Анализ Гран-при Лас-Вегаса. Ферстаппен снова в борьбе и что с Маклареном

Начало финального тройника сезона подарило немало драмы

На Гран-при Лас-Вегаса, который прошел на прошлой неделе, произошло немало событий как во время самой гонки, так и вне ее. Макс Ферстаппен уверенно победил, не имея реальной угрозы от конкурентов, ведь он отобрал лидерство уже на старте.

А дисквалификация Макларена после финиша существенно перемешала итоги заезда и повлияла на их позиции в борьбе за титул Формулы-1.

Несмотря на то, что Норрис до сих пор имеет комфортный запас, ситуация резко обострилась - Ферстаппен уже сравнялся с Пиастри, а перед двумя финальными этапами может случиться что угодно.

О ходе событий, борьбе лидеров и последствиях для чемпионата - в этом материале.

Макларен: куда делась скорость с субботы и причина провала

Оранжевая команда имела несколько сдержанные ожидания от первого этапа финальной тройки. Традиционно Лас-Вегас просто не подходит Макларену, ведь раскрывает все их слабости и не дает проявить сильные стороны. Холодная погода лишает преимущества в контроле температуры резины. К тому же асфальт здесь больше стирает резину механически, а не изнашивает из-за перегрева. И баланс Макларена: сильный в поворотах благодаря решению подвески и общей концепции, но слабее на прямых - а Лас-Вегас из них, по сути, и состоит.

Поэтому играть в игру соперников и пытаться быть быстрыми за счет минимальной прижимной силы означало бы гарантированный проигрыш. Поэтому команда решила действовать наоборот: добавить прижимную силу и отыгрываться в поворотах и на выходах из них. К тому же на основную часть уик-энда (квалификацию и гонку) прогнозировался дождь, что также давало бы им преимущество с такими настройками. И все именно так и произошло в субботу.

Во время квалификации пошел настолько сильный дождь, что впервые за долгое время пилоты использовали не просто промежуточную резину, а полноценную дождевую, хотя впоследствии и перешли на более близкий к сликам вариант. В таких условиях Макларен работал значительно лучше других, и в руках Норриса это едва не вылилось в поул с преимуществом более чем в секунду. Пиастри же традиционно имел проблемы в прохладных условиях и еще не успел поставить время из-за сорванной желтыми флагами финальной попытки.

В гонке, которая проходила по сухой трассе, такой роскоши, как в мокрой квалификации, у оранжевых уже не было. После ошибки Ландо в первом повороте, когда он выехал за пределы трассы, его шансы на победу фактически исчезли. Не хватало чистого темпа, а без дождя сделать что-то кардинальное было невозможно.

Норрису удалось лишь отыграть позицию у Рассела на Мерседесе, у которого были серьезные проблемы, и в итоге финишировать вторым, хотя в конце британец был вынужден сбрасывать по 4 секунды с круга. Уверенный пилотаж, результат выше ожиданий.

У его конкурента за чемпионство и напарника, Оскара Пиастри, ситуация была менее оптимистичной. Он также потерял место в начале заезда и был вынужден отыгрываться. На финише без штрафа Антонелли он бы завершил гонку именно там, где и стартовал. Только наказание итальянца позволило австралийцу стать четвертым.

Однако все это уже не имело значения, ведь обоих дисквалифицировали: планка днища их болидов была изношена больше, чем разрешено, и на финише ее толщина оказалась меньше нормативных 9 мм. Уже возник ряд слухов и подозрений в отношении Макларена и этой самой планки, но это тема для отдельного материала. Здесь же будет рассмотрена официальная версия команды и факторы, которые на это повлияли и не позволили избежать нарушения.

На самом деле износ планки на современных болидах не редкость. Граунд-эффект прижимает болид максимально низко к земле, из-за чего в какой-то момент днище контактирует с покрытием, что и приводит к его износу. Простое поднятие болида здесь не поможет, ведь выигрыш от низких настроек машины значительно больше, поэтому все команды вынуждены идти на риск, который иногда заканчивается подобным образом.

Чтобы избежать опасности для пилотов, существует правило - минимальная толщина планки на финише должна быть не менее 9 мм. У пилотов Макларена уровень износа превышал норму: у Норриса - на 0,12 мм, у Пиастри - на 0,26 мм. Дисквалификация была полностью справедливой и ожидаемой.

Но вопрос в другом - как команда Макларен могла допустить такую ситуацию? На это ответил руководитель команды Андреа Стелла:

Во время гонки оба болида Макларен подверглись неожиданному высокому уровню дельфинирования, который не наблюдался на тренировках, что привело к чрезмерному контакту днища с трассой. Команда в настоящее время расследует причины такого поведения болидов, в частности влияние случайных повреждений, обнаруженных после гонки, которые привели к увеличению движения днища.

Как отметила FIA, нарушение было непреднамеренным - никаких попыток обойти регламент не было, а также существовали смягчающие обстоятельства.

Getty Images/Global Images Ukraine

Как видно из слов Андреа Стеллы, болид Макларен в гонке начал больше дельфинировать (когда машина на высокой скорости начинает подпрыгивать из-за нестабильной прижимной силы), чем ожидалось. Коллектив не предусматривал такой сценарий при настройке, поэтому был к нему не готов. Когда командный мостик наконец осознал риски дисквалификации, инженер попросил Ландо Норриса быть осторожнее на участках трассы, где днище больше всего касалось асфальта и бордюров.

Кроме того, Ландо вынужден был частично отпускать педаль газа на длинных прямых: чем быстрее ехал болид, тем сильнее днище прижималось к поверхности. Особенно это проявилось на трассе в Лас-Вегасе, где прямые занимают значительную часть круга, поэтому эффект оказался накопительным и значительно большим, чем прогнозировалось.

Причиной таких трудностей стало отсутствие нормальных гоночных симуляций во время тренировок. Трасса была сначала пыльной и грязной, затем слишком мокрой, а также сессия прерывалась флагами, и большинство пилотов просто не смогли показать стабильное время.

В любом случае Макларен собственноручно отдал Ферстаппену дополнительные 18 очков по отношению к Норрису и 12 - по отношению к Пиастри. Теперь осталось избежать проблем в Катаре и Абу-Даби, чтобы чемпионом стал пилот в оранжевом болиде.

Мерседес

Если Макларен выступил лучше, чем ожидалось, хотя и был дисквалифицирован, то Мерседес, наоборот, не дотянул до нужного уровня и фактически не выполнил работу достаточно хорошо, чтобы реально бороться за победу на трассе, где были крайне высокие ожидания.

Кими Антонелли допустил ошибку в квалификации и стартовал 17-м, а Джордж Рассел потерял шансы быть на первом ряду и начал гонку четвертым. Старт у британца удался - он сразу оказался вторым, хотя позже завершил гонку на третьем месте. Пилот несколько раз пытался навязать борьбу Максу Ферстаппену, но безуспешно, и это только отразилось на итоговом результате.

На обоих отрезках гонки Рассел пытался атаковать Ферстаппена: сначала в самом начале этапа (6-7 круг), а затем после волны остановок. Гонщик Мерседес атаковал изо всех сил, пытался догнать соперника за победой, но дважды его попытки заканчивались неудачно.

Причиной стало то, что новая резина быстро изнашивалась из-за неосторожного ввода в работу. Из-за потери темпа в концовке Рассел был вынужден завершать гонку осторожно, чтобы дотянуть до финиша и чуть не пропустил группу позади себя.

Getty Images/Global Images Ukraine

Героем гонки стал новичок команды, Кими Антонелли. Хотя квалификация у него получилась не слишком удачной - только 17-е место - сама гонка стала одной из самых ярких в короткой карьере итальянца. Он стартовал на мягком комплекте, но не получил никакого преимущества. Более того - допустил ошибку на старте, когда датчики зафиксировали фальстарт, поэтому судьи были вынуждены наказать Кими, хотя фактического выигрыша он не получил.

Заметив, что софт не работает, а на втором круге появилась машина безопасности, команда мгновенно вызвала Антонелли в боксы - и это сработало идеально. Он оказался позади группы более медленных болидов, поэтому был вынужден ехать в сдержанном темпе, благодаря чему резина осторожно вошла в рабочий диапазон.

В итоге эта остановка сработала как очень дальний андеркат по отношению к тем, кто останавливался через 15-20 кругов - и, как ни странно, оказалась эффективной. Кими поднялся с 12-й на 4-ю позицию. Далее стояла задача удержать ее, ведь сзади были Макларен и Феррари на свежей резине. Но Антонелли снова продемонстрировал отличные навыки обороны. Он сдерживал Ферстаппена в Бразилии на длинной прямой - здесь он сделал то же самое с Пиастри и Леклером.

На 38-м круге произошел опасный момент: казалось, Оскар легко пройдет Антонелли, но Кими поздним торможением отбил атаку и подставил Пиастри под контратаку Леклерка. В дальнейшем реальных шансов ни у кого из них не было.

Единственной проблемой был штраф в 5 секунд - он должен был автоматически откатить итальянца назад, если бы соперники были рядом. Но Антонелли выдал феноменальный отрезок ближе к завершению гонки: он отыграл три секунды за четыре круга. Это не спасло от Макларена, но этого хватило, чтобы сохранить позицию перед Феррари.

После дисквалификации Макларена его результат превратился во второй подряд подиум. Идеальная работа с резиной и риск, который полностью оправдал себя.

Getty Images/Global Images Ukraine

Феррари

В Скудерии надеялись побороться за высокие места после хороших результатов на практиках. Однако провал в дождливой квалификации (Хэмилтон - 20-й, Леклер - 9-й) фактически перечеркнул эти шансы.

Хэмилтон хорошо отыграл позиции на самом старте, избежав завалов и грамотно объехав соперников, которые были либо в борьбе, либо пострадали от контакта. Он сразу оказался 13-м. Однако впереди были Хаас и Заубер, которые имели высокую скорость на прямых и сформировали поезд DRS. Справиться британец сумел только с представителем американской команды и имел шанс навязать борьбу Зауберу, но провальный круг выезда и дальнейшее отсутствие темпа не позволили претендовать на что-то большее.

Леклер же застрял за Пиастри и Антонелли. Он оказался так близко к пилоту Макларен только потому, что тот боролся с Мерседес и не имел возможности его пройти. Иначе монегаск заметно отстал бы. Проблемой стало то, что команда изменила настройки на более дождливые - это не помогло в квалификации и помешало в сухой гонке.

В целом это уик-энд упущенных возможностей и, возможно, последний шанс побороться за вице-чемпионство в Кубке конструкторов. Напряжение долгого неудачного сезона в Скудерии только больше растет.

Getty Images/Global Images Ukraine

Ферстаппен и Ред Булл

Нидерландец идеально стартовал со второго места, спровоцировал Норриса на ошибку в первом повороте и захватил лидерство. С тех пор у его соперников шансов не было. Только Рассел на Мерседесе теоретически мог зацепиться за что-то, если бы Макс ошибся или Ред Булл задержал своего лидера на пит-стопе. Но этого не произошло.

На сухой трассе Ред Булл имел гигантский запас скорости над соперниками - так же, как Макларен в дождливых условиях. Когда за 16 кругов до финиша Норрис опередил Расселла и должен был догнать Ферстаппена, разрыв начал стремительно расти: с 4,9 за 5 кругов до 6,5. Средний темп Ферстаппена по итогам гонки был на 0,4 секунды выше Макларена и как минимум на полсекунды выше остального пелотона.

В итоге нидерландец сделал максимум и одержал свою 69-ю победу, значительно сократив отставание от обоих пилотов Макларена. Сейчас он является главной угрозой титулу Норриса. Дальнейшие изменения правил по использованию резины в Катаре и возможный спад формы Макларена из-за изменения планки днища и запрета ее подогрева могут сыграть в его пользу, но именно здесь он сделал все необходимое, чтобы иметь эту возможность.

Getty Images/Global Images Ukraine

Что касается Цуноды, то Юки провел очень уверенный уик-энд до квалификации, когда команда серьезно ошиблась с давлением в шинах. В гонке попытались изменить настройки и обновить мотор, но это не помогло. И все это на фоне слов Ред Булл, что они еще выберут состав для обеих команд после Катара.

Но есть и положительные моменты. Якобы они видят больший потенциал в Цуноде, чем в Лоусоне, и отметили его прогресс и факторы, которые мешали ему показывать результат. Пока что чаша весов на стороне Юки, но в Катаре нужно будет оправдать эти слова.

Getty Images/Global Images Ukraine
Александр Ляшецкий Sport.ua
По теме:
Читайте нас в Telegram

ВАС ЗАИНТЕРЕСУЕТ

Футбол | 05 декабря 2025, 15:30 17

Церемония жеребьевки назначена на 19:00 по киевскому времени