«У спортсменов всегда смазчики виноваты»

Сервисмен сборной Украины по биатлону Виталий Руденчик о холодных лыжах, теплой погоде и конкуренции

- Признайтесь, хватались за голову во время мужского спринта, когда за два часа гонки и дождь пролился, и снег прошел, и солнце посветило?
- Еще как. Ничто не предвещало такого безумия, накануне прогнозы обещали хорошую погоду. И вдруг откуда ни возьмись - дождь, а затем сильнейший снегопад. В таких условиях ничего нельзя изменить: спортсмен или уже ушел на трассу, или вот-вот это сделает. Если иметь хотя бы 20-30 минут в запасе, тогда еще можно оперативно что-то предпринять.

- Какая погода самая сложная для смазчиков?
- Дождь и мокрый снег. В слякоть структура лыж быстро забивается. Если без осадков, но тепло - тоже трудно. Утром снег хороший, плотный, а пока откатываешь лыжи, трасса разбивается - соответственно и смазка нужна другая: непросто подобрать вариант, который поедет через час. Это уже больше на лотерею похоже.

- То есть заранее подготовить лыжи к переменчивой погоде нельзя?
- Только очень приблизительно. Сейчас в нашем распоряжении столько парафинов, мазей и порошков, что угадать, какой из них будет лучше работать в данный отрезок времени в определенных условиях, на 100% невозможно. Не существует тысячи точных рецептов на разные ситуации - каждый раз нужно все подбирать заново.

- Сколько времени в среднем уходит на подготовку лыж?
- Мы начинаем обычно за четыре часа до старта. Если погода сложная, то и этого может оказаться мало. После соревнований работаем еще три-четыре часа: снимаем все нанесенные для гонки мази и порошки, а затем парафиним - пластик не должен долго находиться открытым, иначе он сохнет и теряет свои качества.

- За кем остается решающее слово при выборе лыж - за спортсменом или за сервис-группой?
- Что касается смазки, то, конечно, решаем мы. А рабочую пару лыж стараемся выбирать совместно. Биатлонисты очень щепетильно к этому относятся. У современных лыж разная скользящая поверхность, разная специфика пластика - под конкретную погоду. Это раньше были лыжи «холодные» и лыжи «теплые», а сейчас есть и для мокрого снега, и для свежевыпавшего, и т. д. Выбрать из этого многообразия оптимальный рабочий вариант - целое искусство.

- Зарплата сервисменов зависит от результатов спортсменов?
- Зависит от отношений команды со смазчиками. В нашей сборной есть и фиксированная ставка, и процент от заработка спортсменов.

- Случаются увольнения в сервис-группах после неудачных гонок?
- В нашей сборной такого - тьфу-тьфу-тьфу - еще не было, но вооб­ще-то в биатлоне это довольно частое явление.

- Но претензии наверняка приходится регулярно выслушивать?
- Это да - если у спортсменов что-то не ладится, значит, не ехали лыжи. Смазчики виноваты. Так в любой команде.

- Ну а каково спортсмену, который четыре года готовился к Олимпиаде, получить на гонку «стоячие» лыжи?
- Тут, к сожалению, никто не застрахован. Сервис-группа всегда старается сработать как можно лучше. Но вспомните, к примеру, норвежских лыжников в гонке на 15 км. Явный же провал - у Нортуга и прочих лыжи абсолютно не катили. А ведь такие гранды по 10 смазчиков с собой возят. Бывает - редко, конечно, но случается, - спортсмен приходит после гонки и заявляет: «Лыжи не ехали, вы ничего не делали!» Очень обидно становится. Это же труд колоссальный, его тоже надо уважать. А вот ошибиться может каждый. Мы сделаем спортсмену идеальные лыжи, а он возьмет и на первой же стрельбе - три пули в молоко… И все наши усилия - насмарку.

- Конкуренция между сервис-груп­пами разных сборных существует?
- Никто никогда не расскажет сервисмену из другой команды, что именно хорошо работало сегодня. Зачем же выдавать свои фишки? Но одно дело - профессиональные секреты, а другое - бытовое общение. В основном у нас с парнями из других команд нормальные дружеские отношения.

- А среди спортсменов сущест­вует конкуренция за хорошего сервисера?
- Зависит от команды. Наша сервис-группа работает со всеми спортсменами сборной. Но у других команд, особенно у лидеров, часто бывает так, что за конкретного спортсмена отвечает конкретный сервисер. Например, у Бьорндалена есть личный откатчик. Но это дорогое удовольствие - не все могут себе это позволить.

Нелли КАРЕВА, Sports.ru

Источник Sports.ru
По теме:
Читайте нас в Telegram

ВАС ЗАИНТЕРЕСУЕТ

Другие виды | 02 мая 2024, 17:28 0

Команда показала класс на чемпионате Европы