕХОВ: «Арбитр - это мячик для битья»
Один из лучших судей Украины и экс-арбитр ФИФА дал откровенное интервью Sport.ua
- 11 июня 2013, 12:29
- |
- 11 июня 2013, 13:20
- 6859
- 27
Не так давно Олег Орехов завершил свою профессиональную карьеру, но на вопрос, скучает ли он по судейскому свистку, отвечает уверенно - нет. На сегодняшний день экс-арбитр ФИФА полностью посвящает себя семье и все реже касается темы футбола.
ЕСЛИ У ТРЕНЕРА ЗАРПЛАТА 5 МИЛЛИОНОВ - ТО ВСЕГДА МОЖНО ОБВИНИТЬ СУДЬЮ
- Недавно завершился чемпионат Украины... Мы видели интригу в борьбе за второе место и нового серебряного призера чемпионата. Как Вы в целом оцените этот сезон?
- Мы впервые получили нового серебряного призера, и не просто призера, а команду, которая долго и уверенно шла к этой цели. Что бы не говорили, какие бы слухи не ходили, но на сегодняшний день «Металлист» заслужил свое место в чемпионате. Скорее, «Динамо» и «Днепр» пытались вмешаться в борьбу с «Металлистом», чем наоборот. Насколько была хорошая команда «Днепр» в осенней части, и насколько она регрессировала в весенней части чемпионата. Чемпионат закончился объективно и логично. Кроме Кубкового матча, в котором, на мой взгляд, было бы интересней увидеть финальную пару «Шахтер» - «Днепр».
- За счет чего «Металлист» стал вторым? Понизился уровень киевского «Динамо» и всего украинского чемпионата, или же просто «Металлист» был настолько силен?
- Я думаю, это все в комплексе. Украинский футбол будет расти только тогда, когда будет конкуренция. Если будет 6-8 команд топ-уровня, таких как «Шахтер», «Динамо» и «Металлист» с «Днепром», которые создают для них конкуренцию. А сегодня, думаю, что «Металлист» вырос, правильно ведет свою политику в менеджменте, а киевское «Динамо» с его игрой - это не тот бренд, который был ранее. Прогресс харьковского клуба мы должны увидеть в Лиге чемпионов. Думаю, нам интересно увидеть новую команду на высшем уровне и посмотреть, на что она способна.
- Тем не менее, вы считаете, что уровень чемпионата вырос?
- Он держится на своем уровне. У нас появилась конкуренция. «Динамо» за тур до финиша чемпионата проиграло на выезде «Таврии», что позволило харьковчанам стать вторыми. А это говорит о том, что есть команды, которые могут обыгрывать лидеров. Есть вторая сила чемпионата. Хотя, с другой стороны, есть такие команды как «Кривбасс» со всеми его проблемами, «Волынь», запорожский «Металлург», который не показал всю свою силу. Это не красит чемпионат.
- Сегодня ходит много слухов о том, что если не в этом, то в следующем сезоне количество команд украинской Премьер-лиги может сократиться до 14-ти...
- Количество команд в чемпионате должно соответствовать какому-то уровню. У нас сегодня есть такой аспект, как лицензирование клубов. Оно подразумевает под собой инфраструктуру, детскую школу, стадион, финансовое обеспечение и другое... Сегодня не может, например, «Металлист», «Динамо» или «Днепр» приезжать, скажем, на Закарпатье и играть с «Волынью». По силам максимальное количество команд, которое соответствует друг другу, это приблизительно 10 клубов. А будет или не будет сокращение - для футбола оно, может быть, выгодно, а в финансовом плане, возможно, наоборот.
- Вы говорили, что «Днепр» во второй части сезона посыпался... Но от руководства днепропетровского клуба часто звучали заявления о том, что была заинтересованность третьей стороны, которая не давала им показывать тот результат, который они заслуживали... И Игорь Коломойский, и Андрей Стеценко говорили о том, что есть третья сторона, которая заинтересовывает арбитров, работающих на матчах «Днепра».
- Мы же не знаем, что эта за третья сторона. «Металлист» ведь тоже мог говорить о какой-то предвзятости после матча с «Кривбассом», когда арбитр не поставил пенальти за игру рукой в своей штрафной игрока криворожского клуба. Но они стали вторыми, кто мешал стать вторыми «Днепру»? Тем более что «Днепр» потерял очки и с «Кривбассом» и с «Волынью», к которым имеет прямое отношение, отдавая туда в аренду своих футболистов. Вы отдаете игроков в аренду в клубы, которые вас обыгрывают - значит, наверное, у вас неправильный менеджмент. Судейство всегда будет темой животрепещущей... Если у тренера зарплата 5 миллионов - то всегда можно что-то сказать про судью.
«НАМ СКАЗАЛИ ПАДАТЬ, А ТАМ УЖЕ С ВАС БУДУТ СПРАШИВАТЬ»
- У арбитров могут быть какие-то симпатии к командам?
- Симпатии есть симпатии, но она не должна сказываться на игре. У каждого человека есть какая-то симпатия. Когда ты обслуживаешь матч, ты видишь, что есть команда, которая хамит, имитирует падение и так далее и тому подобное. У тебя никогда не будет к ней симпатии. А вторая команда, которая не хватает звезд с небес, культурно себя ведет и заслуживает уважения и симпатий. Но она не должна проявляться на поле у арбитра. Если те ошибки, совершенные арбитром, были по причине симпатии или антипатии - на этот вопрос никто не ответит. Поэтому, наверное, Коллина и не отвечает на эти вопросы...
- Если по-другому поставить вопрос - есть ли арбитры, которые болеют за ту или иную команду? Например, родился человек, в детстве рос на игре, скажем, киевского «Динамо», болел за эту команду и вот, в какой-то прекрасный момент он становится арбитром, и его ставят обслуживать игру с участием «Динамо»...
- Арбитры должны распределяться на игры по профессиональным качествам. Выходя на поле, арбитр должен забывать о своих симпатиях и атрофироваться от того, за какую команду ты болеешь.
- Были ли команды, которые вызывали у вас сплошной негатив?
- Всегда очень неудобной командой был «Днепр». Видно, что политика клуба была настолько негативна к арбитрам, что это проявлялось на поле в симуляции. Я много игроков знаю еще с детства, когда детьми выходили на поле, даже на «ты» мог обратиться, в силу обстоятельств, на что мне отвечали: «Нам сказали падать, а там уже с вас будут спрашивать - будет пенальти или не будет». Были и неудобные игроки. Всегда игрок, который выделяется - он неудобный. Потому что он может как завести команду и повести ее за собой, так и превратить игру в хаос. Поэтому компромисс всегда нужно находить.
- Вне поля между арбитром и игроком могут существовать нормальные, не будем говорить о дружбе, товарищеские отношения?
- Толя Тимощук у меня в свое время оставался ночевать дома в силу обстоятельств. Потому что мы все время куда-то переезжали, а я тогда работал в Федерации футбола. Был случай, когда мы работали на сборах в Турции, а я судил товарищеский матч с участием «Зенита»... Мы с Толиком перед игрой обнялись, поцеловались, поговорили, а началась игра - на 14-й минуте он получил желтую карточку. Отношения отношениями, но в своей работе ты должен быть профессионалом. Не покажешь желтую или красную карточку в нужном эпизоде - скажут «слабохарактерный». Профессионал поймет грань между дружбой и отношением к профессиональному футболу.
- Уже после завершения судейской карьеры, можете говорить о каких-то привязанностях к команде, за которой вы наблюдали или болели за нее?
- В Украине нет такой команды. В Европе мне всегда нравился «Манчестер Юнайтед» и «Реал» Мадрид. Приятно было смотреть футбол «Барселоны». А привязанности у меня никогда такой не было. Наверное, судейская карьера, скажем так, атрофирует эти все качества. Всегда наши команды нравились на европейской арене, а игры чемпионата не всегда было приятно смотреть, когда по колена грязи и в ней катают мяч... Я говорю о тех условиях, о которых мы начали говорить в начале интервью. Вот я, например, пришел на сборную против Камеруна и сидел, получал удовольствие. Нет пьянства какого-то, курения... Пришел на прекрасный стадион получать удовольствие.
- Экс-тренер «Реала» Жозе Моуриньо когда-то рассказывал, что еще будучи наставником «Интера» ему пришлось ехать играть в Казань с «Рубином» без единого нападающего. Все были травмированы и дисквалифицированы. Остался только Марио Балотелли. В первом тайме Марио получил «горчичник» и было еще несколько моментов, когда арбитр мог показывать итальянцу вторую желтую карточку... В перерыве Моуриньо 14 из 15-ти минут потратил на общение с Балотелли, объясняя тому, что замены нет, что надо играть аккуратней, чтобы не получить удаление... В итоге, 47-я минута матча, Балотелли фолит в центре поля - арбитр показывает вторую желтую. Были у вас такие игроки, которые нарывались на неприятности?
- У меня когда-то был такой случай с Кутарбой. Он очень агрессивно воспринимал судейство. Учитывая его национальные корни и его характер, он не всегда воспринимал решения арбитра адекватно. Когда проходят обучения для игроков от арбитров, футболисты спокойно сидят в зале, обсуждают моменты игры, говорят, где была желтая, а где красная карточка. Я спрашиваю: «Почему, когда Вы на поле видите тот же эпизод, трактуете его по-другому?» Потому что это эмоции, кто умеет справляться с эмоциями - тот больше побеждает. Хотя самого спокойного футболиста Зидана тоже может вывести из себя какая-то фраза.
НЕ С КАЖДЫМ АРБИТРОМ МОЖНО ПОГОВОРИТЬ - ЭТО КОНКУРЕНЦИЯ
- Почему, по-вашему, так исторически происходит, что арбитр всегда выступает в роли козла отпущения? На него всегда льются какие-то обвинения, упреки, оскорбления...
- Решения этого человека могут повлиять на тот или иной результат. Тренерам в большей части нелегко признать, что поражение произошло не из-за неправильной замены или не реализации моментов, а из-за того, что ошибся арбитр. Это тоже, своего рода, психологический момент. Где большие деньги - там большие интриги и множество сложностей. Правду очень трудно искать, у каждого своя правда. Арбитр - это мячик для битья. Я не говорю, что арбитры всегда правы, но мы должны ошибки эти разбирать, должны существовать специальные программы, на которых можно услышать правильный разбор той или иной ошибки.
- Какую нужно иметь психологию, чтобы выдержать весь тот натиск, который идет после матча, в котором арбитр допустил ошибку? Открываешь газету, Интернет, а там отовсюду тебя поливают грязью...
- Психология должна быть очень устойчива. Потому что ты находишься на перекрестке негатива болельщиков и игроков обеих команд. В момент игры, имея эмоции, ты не имеешь права их показывать. Если игрок видит, что на тот или иной эпизод ты реагируешь по-разному, они тоже могут этим воспользоваться. Ты не должен показывать свою усталость. По жизни я был более беспокойный, а на поле - наоборот. Видно, ответственность совершенно другая. Ты становишься менеджером игры и не имеешь права подвести команды.
- После игр, когда арбитр допустил ошибку, как он должен восстанавливаться после этого, как должен себя вести?
- Во-первых, я считаю, что нужно отключиться от всего полностью. Понятно, что к этой ошибке нужно еще вернуться, чтобы ее не повторять. Но если созваниваться с кем-то, тебе будут одни одно говорить, другие - другое. Нужно переключиться на день или на два, пойти поплавать или просто отдохнуть для того, чтобы переключить эмоции. Ведь люди проигрывают чемпионаты мира, Лигу чемпионов на последних минутах... Также и у арбитров, если ты уверен в том, что ты непредвзят - то ты должен сделать выводы и идти дальше.
- Вы в свое время читали отзывы и прессу о своем судействе?
- Я вообще стараюсь такого не читать. Потому что в отзывах есть как много положительного, так и негативного. Сам старался пересматривать свои игры. Игры, к которым готовился, тоже смотрел. Мне повезло, потому что я и сборную Испании застал, и с Ищенко Игорем сборную Германии судили, когда я был четвертым арбитром. Тоже, к примеру, когда смотришь игру Германии с Люксембургом и приходит 60 тысяч зрителей, а потом приходишь на Украина - Камерун, 18 тысяч зрителей, думаешь, может мы неправильно ведем менеджмент?..
- Как идет подготовка к матчу арбитров? Идет персональная выучка поведения всех футболистов?
- Наверное, идет выучка все же поведения самых проблематичных игроков. Через них идет управление. Но сейчас я смотрю, что в Европе на ошибки арбитров обращают уже меньше внимания. Возьмем, к примеру, последний финал Лиги чемпионов, когда, скажем так, была агрессивная игра, но арбитра практически не было видно и решений неправильных тоже было очень мало.
- У вас бывало так, что, скажем, Игорь Ищенко судит игру с «Металлистом», а в следующем туре игру с этой командой нужно судить Вам... Вы созваниваетесь, интересуетесь мнением другого арбитра, спрашиваете совета?
- Есть арбитры, которые поддерживают между собой хорошие отношения, но не все созваниваются. Не с каждым можно поговорить - это мир конкуренции. В мое время мы могли и после игр созваниваться и поддерживать друг друга, если кто-то ошибся. И в прессе что-то могли сказать, поддержать. Помню, Виталий Годулян судил «Металлист» и ошибся - я выразил в прессе свою поддержку Годуляну. Я считаю, что нужно поддерживать арбитров, если они качественно отрабатывают.
КОЛЛИНА НИГДЕ НЕ ЗАРАБОТАЕТ СТОЛЬКО, СКОЛЬКО ПОЛУЧАЕТ В УКРАИНЕ
- Всегда было интересно, как подбирается бригада арбитров - главный и два боковых. Она формируется лично Вами или ее формирует футбольный орган?
- Когда я работал - старался подбирать сам тех людей, с которыми мне уютно. Потому что это совсем другой уровень и хотелось работать не с теми, кто хочет, а с теми, кто заслужил. Это как семья - ты ее выбираешь, и ты должен чувствовать себя уютно. А сейчас, насколько я знаю, назначают, как хотят. Бывает даже такое, что люди вместе едут на игру, и не пойдут, как говорят, в туалет друг к другу.
- Я так понимаю, что между арбитрами зачастую складываются специфические отношения...
- Они, наверное, всегда так складывались... Но сейчас, видимо, молодежь более азартная, более злая, может, сегодня они зарабатывают больше, чем мы зарабатывали, или имиджем своим больше дорожат. Я стараюсь не расспрашивать ребят особо об этом, но знаю, что сегодня арбитры относятся более жестковато друг к другу. Не все, но есть такие... У нас было как-то помягче.
- У бригады арбитров должна быть, как говорят на футбольном языке, сыгранность?
- Да, обязательно! Кто-то со мной может не согласиться, но, считаю, она должна быть. Ты должен понимать, что тебе подставят плечо в той или иной ситуации. Ведь игра может складываться так, что ты не увидишь тот или иной эпизод, и ты должен быть уверен, что тебе поможет дополнительный арбитр. Ты должен доверять этому человеку и быть уверенным в том, что он видит эту ситуацию точно так же, как и ты.
- На Ваш взгляд, на сегодняшний день, какая бригада арбитров лучшая в чемпионате Украины?
- Мне понравилось, как этот год провел Евгений Арановский. У Сергея Бойко не получился этот год... Юрий Вакс начал понемногу выходить из той ситуации, которая произошла. Юрий Можаровский провел неплохой год и отсудил сложные игры. Ярослав Козык выходит на хороший уровень. Опять же, мы говорим о том, чтобы арбитрам доверять и чтобы у них не было последовательных ошибок. Сегодня ФФУ создает бригады на перспективу... Когда было принято решение, что Сергей Бойко поедет на чемпионат Европы 2013 и его перевели в первую группу, тут же на него накинулись. Но если мы растим своих детей, то иногда им надо прощать какие-то вещи. Мы должны прощать, но не давать перегибать палку. Мы должны говорить об этом, а когда мы закрываемся - значит нам не выгодно об этом говорить.
- То есть, Вы считаете, что новая практика, начатая Пьерлуиджи Коллиной, что арбитры не могут общаться с прессой - она неправильная?
- Начнем с того, что если бы вы работали в Италии или я в Англии, то мы считались там «заробитчанами». Сегодня Коллина - это значимая личность в судействе и сегодня в Украине он зарабатывает деньги. Те деньги, которые Коллина здесь получает - он нигде больше не получит. Качественно - не качественно, это покажет время, я не могу обсуждать, никогда не был на его уровне. На сегодняшний день Коллина не обсуждает неправильные и правильные решения. Мы не видим однозначности в принятии того или иного судейского решения. В России на программы приходят Розетти, другие арбитры, и они обсуждают разные моменты, и в этом нет ничего зазорного.
- Тем не менее, у нас в стране только ленивый не бросит камень в арбитра. Коллина стал первым, кто стал на их защиту...
- Он их отец, по профессиональным качествам. И если он будет критиковать их, то это значит, что как менеджер он себя не оправдал. Самое сложное - это признаться в своих ошибках, в выборе того или иного арбитра. Он обязан их защищать, потому что это его выбор, это те люди, которых он привел и несет за них ответственность.
С ДОПОЛНИТЕЛЬНЫМИ АРБИТРАМИ ОШИБОК МЕНЬШЕ НЕ СТАЛО
- Сейчас много говорят о дополнительных арбитрах, об их ошибках и так далее... Как Вы считаете, арбитры за воротами не мешают принимать решения главным в той или иной ситуации?
- Мы вновь говорим о сыгранности. Кто-то все равно должен взять на себя ответственность. Когда мы судили - этот эксперимент только начинался. Нам сразу дали понять - или вы его поддерживаете или вас не будут поддерживать, потому что это желание и требование Платини. В наше время дополнительные арбитры находились на одной стороне ворот, теперь они на другой, потому что люди не понимали, как это должно выглядеть. Руководитель посчитал, что это нужно... У нас как: партия сказала - значит нужно. Я не говорю, что это плохо или хорошо, но опять же, должны быть бригады, которые доверяют друг другу. Понятно, что в спорной ситуации тебе лучше отмолчаться и не портить отношений с клубом или менеджером... Задача этих арбитров, чтобы они помогали главному, но сегодня мы видим, что ошибок меньше не стало. Просто кто-то уходит в кусты, а кто-то принимает решения.
- Но мы видим, что серьезные ошибки возникают не только в чемпионате Украины, но и в плей-офф Лиги чемпионов... Все-таки, можно говорить об отсутствии какого-то минимального взаимопонимания?
- Можно, но я бы говорил о конкуренции, даже на европейском уровне. А на европейском уровне арбитры еще более амбициозны. Я даже по своим детям смотрю, они считают, что всегда правы. Мы когда-то давно, когда учились, просили, чтобы старшие товарищи приходили на наши игры и помогали нам, учили нас, потому что школы арбитров как таковой не было. Старались спрашивать у него, интересуешься своими ошибками.
- Почему дополнительные арбитры за воротами находятся с той же стороны поля, что и лайнсмены? Не лучше было бы поставить их с другой стороны ворот, где менее просматриваемый участок?
- Когда начинался эксперимент, арбитры стояли на противоположной стороне. Тогда ввели этот эксперимент в Лиге Европы и таким образом прошли 90-100 матчей. Была специальная комиссия, которая получала пожелания арбитров после данных игр. После сезона эта комиссия по неизвестным мне причинам, изменила свое решение и переставила дополнительного арбитра на другую сторону ворот. Видно, чтобы не менять диагональ, чтобы главный арбитр имел «глаза» на дальней части штрафной площади.
Антон СВЕТЛИЧНЫЙ, Sport.ua
Позже ожидайте вторую часть интервью…