ДАНЧЕНКО: «Мы доказали, что являемся кубковыми бойцами»
Интервью с гендиректором компании «Датагруп» - титульным спонсором Кубка Украины
- 02 апреля 2010, 20:13
- |
- 1910
- 0
Футбольным болельщикам ведущий национальный телекоммуникационный оператор фиксированной связи известен, прежде всего, как первый в истории титульный спонсор Кубка Украины
ШАНС НА РЕАБИЛИТАЦИЮ ДЛЯ «ДОНБАСС АРЕНЫ»
-Что заставило вас в 2008 году обратить внимание именно на этот турнир? - поинтересовался корреспондент «СЭ» у генерального директора «Датагруп» Александра Данченко.
-У нашей компании достаточно длинная история взаимоотношений с ФФУ. В свое время я пытался доказать нашим акционерам, что футбол - идеальная сфера сотрудничества для развития имиджа розничной марки. Искать приемлемые виды партнерства с федерацией мы стали еще в 2006 году, а преимущества в сотрудничестве ощутили, когда с помощью спонсорства одной-единственной игры национальной сборной вывели на рынок Украины нашу торговую марку «Интернет Бум». В тот памятный день весь стадион был одет в наши футболки, и это доказало эффективность прямой рекламы во время серьезного футбольного матча. Тем не менее, необходимый формат сотрудничества мы искали достаточно долго. Появилось понимание того, что продолжать спонсировать отдельные матчи не системно, а значит, неинтересно, хотя разнообразных попыток было множество. Но у ФФУ в то время был заключен контракт с одним из наших конкурентов, который эксклюзивно спонсировал и чемпионат страны, и первую сборную.
Тем не менее, однажды мы вспоминали о компании Barclays, которая является титульным спонсором английской премьер-лиги, и обнаружили свободную нишу для себя в виде Кубка Украины. Первые результаты сотрудничества обнадежили, а когда в эмблему этого турнира вплелась подложка с нашим брэндом, мы поняли, что разрушить такую гармонию было бы просто обидно (улыбается). Тем более что у Кубка, в отличие от внутреннего первенства, куда более широкая география, позволяющая развивать региональное покрытие. То есть спонсорство этого турнира является для нас стратегически важным с точки зрения прямого выхода на нашу целевую аудиторию. Мы, с одной стороны, приобщаем к футболу наших клиентов и партнеров, а с другой - поклонников спорта номер один к высоким технологиям.
- Однажды вы сказали, что Кубок Украины по футболу является проектом, который подчеркивает идеологическую позицию «Датагруп»...
- Кубковый дух соревнований полностью соответствует менталитету и целям нашей компании. В чемпионате, в отличие от Кубка, все начинают соревнования в равных условиях. Именно по такому принципу 15-18 лет назад начинал развиваться украинский телекомрынок, в рамках которого все компании стартовали с одинаковых позиций. Мы же начинали свою деятельность в те времена, когда уровень конкуренции был очень высоким, а мы носили статус «темной лошадки». И вести рыночную борьбу нам приходилось по правилам Кубка - на вылет. Выражаясь образно, в течение пяти лет мы, благодаря «слепой» жеребьевке, шли по своей турнирной «сетке», выбивали соперников в упорном противостоянии, а иногда даже в серии пенальти. В этом году «Датагруп» отметит 10-летний юбилей: многих наших конкурентов на арене уже нет, тогда как нам удалось стать лидерами рынка. Считаю, таким образом мы доказали, что являемся кубковыми бойцами, готовыми побеждать вне зависимости от обстоятельств.
- Насколько я знаю, помимо договорных обязательств, вы реализовываете ряд совместных акций для продвижения футбола и своей марки...
- Так и есть. К примеру, в канун полуфинальных встреч мы проводили лотерейные акции, в рамках которых болельщикам предлагалось определить пару финалистов. В итоге в этом конкурсе-прогнозе приняли участие три тысячи человек. 20 счастливчиков получили билеты на решающий матч турнира, а еще пятьдесят фанатов, поставивших на «Таврию» и донецкий «Металлург», получили сувениры и памятные призы с символикой нашей компании. Несколько необычных идей попытаемся реализовать и к финалу.
- Участвуй в полуфинальной лотерее вы, попали бы в число победителей?
- Нет, на сей раз Нострадамуса из меня не вышло, потому что я видел в финале «Волынь» и «Шахтер». Луцк вообще близкий мне регион, мы активно поддерживаем потребителей наших услуг в этом городе. Что же касается горняков, то на них ставил по чисто спортивным соображениям. Дончане всегда считались кубковой командой, но в итоге их земляки оказались более настойчивыми.
- Какой город вы видите в качестве хозяина кубкового финала?
- Наставник сборной Мирон Маркевич в одном из последних интервью на эту тему высказался так: «Пусть решают «Датагруп» и ФФУ». Но мы в этом году никоим образом повлиять на это решение не можем. А вот уже в следующем сезоне к нашему мнению, возможно, кто-то прислушается. На мой взгляд, финал должен пройти на «Донбасс Арене», чтобы место проведения соответствовало статусу матча. В Днепропетровске тоже созданы достойные условия, но в этом городе финал Кубка уже игрался в прошлом году. А главная арена Донецка принимала несчастливый матч сборной с греками и заслужила шанс реабилитироваться.
СИМПТОМЫ ГЛАВНОЙ БОЛЕЗНИ УКРАИНСКОГО ФУТБОЛА
- Вы не скрываете, что поддержка Кубка Украины, в первую очередь, является преследованием бизнес-интересов. Но не отрицаете и личной симпатии к игре миллионов...
- Спонсорство - это априори преследование бизнес-интересов. А футбол - не меценатство, а площадка для общения с целевой аудиторией. Во всем мире спонсорство высоко ценится как ресурс и с точки зрения бизнеса, и государства. Но, я не буду отрицать и личной заинтересованности. Я отдал футболу 16 лет своей жизни, для меня это и пристрастие, и часть жизни, часть моего мышления и менталитета. Во всех своих бизнесах я стараюсь создавать компании по принципу сильной команды, которая должна работать как единый механизм. Одним из основных моих принципов ведения бизнеса является знаменитая фраза Валерия Васильевича Лобановского, нашего Метра о том, что всегда нужно строить не команду состоящую из звезд, а команду-звезду, которая должна достигать высоких целей. Как и в футболе, в бизнесе наиболее ценится менеджер, который принимает решения быстро и неординарно. Бизнес, а еще и в отечественных экономических условиях, требует принятия правильных решений в сжатые сроки. Аналогия спорта с бизнесом здесь прямая.
- Читал о разработанном вами социальном проекте поддержки детско-юношеского футбола. Как известно, «Датагруп» взяла под опеку некоторые команды столичной ДЮСШ № 15, воспитанниками которой, в частности, были такие игроки как «горняк» Николай Ищенко и московский спартаковец Егор Лугачев...
-...и в которой после турниров на призы «Кожаного мяча» в свое время делал свои первые шаги и ваш покорный слуга. Сейчас наиболее активно поддерживаем ребят 1997 года. Мы стараемся помогать этим мальчишкам. Среди них немало талантливых ребят, которые потенциально могут вырасти в хороших футболистов, но являются выходцами из небогатых семей, которым необходима поддержка. Поэтому мы и выделяем деньги на приобретение экипировки, спонсируем их участие в международных юниорских турнирах.
Тренером опекаемого нами коллектива является мой первый наставник Александр Пасека, с которым я прошел большую часть своей футбольной жизни. Это человек, который живет детским футболом и готов снять с себя последнее, чтобы отдать детям. Помню, что даже в тяжелые и дефицитные советские времена Александр Николаевич делал все, чтобы у нас была лучшая экипировка. И даже знаменитые московские бутсы «Адидас» с пластиковыми шипами доставались нам по госцене - по 21 рублю, в то время как модные «копочки» стоили 17, а бутсы отечественного производства, в которых ноги у детей ломались на раз-два, шли по девять рублей.
-В официальном пресс-релизе вы дали понять, что эта программа поддержки будет направлена как на поддержку команды в целом, так и на отдельных наиболее перспективных игроков. Что вы имеете в виду?
- Попытаемся учесть предыдущий опыт работы в этом направлении с командой ДЮСШ № 15 1989 года рождения, который получился несколько скомканным. Талантливых ребят там хватало: четыре игрока по своему возрасту входили в сборную, а один из них попал в «Динамо». Но мы не являемся профессионалами в бизнесе купли-продажи игроков и столкнулись с большим количеством сложностей в этой среде. При этом основная идея заключалась вовсе не в заработке, а в том, чтобы вести доморощенных игроков, помогая им безболезненно влиться во взрослый футбол. Сами знаете, что наши топ-клубы делают ставку на сиюминутный результат, а значит, посматривают в сторону легионеров. Пробиться в серьезную команду украинским игрокам все тяжелее с каждым годом. Так уж получается, что таланты попадают под пресс и со временем ухудшают свои показатели. И на сегодняшний день это, наверное, главная болезнь украинского футбола.
- В годы вашей молодости все было иначе?
- Как сказать... С одной стороны, при Союзе ребят грамотно выдерживали, подтягивали, и они быстрее адаптировались к специфике команд мастеров. Другой вопрос, что на юношеском и молодежном уровнях почти все сборные СССР били всех подряд, тогда как на Западе рост талантов никто не форсировал, понимая, что основные успехи будут цениться на уровне взрослого футбола.
- Не задумывались ли вы о создании в будущем собственного клуба?
- В перспективе такой проект был бы весьма интересен, но для этого нужна хорошая финансовая подготовка. При этом не скрою, что сердцем и душой считаю себя коренным динамовцем, очень переживаю за эту команду
-В вашей компании тоже есть футбольная команда?
-Да, мы просто играем в свое удовольствие, приглашая в спарринг команды дружественных нам компаний. А вот в специальных корпоративных чемпионатах участия не принимаем. Очень часто компании для своих команд нанимают профессиональных футболистов, и тогда уже начинается профессиональный чемпионат, а не дружеская встреча коллег по бизнесу. Что уже неспортивно, а это противоречит духу и идеологии «Датагруп».
Михаил СПИВАКОВСКИЙ, газета «СЭ в Украине»