Надежды на объективность. У сборной по вольной борьбе будет новый тренер

Обозреватель Sport.ua рассказывает о принципах, по которым назначаются наставники сборной

В течение вот уже десятилетия декабрь в украинской вольной борьбе является периодом особой турбулентности. Причина проста: в конце года Министерство молодежи и спорта утверждает главных тренеров национальных сборных. В каких-то видах спорта этот процесс проходит гладко и без огласки. В вольной борьбе, которая когда-то была одной из самых медалеемких в разрезе Олимпиад, сейчас наблюдается глубокий упадок. И самое удивительное то, что, несмотря на провалы на всех крупных международных стартах, которые получили системный характер, ничего менять Минмолодьспорт с подачи Ассоциации спортивной борьбы не собирается.

Тренер Василий Федоришин, за спиной которого тянется допинговый шлейф с отобранной за употребление запрещенных препаратов медалью, сохранил должность даже в прошлом году, после того как украинская вольная борьба впервые в истории осталась без наград на всех трех «мейджорах» - Олимпиаде, чемпионатах мира и Европы. В этом году одну медаль - бронзу в категории до 61 кг - Андрей Джелеп на чемпионате континента нашей команде принес. На чемпионат мира Украина снова съездила вхолостую. И терпение у ответственных лиц из Минмолодьспорта наконец-то лопнуло.

Несмотря на то, что нардеп от президентской политсилы, вице-президент АСБУ Эдуард Прощук продолжил лоббировать кандидатуру земляка, ее категорически отмели. А альтернативной кандидатуры у Ассоциации спортивной борьбы, по сути, не оказалось. Вернее, одна есть, но она выглядит неубедительной. Впрочем, наш спорт знал уже немало случаев, когда кандидатуру, рекомендованную профильной Федерацией, министр молодежи и спорта утверждает слепо, даже несмотря на застережения специальной министерской комиссии.

17 декабря экспертная комиссия Министерства молодежи и спорта будет рассматривать две кандидатуры - экс-наставника юниорской сборной Украины, действующего военнослужащего Вооруженных сил Украины Виктора Белокопытого и Валентина Русанова, который в свое время уже работал в национальной сборной в статусе старшего тренера в штабе Григория Данько.

Валентин Русанов

АСБУ лоббирует кандидатуру Русанова, тренера, к которому есть вопросы и в контексте профессиональности, и по моральным качествам. Во-первых, Русанов никогда не боролся на высоком уровне. Как борец он даже не является мастером спорта. Во-вторых, в мире борьбы ходят легенды о (не)порядочности Валентина, в частности из уст в уста передается история, как подло поступил Русанов со своим первым тренером.

Возникают вопросы и по поводу профессионализма людей, которых Русанов видит своими ассистентами. Это известный в прошлом борец Олег Белоцерковский, которому сейчас 42 и который тренером не работал вообще и Александр Галаган, тренерский опыт которого насчитывает 24 года. Об эффективности работы этого специалиста свидетельствует тот факт, что за эти 24 года он не подготовил ни одного борца, который был хотя бы призером юниорского чемпионата Украины.

И, наконец, в-третьих. Ранее говорилось, что Федоришин, бывший в штабе сборной на руководящих должностях предыдущих девять лет, не имеет морального права возглавлять сборную из-за допингового прошлого. Так вот, самый талантливый воспитанник Русанова Гор Оганесян тоже был лишен звания чемпиона Европы-2013 среди юниоров за употребление допинга.

Виктор Белокопытый

Альтернативой Русанову является 46-летний Виктор Белокопытый, который в свое время был чемпионом первой юношеской Олимпиады, серебряным и бронзовым призером чемпионатов мира среди юношей, завоевывал бронзу ЧМ среди юниоров, останавливался в шаге от медалей на взрослых чемпионатах мира и Европы. После завершения карьеры спортсмена Виктор неразрывно работает тренером в Центральном спортивном клубе Вооруженных сил Украины, возглавлял юниорскую сборную. Как действующий военнослужащий ВСУ, Белокопытый был участником боевых действий на Востоке нашего государства.

В свой тренерский штаб Виктор планирует привлечь людей, репутация которых не вызывает сомнений. Ожидается, что во главе сборной U23 будет работать Шакро Маркарян, U20 - Сергей Губринюк, U17 - Сергей Лазоренко, а старшим тренером сборной должен стать призер чемпионата Европы, обладатель Кубка мира Евгений Хавилов. Тренерский опыт каждого из них - около 20 или более 20 лет. Каждый воспитал не одного именитого борца.

Казалось, выбор, стоящий перед министерской комиссией, очевиден. Проблема только в том, что кандидатуру Русанова лоббирует АСБУ, а за Белокопытым стоит усталое от постоянных провалов и непрофессионализма во главе сборной борцовское сообщество. Так же было и в прошлом году. В 2024-м экспертная комиссия тоже поддержала Белокопытого, однако министр молодежи и спорта Матвей Бидный волевым решением утвердил в должности Федоришина.

Эдуард Прощук и Матвей Бидный

В спорте существует безоговорочное правило: побеждает более сильный, а результат достигается честной борьбой, сравнением показателей и соблюдением правил. Именно этот принцип - fair play - государство декларирует за основу украинского спорта. Но действует ли он там, где принимаются ключевые управленческие решения? В частности, во время назначения главных тренеров штатных сборных Украины.

Статья 7 Закона Украины «О предотвращении влияния коррупционных правонарушений на результаты официальных спортивных соревнований» четко определяет: спортивный результат - это достижение, полученное в условиях честной игры и объективного сравнения. Но если государство признает, что результаты должны быть честными, тогда логично спросить: почему правила честной игры исчезают, когда речь идет о кадровых решениях?

Ответственным лицам стоит осознать, что назначение главного тренера - это не кулуарная договоренность и не формальное утверждение «рекомендованной кандидатуры». Это решение, определяющее годы подготовки, миллионы бюджетных средств и международную репутацию Украины.

Главный вопрос, который сегодня волнует: как оценивают кандидатов на должность главного тренера? Проводится ли реальное сравнение профессиональных показателей? Анализируются ли результаты тренерской работы, достижения спортсменов, стабильность выступлений? Учитывается ли международный авторитет кандидата? Или, возможно, все сводится к одному листу бумаги - рекомендательному письму Федерации, не имеющему ни соревновательного механизма, ни независимой экспертизы, ни ответственности за последствия?

Если решение не основано на сравнительном анализе, оно не может считаться профессиональным. А если оно не профессиональное - оно автоматически становится предвзятым.

Главный тренер национальной команды формирует состав сборной, отвечает за антидопинговый контроль, планирует подготовку, руководит тренерским штабом и несет прямую ответственность за поражение так же, как и за победы. Именно поэтому назначение на эту должность без четких критериев и прозрачной процедуры - риск, который государство не имеет права брать. Министерство молодежи и спорта должно выступать арбитром, а не стороной игры. Арбитр не может быть заинтересован, не может «подсказывать» и не может принимать решения за закрытыми дверями.

Утверждая кандидатуру главного тренера, министр берет на себя политическую и управленческую ответственность. И общество имеет полное право знать:

- по каким критериям избран кандидат;

- кого и с кем сравнивали;

- почему одни показатели признаны важными, а другие проигнорированы.

В противном случае это уже не спорт, а имитация процесса.

Иван Вербицкий Sport.ua
По теме:
Читайте нас в Telegram

ВАС ЗАИНТЕРЕСУЕТ

Футбол | 16 декабря 2025, 19:59 6

Менеджмент ждет изменений

Комментарии