Ландо Норрис может больше не побеждать. Главное не делать подарков

Британец пережил кризис начала сезона и теперь проигрывает только, если очень «постарается»

Гран-при Бразилии стал очередным успешным уик-эндом для Ландо Норриса, который продолжает борьбу за свой первый титул в Формуле-1. Задачей британца было удержаться на месте лидера чемпионата, куда он впервые поднялся еще после Гран-при Саудовской Аравии в апреле. И с этим он полностью справился.

Еще несколько месяцев назад в подобное развитие событий было трудно поверить. Ведь после летней паузы, уже на первом этапе, Норрис сошел из-за технических проблем, и его отставание от напарника увеличилось с вполне рабочих 9 очков до, как тогда казалось, катастрофических 34.

Но теперь картина совсем другая - все играет в его пользу. О шансах Норриса все же завоевать титул и о трудностях в начале сезона - в этом материале.

Начало года было почти идеальным. Ландо в своей последней попытке завоевал поул-позицию на Гран-при Австралии, а в сложных условиях гонки, сопровождавшейся дождем, не растерялся и не допустил критических ошибок, одержав победу в Мельбурне. Зато его напарник и главный конкурент в борьбе за титул, Оскар Пиастри, допустил вылет с трассы в середине заезда и финишировал лишь девятым. Уже после первого этапа австралиец отставал на 23 очка, и многие тогда говорили, мол, судьба титула решена.

Но после этого британца как будто подменили: постоянные ошибки, проседание темпа и даже авария в квалификации на трассе в Джедде, где скорость позволяла снова бороться за победу. В тот же уик-энд Ландо потерял лидерство в чемпионате, хотя еще совсем недавно имел комфортный запас. Причины такого резкого спада результатов вызвали немало вопросов. Теперь, оглядываясь назад, можно выделить две главные причины.

Прежде всего - болид. Несмотря на то, что это, без сомнения, лучшая машина в пелотоне, у его напарника абсолютно такая же техника, поэтому в этом плане преимущества не было. Команда сделала ставку не на пожелания кого-то из пилотов, а на собственные инженерные инновации. Это не могло не повлиять на баланс сил в команде.

Болид оказался чрезвычайно быстрым, но требовал совершенно другого подхода, чем прошлогодний, хотя и был его эволюцией. Ключевое изменение - в том, что, по словам Ландо, в прошлом году он всегда четко понимал, чего ожидать от машины, а в этом сезоне - нет. Главная причина в том, что британец на протяжении всей карьеры строил свой стиль пилотирования на ощущениях от руля, а после внедрения инженерных решений этого года это стало намного сложнее.

Исправить ситуацию удалось только ближе к 10-11 этапу сезона, благодаря обновлениям болида, которые помогли адаптировать машину именно под его стиль. Важно, что это не уменьшило эффективность или скорость болида - это был только адаптационный аспект, поэтому Оскар от него отказался.

После серии ошибок, успехов напарника и потери лидерства в чемпионате проявился и второй важный фактор - психологический. О нем сам Ландо признался недавно, после Гран-при Бразилии. По словам пилота, в начале года он уделял слишком много внимания посторонним вещам - высказываниям в СМИ, тому, как его подают в медиа, и реакции людей в соцсетях.

«Мне важно, как меня видят люди, как подают в медиа. Наверное, я переживал слишком сильно - даже в начале года это влияло на меня не лучшим образом. Я научился лучше с этим справляться - не перестав заботиться, потому что я всегда хочу произвести хорошее впечатление. Никогда не хочу быть грубым или делать что-то подобное.

Но я всегда стараюсь отстаивать свою точку зрения и говорить то, во что верю. Одно из главных, чему я научился - оставаться самим собой, иметь уверенность, верить в себя и говорить свое мнение. Поэтому сейчас я больше сосредотачиваюсь на себе».

Норриса неоднократно критиковали за ментальную нестабильность и уязвимость к внешнему давлению. И действительно, можно заметить, как изменилась его риторика в СМИ - даже по сравнению с началом этого или концом прошлого сезона. Если раньше он часто публично обвинял себя, открыто говорил о трудностях и сомнениях, то теперь стал гораздо сдержаннее и закрытее. Кажется, он сознательно дистанцировался от внешнего шума, сосредоточившись только на работе внутри команды.

Для тех, кто следит за Норрисом со времен его дебюта, трудно было бы представить, что слова «закрытый» и «Ландо» когда-нибудь будут стоять рядом :)

Одним из методов борьбы со стрессом, о котором в последнее время активно говорят, стало решение, которое Ландо принял еще на Гран-при Монако. Британец сознательно отказался от одного из самых полезных инструментов в кокпите - режима отображения дельты времени на руле.

Эта функция позволяет пилотам в реальном времени видеть, опережают ли они свое предыдущее лучшее время на круге - подобно графику, который зрители видят во время квалификаций. Однако Норрис решил отключить ее и с тех пор больше не пользуется ею на быстром круге.

По словам пилота, такая информация только отвлекает от самого процесса управления. Без нее он может полностью сосредоточиться на каждом повороте, не думая о потерянном времени или мелких ошибках на предыдущих участках трассы.

После того, как пилот по ходу сезона решил ключевые проблемы и вновь обрел уверенность - как в болиде, так и прежде всего в себе - дела пошли значительно лучше.

Как уже упоминалось в начале, Ландо сумел сократить разрыв в чемпионате до летней паузы до 9 очков. И учитывая, что позади была большая часть сезона - это крошечная разница. Но сход на Гран-при Нидерландов отбросил его назад сразу на 34 пункта, и после этого, казалось, Норриса как будто «переключило».

Несмотря на то, что соперники, прежде всего Ред Булл, заметно прибавили в темпе, а возможности бороться за победы были не всегда, Ландо стабильно оказывался впереди своего напарника, с которым ранее шел очень плотно. Начиная именно с того Гран-при Нидерландов, он завоевал пять подиумов подряд и ни разу не проиграл Оскару в гонке. В квалификационных дуэлях Норрис отыгрался с 6:9 в пользу Пиастри до 11:10 - уже в свою пользу.

Подобный прорыв он демонстрировал и раньше, еще до августовской паузы, после того как сошел на Гран-при Канады: в трех из четырех гонок после этого он одержал победу и один раз финишировал вторым. Здесь вспоминается только одна известная фраза: «Все, что нас не убивает - делает нас сильнее».

После такого темпа во второй части чемпионата, кризиса напарника и периодических осечек Ферстаппена, британец во второй раз в сезоне вышел в лидеры чемпионата. И не без помощи соперников - накануне Гран-при Лас-Вегаса получил комфортное преимущество в 24 очка.

С высокой вероятностью именно ему этот титул и достанется: без форс-мажоров отыграть такой гандикап практически невозможно.

Перед этапом в Бразилии я писал, что этот уик-энд может стать одним из ключевых в борьбе за титул - и так оно и произошло. Даже если Ферстаппен или Пиастри вдруг начнут доминировать и выигрывать все подряд, без сходов у Норриса они не представляют для него угрозы. Ландо может позволить себе финишировать вторым в каждой гонке - и все равно станет чемпионом.

Расслабляться еще рано, но теперь он может позволить себе действовать разумно - даже если придется пропустить соперника. Развязка уже совсем близка: начиная с Гран-при Лас-Вегаса, фанатов ждут три подряд гоночные недели, которые и определят судьбу чемпионства.

Этот сезон уже подарил немало сенсаций и сюрпризов, поэтому списывать кого-то со счетов рано. Математически вылететь из борьбы в ближайшем Гран-при может только Ферстаппен - если уступит Норрису не менее девяти очков. В таком случае финал превратится в дуэль Макларен.

Александр Ляшецкий Sport.ua
По теме:
Читайте нас в Telegram

ВАС ЗАИНТЕРЕСУЕТ

Авто/мото | 05 декабря 2025, 16:45 0

Гран-при Абу-Даби 2025 года станет последним в истории Заубера перед передачей команды Ауди