Малыши на миллионы долларов-2
Одно сплошное телевидение или технология "Плати и смотри" для профессионального бокса
- 30 июля 2005, 17:00
- |
- 1147
- 0
Очень многое зависит от зрелищности боксера. От этого зависит, сколько будет продано трансляций, то есть, в конечном итоге гонорары всех. Поэтому даже старый больной Майк Тайсон за несколько раундов с никому не известным ирландским отродьем получит куда больше, чем перспективный, отлично выученный тактически, но предельно скучный боец.
Хотя тут дело даже не в Тайсоне, он продает свое имя (и сможет делать это довольно долго). Бои с участием Цзю, Джуды, Гатти, Паккьяо, Моралеса и Барреры продадутся гораздо лучше боев Джонни Руиза, к примеру, который является чемпионом мира в супертяжелом весе и в самой престижной версии (WBA). Потому что Руиз скучнейший боксер, к тому же умеющий сделать скучнейшим бой даже с самым веселым супертяжем.
А вообще в самом интересном для зрителей весе сейчас, окромя наших братьев Кличко, нет любопытных (для широкой общественности, разумеется, а не для специалистов в этой области) персонажей (еще русского гиганта Валуева можно вспомнить, которому далеко за 30, а на титульные бои до сих пор не вышел), да и то Кличко интересны только нам, а заграница к ним относится весьма индифферентно (бой Виталия Кличко с Дэнни Уильямсом очень плохо продавался, и Дон Кинг не устает потешаться по этому поводу над Виталием и его менеджерами). И это угнетает и Кинга и вообще очень многих, и Америка ждет нового мессию в супертяжелом весе, упорно не желая признавать таковым Виталия Кличко. Как говорили классики - чемпион мира в тяжелом весе второй человек в стране после президента.
От любви публики зависит карьера любого профессионального боксера. Причем, американской, как легко догадаться, публики (мы можем фанатировать от Кличко сколько угодно, но это никого не интересует). А заслужить эту любовь трудно и тут надо не только здорово драться, но и делать это красиво, и вообще предлагать достопочтенной публике то самое шоу, которое must go on. Частью этого шоу являются все взаимные оскорбления до боя, попытка подраться на взвешивании, выход на ринг (Олег Маскаев даже в Чапаева как-то вырядился) и еще много чего.
Плати и смотри
Телевидение для современного бокса играет ключевую роль. Помните, как говорил герой х/ф «Москва слезам не верит» - через 20 лет будет одно сплошное телевидение. По части бокса это так. От руководства каналов, показывающих бокс, зависит кто, с кем и когда. И если, например, трансляции боксера плохо продаются, то удержаться на вершине ему будет очень нелегко.
Или вот еще хороший пример. Вышеупомянутый бой Цзю с Хаттоном проходил в Манчестере глухой ночью (около 4 утра). Для чего? Чтобы американцы посмотрели бой в приятное им время и в прямой трансляции. А что делать, если заплатят именно они, а без телекомпании и боя бы не было. Еще боксеры, права на бои которых принадлежат разным телекомпаниям, никогда не встретятся, как бы не был интересен их бой. Исключение было сделано в свое время ради боя Тайсона с Ленноксом Льюисом, и то потому, что сборы обещали устроить всех (103 миллиона долларов принес бой, в котором Железный Майк перестал существовать, как боксер). А вот Золотой Мальчик Оскар Де Ла Хойя и свердловский австралиец Костя Цзю так и не встретились, хотя сделали карьеру в близких весовых категориях (у Оскара эксклюзивный контракт с каналом HBO).
HBO и Showtime - два главных канала, зарабатывающих деньги на боксе. Тратят они прилично на бокс (HBO около ста миллионов в год, а Showtime в четыре раза меньше), но и прибыль их вполне устраивает. Настоящим прорывом в свое время стала технология «pay-per-view» (то есть, плати и смотри). Технология эта впервые была попробована в 1980 году, но особенно развилась с появлением Интернета. Суть очень проста, трансляции наиболее интригующих боев стоят денег (от 5 до 30 долларов поначалу, а сейчас стандартная цена 49,95 $ за бой). Заказываешь по Интернету или любым другим способом (при помощи пульта даже можно) и смотришь по телевизору, как Тринидад побеждает де ла Хойю. Технология эта, что бы вы знали, только за 2001 год принесла 2 миллиарда долларов! На одном Майке Тайсоне (за 10 показанных к 2002 году боев) телевидение заработало 587 миллионов, а на де ла Хойе - 304 «лимона». Согласитесь, на этом фоне несколько меркнут суммы, которые можно заработать на продажах билетов, хотя цены и достигают 1500-2500 долларов (это, естественно, за очень хорошие места). Кстати, на бой Тринидада с де ла Хойей в 1999 году билетов не продавали вообще (их давали только клиентам VIP казино «Мандалай Бей»).
Бой |
Продано трансляций (млн) |
Заработано (млн $) |
Холифилд - Форман |
- |
53 |
Де ла Хойя - Мосли |
0,5 |
50 |
Тринидад - де да Хойя |
1,4 |
71 |
Тайсон - Холифилд |
2 |
100 |
Льюис - Тайсон |
|
103 |
Проиграл? Получите…
Между прочим, в профессиональном боксе (в отличие от тенниса) призовой фонд не зависит от исхода действа. Например, за неоднократно упомянутый бой с де ла Хойей Феликс Тринидад получил около 10 миллионов, а Оскар заграбастал 21 миллион, хотя победил именно Тринидад. Недаром у Золотого Мальчика эксклюзивный контракт. Да и все американские домохозяйки от него без ума.
А Тайсон и Холифилд поделили золото по-братски, по 30 миллионов. Но с Майка сняли «трешку» за то, что кусался…
При таких телезаработках неудивительно, что боссы с НВО могут определять место матча, гонорары, противника, судью, рефери и ведущего, а также контролировать прессу, пресс-конференции и долю промоутеров. Другими словами, они решают все. Иногда даже исход боя. Так, к примеру, Мосли присудили поражение с де ла Хойей, хотя специалисты считали, что именно Шейн выиграл бой на самом деле. Но у Оскара ведь эксклюзивный контракт. И о вышеуказанных домохозяйках нельзя забывать.
Конечно, есть и другие способы заработать и помимо непосредственного субботнего действа. Боксеры-звезды организовывают свои шоу на все том же телевидении (такое шоу вел Оскар де ла Хойя, вообще, самый фотогеничный боксер современности). А ныне в США идет реалити-шоу «The Contender» (соискатель), которое ведет знаменитый чемпион (и актер тоже) Леонард Шугар Рэй и Сильвестр Сталлоне (актер, а в кино и чемпион). Там 16 молодчиков, вроде наших «застеклистов», вместе живут и мутузят друг друга, а победитель получит 1 миллион долларов (финальный бой состоится в Лас-Вегасе).
Костя Цзю проводит платные тренировки (стоимость часа - 10 тысяч долларов, впрочем, предлагают Косте и намного больше, он просто не успевает потренироваться со всеми желающими). Снимаются боксеры и в рекламе и заключают контракты с разными компаниями, как и все прочие спортсмены.
Но это касается оказавшихся на вершине. Таких, естественно, немного. Они пытаются удержаться на вершине пирамиды, состоящей из груды таких же, как они (но менее удачливых и талантливых). А вокруг мы все, посредством телевизоров наблюдаем за этим процессом. Платим и смотрим. И все довольны…
Андрей Крикунов