Планка задана. Как хитрость Макларена может сделать Ферстаппена чемпионом
Техническое решение действующих чемпионов может добавить интриги в чемпионате перед финалом
- 27 ноября 2025, 11:40
- |
- 27 ноября 2025, 13:17
- 4279
- 1
Гран-при Лас-Вегаса, который прошел на прошлой неделе, завершился победой Макса Ферстаппена и драмой вокруг дисквалификации Макларена. У обоих болидов команды была чрезмерно изношенная планка на днище.
Это подарило пилоту Ред Булл кучу очков по отношению к соперникам. Теперь он отстает от Ландо Норриса на 24 балла и сравнялся с Оскаром Пиастри. Однако настоящий интерес вызывают не сами цифры, а причина дисквалификации и слухи и инсайды, разгоревшиеся вокруг этого. Они несколько отличаются от официальной версии руководителя Андреа Стеллы.
Что именно произошло с планкой и как это может повлиять на судьбу титула - в этом материале.
Официальная версия: форс-мажор
Босс команды Андреа Стелла рассказал, что болид Макларен в гонке начал больше «дельфинировать» (когда машина на высокой скорости подпрыгивает из-за нестабильной прижимной силы), чем ожидалось. Коллектив не предусматривал такого сценария при настройке, поэтому был к нему не готов. Когда командный мостик наконец осознал риски дисквалификации, инженер попросил Ландо Норриса быть осторожнее на участках трассы, где днище больше всего касалось асфальта и бордюров.
Такой промах легко объясняется прерванными тренировками и нетипичными условиями Лас-Вегаса. Например, третья тренировка, когда были подготовлены настройки, близкие к финальным, была мокрой и не дала соответствующих данных.
Сама трасса имеет большие риски для подобных промахов. Она наполнена длинными прямыми, и соответственно скорости здесь выше, чем обычно, а чем быстрее едет машина, тем больше опускается днище к трассе. Но почему команда могла так провалиться технически, но не зачем пошла на такие риски.
Ряд экспертов и инсайдеров имеют свой взгляд и информацию, которой после Лас-Вегаса активно начали делиться.
Все началось еще в Бразилии
По данным японского издания as-web.jp, во время Гран-при Бразилии несколько руководителей и технических директоров команд обратились в FIA после подозрений, что некоторые коллективы нагревали титановые блоки (фото ниже) на пластинах днища. Нагревание заставляет металл расширяться, и в таком случае именно этот разогретый элемент частично принимал на себя удар от истирания, уменьшая фактический износ планки.
Технический делегат FIA Джо Бауэр заметил проблему и проверил все титановые блоки перед квалификацией. Будто были обнаружены устройства, предназначенные для нагрева блоков, и перед началом заезда их запретили использовать. Это могло объяснить разницу в скорости болидов между спринтами и квалификационными сессиями.
Считается, что почти все команды в той или иной степени использовали этот метод, получая особенно заметное преимущество на трассах, где можно опускать болид очень низко.
Это объясняет слова Макларена, что им пришлось поднять болид в Сан-Паулу в целях безопасности.
В частности, официальный журналист Формулы-1 Джон Доубл в статье The Race сообщил, что хотя износ планок на Макларене в Бразилии был вполне легальным и не требовал никаких санкций, он находился на грани допустимого. Также эксперт и несколько его коллег обратили внимание на то, что сиденья пилотов «команды папайя» были покрыты теплоотводящей фольгой, чтобы обезопасить их от ожогов и перегрева, что вполне можно связать с нагревом титановых блоков, расположенных под пилотом.
По последним сообщениям, многие команды подозревали Макларен в хитроумном управлении износом этой планки, а после летней паузы к этому частично присоединился и Ред Булл.
В Заубере бывший стратег Феррари обратил внимание на то, что у этих команд больше изнашивается именно передняя часть пластин, хотя по всей логике она должна, как и у других, изнашиваться сзади - ведь там прижимная сила больше и именно там болид чаще всего контактирует с поверхностью. Однако у «быков» это не было столь радикально.
До Бразилии подобные трюки с нагревом не были запрещены, как и изменение состава сплава. Поэтому это было вполне легально, и вмешались только тогда, когда это начало приобретать массовый характер и стало слишком заметным.
В дополнение несколько инсайдеров сообщают, что Ред Булл был одним из немногих, кто разгадал эту хитрость Макларена ближе к концу лета и сумел подготовить соответствующие обновления днища в Монце, чтобы также работать с этим, хотя и не так радикально. Это стало одним из ключевых факторов возвращения сильной формы Ред Булл.
Почему не сработало в Лас-Вегасе и какие последствия
Причиной того, что «хитрость» обернулась дисквалификацией в Лас-Вегасе, действительно стало чрезмерное дельфинирование болида. Команда не могла из-за нехватки данных из практик до конца предсказать поведение машины на дистанции гонки.
Титановые пластины изнашиваются больше на поздних стадиях, ведь уровень топлива болида уменьшается, а антикрылья прижимают более легкую машину, чем та, что была в начале гонки. Из-за этого днище болида ближе контактирует с поверхностью и чаще «касается» трассы. Возможно, именно поэтому износ планок в последних кругах и уровень дельфинирования превысили ожидания. Команда переборщила с высотой машины, опустив ее слишком низко, что на поздних стадиях обернулось провалом.
Других изменений в Лас-Вегасе не было, но в Катаре нужно будет действовать очень осторожно. Если риски повторятся, команде придется поднимать болид, теряя темп, или рисковать дисквалификацией.
Это было бы менее критично, если бы эффект влиял на все команды равномерно. У Ред Булл, несмотря на похожую технологию, скорость не страдала после запрета. Если это учесть, Ферстаппен получил очень хорошие шансы на титул. Если риски повторятся на последних двух этапах, нидерландец получит хорошую возможность. Но хватит ли этого и повторятся ли проблемы Лас-Вегаса - посмотрим.
Вся эта теория о хитростях Макларена - это сообщения авторитетных и не очень инсайдеров и отдельных лиц, которые имеют свои каналы информации. Она выглядит совсем не абсурдно, но официальных подтверждений пока нет.
Надо ждать Катара и Абу-Даби и смотреть, как покажет себя Макларен. Если скорости не будет и будет выглядеть так, что им придется идти на компромисс и поднимать машину - скорее всего, дело действительно было в этом. Если же темп никуда не исчезнет, то, вероятно, это был форс-мажор.
Лично считаю, что одно не исключает другого: Ред Булл и Макларен действительно могли, и скорее всего экспериментировали с задней частью планки днища, получая определенное преимущество, хотя не так радикально и не в таком масштабе, как сообщают. Как обычно бывает, правда «выкручивалась» от источника к источнику и на самом деле может быть несколько иной.