Провал Макларена и решение Ред Булл, которое дает Ферстаппену шанс на титул
Анализ главных событий 23-го этапа Формулы-1 2025
- 02 декабря 2025, 20:50
- |
- 02 декабря 2025, 21:15
- 1071
- 0
На прошлой неделе состоялся предпоследний этап сезона - Гран-при Катара. Поскольку это был спринтерский уик-энд, в розыгрыше было 33 очка вместо привычных 25, поэтому по итогам этапа произошли изменения в зачетах, в частности среди претендентов на титул.
Ландо Норрис сохранил лидерство благодаря большому запасу, который имел до этого. Впрочем, из-за стратегического провала Макларена Оскар Пиастри уступил Максу Ферстаппену и потерял даже вторую позицию. Теперь судьба чемпионского титула решится в Абу-Даби.
Кроме этого, на всех уровнях пелотона произошел ряд других интересных событий. Почему итоговый результат получился именно таким - в этом материале.
Макларен
Вокруг Макларена перед стартом этапа было много разговоров. Команда была дисквалифицирована из Гран-при Лас-Вегаса, который состоялся всего неделей ранее, из-за чрезмерного износа планки днища. На этом фоне возникла целая волна инсайдов и сообщений от авторитетных и не очень инсайдеров, СМИ и просто отдельных лиц, которые якобы имели свои источники информации о хитростях, которые использовала команда. К тому же Пирелли ввела ограничение в 25 кругов на комплект, что лишило Макларен его главного преимущества - менеджмента резины, ведь всем приходилось постоянно атаковать.
Несмотря на все, Макларен начал и продолжил уик-энд очень удачно: первое и третье места в спринт-квалификации и спринте, а также первый ряд на старте Гран-при Катара. В целом болид был быстрым как на одном круге, так и на длинной дистанции. Однако нашлось то, что помешало действующим чемпионам Кубка конструкторов.
Дело в том, что дистанция гонки - 57 кругов, и именно седьмой круг открывал возможность провести первый пит-стоп так, чтобы уложиться в правило максимум 25 кругов на комплект и остановиться не более двух раз. К тому же под машиной безопасности потери времени значительно меньше, особенно в Катаре, где пит-стоп длится около 26 секунд, тогда как на большинстве трасс - примерно 21. Разница существенная.
Но Макларен оказался в сложном положении и стал заложником обстоятельств. Находясь среди лидеров, в команде побоялись, что двойная остановка вернет пилотов в середину топ-10, а зная сложность обгонов в Катаре, это могло бы стать большой проблемой. В частности для Ландо Норриса, ведь он и так задержался позади Пиастри. Разводить их по разным стратегиям команда не стала, ведь «папая рулз». В итоге подарила соперникам бесплатный пит-стоп. Даже с преимуществом в темпе это было слишком оптимистичным решением. Они аргументировали это гибкостью стратегии, но сложно понять, какую именно гибкость они имели в виду. Макларен гарантированно терял позицию по отношению к Ферстаппену после 2-х пит-стопов, а преимущество места на трассе здесь слишком велико.
Второй промах произошел непосредственно во время остановки: команда выбрала хард вместо медиума. Пирелли прогнозировала, что жесткая резина будет примерно на 0,3 секунды медленнее, но на самом деле она позволяла атаковать значительно больше. Из-за этого Ферстаппен начал отыгрывать время. Два провальных решения - и даже огромное преимущество в конце на более свежем жестком комплекте не позволило не то что обогнать Ферстаппена, а даже догнать его. Хотя на 99% при нормальных условиях, без машины безопасности и без ограничения 25 кругов, Оскар Пиастри выиграл бы Гран-при Катара в доминирующем стиле.
Реакция Пиастри после гонки говорит сама за себя - он не скрывал разочарования. Он потерял не просто победу, но и 7 очков, которые мог получить. Слишком дорогая ошибка перед финалом сезона. Отыграть у Норриса 16 очков за этап почти нереально: нужно выиграть гонку и надеяться, что Ландо не финиширует выше шестого места. И это в тот уик-энд, когда Пиастри впервые с Гран-при Италии в начале сентября (шесть этапов назад) имел темп для подиума, и впервые с Нидерландов был быстрее своего напарника.
Норрис на этот раз был банально медленнее. Где-то дало о себе знать напряжение и давление из-за шанса стать чемпионом, где-то это был просто проигрыш напарнику. Но при преимуществе в 12 очков над Ферстаппеном и 16 над Пиастри перед финалом сезона он имеет наибольшие шансы стать чемпионом - и полностью это заслужил. Да, результат в Катаре был неудачным, но если бы не провал команды, это был бы очередной подиум. Ландо проводит сезон стабильнее всех конкурентов и выдал два супердоминирующих этапа в Бразилии и Мексике, которые на данный момент дают ему очень высокие шансы на титул.
Ред Булл
Команда из Милтон-Кинз на бумаге должна была быть в борьбе, но откровенно чистого темпа не хватало. Реалистично речь шла о борьбе только за подиум. Однако решающую роль сыграло стратегическое решение главного стратега команды Ханны Шмитц.
Пока Макларен сосредотачивался на довольно консервативном подходе к тактике, Ред Булл стали первыми, кто рискнул во время машины безопасности и не прогадал. И именно этот риск в итоге принес результат.
Макс Ферстаппен не был самым быстрым в плане чистого темпа - он уступал Макларенам: примерно 0,400 секунды с круга Пиастри и 0,050 Норрису, у которого к тому же было небольшое повреждение машины после вылета в гравийную ловушку. Однако это только подчеркнуло, насколько важна стратегия в Формуле-1, особенно в таких гонках.
Ферстаппен одержал вторую победу подряд и сравнялся по количеству побед с пилотами Макларена. Теперь для титула ему нужно финишировать не ниже третьего места, а в идеале - побеждать. Однако все решится непосредственно на трассе.
При этом, если Макс не отыграет 12 очков у Норриса, даже победа может не помочь - нужно также, чтобы Ландо был не выше четвертого. Шансы все еще невелики, но они значительно выше, чем после Гран-при Нидерландов, когда отставание от лидера чемпионата составляло 104 очка.
Отдельного внимания заслуживает Юки Цунода. Благодаря проблемам соперников, японец прорвался в очки из хвоста пелотона и впервые опередил Ферстаппена в квалификации (пусть и спринт-квалификации). Он прогрессировал последние несколько этапов, но не смог реализовать это в большой результат. В ближайшее время, по информации из паддока, должны объявить, что он станет резервным пилотом Ред Булл, а его место займет Исак Хаджар.
Мерседес против Феррари
Серебряные стрелы совместными усилиями потеряли шансы на подиум. Джордж Рассел, стартовавший позади тройки претендентов на титул, провалил старт и сразу откатился назад, а Кими Антонелли, наоборот, прорвался вперед. Однако команда задержалась с его пит-стопом, что отбросило итальянца назад.
Рассел после своей остановки оказался в плотной группе в середине пелотона - именно такого сценария опасались и в Макларене, хотя и были впереди. В итоге британец финишировал лишь шестым, потеряв две позиции по отношению к старту.
Антонелли удался хороший старт: он почти сразу обогнал напарника. Итальянец первым в команде поехал на пит-стоп, но из-за задержки пропустил Сайнса на Уильямс и до конца гонки так и не смог его обогнать. Наоборот - после того, как Ландо Норрис вернулся на трассу после второй остановки, Антонелли допустил ошибку на выходе из поворота и пропустил британца вперед.
Из-за этого сначала от Ред Булл, а затем и со стороны части фанов и некоторых голосов в паддоке появились утверждения, что Кими якобы намеренно пропустил Норриса, чтобы помочь ему в борьбе за титул. Это была полная ерунда, за которую Ред Булл публично извинился. Несмотря на это, в адрес Антонелли посыпался шквал хейта, включая угрозы жизни, из-за чего Мерседес обратился в ФИА.
На самом деле пилот Мерседеса на тот момент оказался на изношенной резине за болидом Сайнса и в грязном воздухе начал допускать ошибки, ловя машину на пределе. Ландо просто воспользовался моментом.
Несмотря на проблемы, этого хватило, чтобы Мерседес набрал 18 очков против 4 у Феррари. Это означает, что команда уже гарантировала себе победу в дуэли за второе место - отобрать его может только Ред Булл, но только при крайне маловероятном сценарии, если наберет на 33 очка больше Мерседеса в Абу-Даби.
Что касается Феррари, то это очередной провал Скудерии в конце сезона. Они слишком рано прекратили обновление машины и теперь вынуждены догребать сезон как есть. В команде Фреда Вассера уже признали, что это было ошибочное решение.
Стратегический успех Уильямса и Сайнса
Пилот Уильямса провел один из лучших этапов в сезоне. Катар с его скоростными и затяжными поворотами должен был стать настоящим испытанием для команды, но завершился триумфом. Испанец сразу отыграл две позиции на старте. А после провального двойного пит-стопа Мерседеса к его активу добавилась еще одна.
Ситуация стала еще более выгодной после финальной остановки Ландо Норриса, когда британец откатился назад. И хотя Ландо быстро догнал Карлоса, только что обогнал Антонелли после его ошибки, это никоим образом не угрожало подиуму пилота Уильямса.
Это первый случай за последние 10 лет, когда пилот Уильямс Рейсинг поднялся на подиум более одного раза за сезон - тогда также было два.