Элитный маршрут сине-желтой «Чайки»
Водно-моторный спорт. В начале мая Ялта примет первый этап чемпионата мира по кольцевым гонкам
- 09 апреля 2010, 19:05
- |
- 1714
- 3
Как лучше всего отпраздновать спортивный юбилей? Правильно - победой. Так украинцы и сделали в 2009-м, когда отечественному водно-моторному спорту исполнилось 100 лет. В 1909 году в Одессе прошли первые соревнования, а спустя век в самом престижном чемпионате мира по кольцевым гонкам в открытом море в классах болидов SuperSport и Evolution дебютант состязаний команда «Украинский дух» на болиде «Чайка» завоевала титул сильнейших. Это стало сенсацией для всей водно-моторной элиты, в которую так стремительно и эффектно ворвался «сине-желтый» катер.
Всем известно, что атмосферу настоящего праздника создать крайне нелегко, гораздо труднее ее не растерять. И это мы, как оказалось, умеем. Победа в чемпионате мира стала не просто предметом для заслуженной гордости, она превратилась в то, во что, по идее, умные люди ее превращают, - в прекрасный плацдарм для дальнейшего прогресса. С 7 по 9 мая сезона-2010 в Ялте пройдет первый этап чемпионата мира по кольцевым гонкам в открытом море в классах болидов SuperSport и Evolution. Событие для спортивного календаря - ярчайшее. Ведь оно по статусу стоит в одном ряду, к примеру, с автомобильными гонками «Формула-1» и ралли «Париж-Дакар». Предстоящему состязанию была посвящена пресс-конференция, участие в которой принимали президент Международного водно-моторного союза Жан-Мари Ван Ланкер, президент Национальной федерации водно-моторного спорта Украины, чемпион мира-2009, лидер команды «Украинский дух» Виктор Шемчук и нынешний пилот «Чайки» Алексей Чендеков.
Жан-Мари Ван Ланкер: -Мне всегда очень приятно приезжать в вашу страну, потому что здесь есть люди, вкладывающие душу в наш вид спорта. Иначе бы украинский болид не завоевал звание чемпионов мира. Думаю, вполне логично, что сезон-2010 открывает Украина. Тем более что идея проведения одного из этапов планетарного первенства в вашей стране назревала давно. Да, все понимали, что реализовать ее не так просто. Неоднократно сюда приезжали наши представители, оценивали акваторию вблизи Ялты, и решили, что она вполне подходит для гонок уровня чемпионата мира. Уверен, зрители останутся довольны тем, что увидят.
Виктор Шемчук: - Первоочередная цель - показать миру, что Украина способна организовывать столь масштабные мероприятия. Это очень важно в свете подготовки страны к чемпионату Европы-2012 по футболу. Понятно, что проведение Гран-при в Ялте требует больших усилий, однако это несравнимо, например, с той же «Формулой-1», где надо возвести трек с соответствующей инфраструктурой. В нашем же случае с трассой все проще: главное - есть море. Кольцевой маршрут длиной семь миль обозначается буями. 7-го мая состоится квалификация, 8-го - спринт с общей длиной дистанции 49 миль (7 кругов), 9-го - так называемая гонка на выживание на 77 миль (11 кругов). Чтобы публика увидела все перипетии спортивной борьбы, поставим большие экраны, которые будут демонстрировать ход соревнований со всех возможных ракурсов, в том числе и съемки с вертолета. Отмечу, что Украина - единственная команда, которая будет представлена в двух классах - и в SuperSport, и в Evolution.
- Для большинства украинских любителей спорта понятия Powerboat, SuperSport, Evolution - пока еще диковинка. Расскажите, пожалуйста, об исторической, технической, географической и спортивной сторонах дела.
Ван Ланкер: - История гонок на моторных судах насчитывает больше века. В 1904 году прошли две гонки в Великобритании и Италии. Сам же чемпионат мира по кольцевым гонкам в открытом море в классах болидов SuperSport и Evolution проводится с 2003-го. Постепенно увеличивается география участников. Сейчас у нас выступают команды, представляющие США, Великобританию, Мальту, Бельгию, Германию, Италию, Китай, Украину. В этом году появились новые участники. На первом этапе в Ялте должны стартовать 17 команд, пока никто из них не отказался от участия.
Шемчук: - Класс Evolution, в котором дебютирует «Украинский дух», самый «королевский». Не имеет никаких ограничений по скорости. Болид может развивать ход более 100 миль в час (220 км/ч). Из-за повышенной экстремальности судно имеет закрытую кабину. В SuperSport экипаж находится на открытом воздухе. В этом классе скорость ограничена до 90 миль, за превышение данного показателя наказывают - добавляют штрафное время. На Гран-при в Ялте будет общий старт обоих классов, что у представителей SuperSport вызовет определенные неудобства. Из-за превосходства в мощности где-то на половине дистанции их на круг опередят болиды Evolution и при повторном обгоне окатят солидной порцией брызг, по себе знаю.
Алексей Чендеков: - В экипаж болида SuperSport входят, как правило, три человека - пилот, навигатор и троттлмен. Первый осуществляет непосредственное управление. Второй - следит за окружающей обстановкой: прохождение виража с правильной стороны, предупреждение об опасности столкновения и тому подобное. Задача третьего, троттлмена, попросту говоря, газовать, то есть он отвечает за поведение мотора на трассе. Очень важна слаженность действий экипажа, особенно в ситуациях, требующих мгновенной реакции. Да, у нас есть радиосвязь, но слова иногда не успеваешь сказать, мысль - быстрее, и жизненно необходимо, чтобы она была общекомандной.
- Но даже самая быстрая мысль не уберегает от разного рода внештатных ситуаций. Какими средствами обеспечивается безопасность спортсменов?
Шемчук: - Все правила безопасности, как в любом экстремальном деле, написаны кровью. Во-первых, никто не допустит на трассу участника без соответствующей экипировки. Во-вторых, в болидах класса Evolution экипаж находится в капсуле безопасности. В-третьих, спортсмены обязательно проходят «краш-тесты», чтобы обрести навыки поведения при аварии. Надо, например, быстро покинуть болид или подождать затопления внутреннего пространства одну-две минуты, пользуясь дыхательной маской, а потом только выныривать. В-четвертых, на носу каждого болида на оранжевом фоне имеется номер, обозначающий количество членов экипажа, чтобы спасатели знали, сколько спортсменов искать в случае катастрофы. Есть еще много разных нюансов, о которых все профессиональные гонщики обязательно знают.
- А погодные условия могут стать причиной отмены соревнований?
Шемчук: - Гонка состоится при любой погоде. На моей памяти только один раз в Португалии состязания не состоялись - из-за урагана. Волнение на море для некоторых участников иногда даже лучше, чем штиль. К примеру, наша «Чайка» очень хорошо себя чувствует на волнах.
- В прошлом сезоне экипаж «сине-желтого» болида класса SuperSport был интернациональным: пилот - Аарон Крантьяр (Мальта), троттлмен - Анджело Тедески (Италия), навигатор - Виктор Шемчук (Украина). Теперь же на «Чайке» будет исключительно отечественное трио - Алексей Чендеков, Дмитрий Лебедь и Андрей Лысенко. Они уже готовы к уровню чемпионата мира?
Шемчук: - Когда мы формировали команду «Украинский дух», то приняли решение пригласить в нее победителей чемпионата мира-2008 Кьянтара и Тедески, чтобы они не только выступали, но и обучали наших ребят: Кстати, Аарон теперь пилот украинского катера класса Evolution, а я, соответственно, навигатор. Подготовку наши спортсмены проходят на Мальте, где есть все условия для этого. Конечно, мы мечтаем создать собственную техническую базу в нашей стране и сделаем для этого все возможное, однако, скажу честно, это пока не сегодняшний вопрос.
- Этап чемпионата мира - это, можно сказать, сливки водно-моторного спорта. А как складывается ситуация с организацией дела на национальном уровне?
Шемчук: - В 2008 году мне доверили возглавить федерацию. Чего мы достигли за это время? Проводится чемпионат страны в 14-ти классах судов. Украина была восстановлена как полноправный член Международного водно-моторного союза. Наша федерация получила статус национальной. В этом году планируем организовать чемпионаты Европы и мира в Киеве в ряде классов. Мы должны показать, что наш вид спорта жив и располагает хорошим потенциалом для развития.
Алексей ГОНЧАРУК, газета «СЭ в Украине»