Титул в Формуле-4 и бронза на ЧМ по картингу. Как прошел сезон для Украины?

Год для украинцев в автоспорте стал одним из самых результативных на всех уровнях

В течение октября завершились последние этапы Формулы-4 Италии, FRECA, GT World Challenge и других серий, поэтому сезон 2025 для украинских пилотов официально подошел к концу.

Первая половина сезона оказалась едва ли не самой результативной в истории украинского автоспорта, но после августовской летней паузы пришло время достойно довести год до финиша и поддержать высокий уровень, заложенный ранее.

Украинцы выступали как в формулах, так и в гонках на автомобилях класса GT. За это время удалось завоевать первые финиши в очках, победы и даже чемпионский титул. О главных успехах наших спортсменов за сезон-2025 - в этом материале.

Формула-4: победа в Италии и чемпионство в Евро Ф4

В сезоне 2025 года единственным украинцем в гонках Формулы-4 стал Александр Бондарев. Он выступил в трех чемпионатах: Формуле-4 Ближнего Востока (в качестве подготовки к Европе), а также в сериях Италии и Евро Формулы-4. Украинские болельщики возлагали на него большие надежды - и не без оснований. Бондарев выступает за топовую команду Према Рейсинг еще с картинга и является первым украинцем в юниорской академии Формулы-1 Уильямс Рейсинг.

Европейский сезон состоял из десяти уик-эндов: семи в Италии и трех в Евро Формуле-4. До летней паузы он успел провести пять этапов в Италии и один в европейской серии.

Ф4 Италии

За этот период украинец заметно прогрессировал. Сначала он продемонстрировал скорость уровня лидеров в квалификации на трассе Монца, завоевав второе место на старте. В гонке долгое время удерживал первую позицию и уверенно защищался, однако из-за ряда обстоятельств финишировал вне подиума.

Кульминацией первой части сезона стал этап на легендарном автодроме Имола. Там Александр впервые в истории для Украины завоевал поул в Формуле-4, стартовав первым в финальной гонке. На этот раз помешать ему не удалось: Бондарев уверенно выиграл заезд и одержал свою первую победу в гонках формульного уровня после перехода из картинга. Именно этот результат и стал для него лучшим в сезоне. К летней паузе он подходил с 11-м местом в общем зачете и пятым среди новичков сезона.

После летней паузы чемпионат возобновился на автодроме Барселона-Каталония в Испании. Уикенд для украинца не сложился: в квалификации он стал 12-м и 16-м, а в гонках финишировал только 14-м. В финальном заезде Бондарев поднялся до границы очковой зоны, но из-за аварии сзади появилась машина безопасности, а сильный ливень привел к досрочному завершению гонки без зачета результатов.

Последний шанс закончить сезон на высокой ноте выпал на автодроме Мизано, который принимал сразу пять гонок. Бондарев подошел к гонкам с неплохими результатами в квалификации и соответствующими ожиданиями. Дважды он стартовал с шестой позиции: в первой гонке удержал ее до финиша, а в следующей поднялся на четвертую. Однако в финале, в который он квалифицировался, гонка завершилась для него лишь 29-м местом после контакта с Данте Винчи: соперник въехал в болид украинца сзади, и Александру пришлось ехать в боксы.

Однако в последней гонке сезона в Италии, куда переносились результаты квалификации из Имолы, Бондарев стартовал вторым, что давало шанс ярко завершить год. Хотя удержать позади Кина Накамуру Берту на старте не удалось, украинец уверенно финишировал третьим в общем зачете и первым среди новичков, завоевав второй подиум в карьере.

По итогам сезона Александр Бондарев занял третье место в зачете новичков и десятое в общем рейтинге чемпионата, став одним из лучших дебютантов года в Итальянской Формуле-4.

Евро Ф4

Если старт сезона в Евро Формуле-4 стал для Бондарева настоящим триумфом: три финиша в очках и три победы среди новичков позволили украинцу закрепиться в лидерах - шестое место в абсолюте и первое в юниорском зачете. Но второй этап, возобновивший серию после паузы в августе, оказался значительно скромнее.

На Муджелло квалификация прошла непросто: 10-й и 14-й результаты дали лишь 19-ю стартовую позицию в финальном заезде. В первой гонке Бондарев прорвался на 8-е место в абсолюте и четвертое среди новичков. Во второй, стартовав 14-м, он стал 11-м после штрафов соперников и снова взял очки. Третий заезд стал самым тяжелым - с 19-й позиции он поднялся лишь до 17-й (7-й среди новичков).

Финальная часть сезона Евро Формулы-4 для Александра Бондарева получилась напряженной и драматичной. В первом заезде украинец избежал инцидентов на хаотичном старте и постепенно отыграл позиции, финишировав десятым в абсолюте и третьим среди новичков. После гонки штрафы соперников впереди подняли его на седьмое и первое места соответственно. Это позволило укрепить его лидерство в юниорском зачете.

Вторая гонка сложилась сложнее: во время борьбы за восьмерку между Бондаревым и Андреа Костичем произошел контакт, после которого Александр откатился назад и смог подняться только до 14-го места. Конкурент в борьбе за титул Салим Ханна сократил отставание, и казалось, что чемпионская интрига обострилась. Но пересмотр инцидентов впереди снова сыграл в пользу украинца, который поднялся на 11-е место в абсолюте и четвертое среди новичков. Таким образом, шансы все же завоевать титул для Александра после этой гонки возросли.

В решающем заезде Бондарев оказался в самом конце пелотона после проблем на старте, но сумел стабильным темпом вернуться на 15-е место, где и финишировал. Несмотря на победу Ханны, украинец сохранил преимущество и стал чемпионом в классе новичков Евро Формулы-4. Это первый титул для украинского пилота в формульных сериях.

FRECA

В Региональном чемпионате, который является промежуточным звеном между Формулой-4 и Формулой-3, уже второй год выступает Ярослав Веселаго.

Это пилот с нетипичной гоночной биографией. В отличие от большинства молодых талантов, которые проходят классический путь с многолетними выступлениями в картинге, Веселаго перешел в формульные серии из дрифта - дисциплины, где он достиг заметных результатов.

Сезон начался неудачно. Накануне старта во время тестовых заездов Ярослав попал в аварию и получил повреждение руки. Об этом пилот сообщил на своей странице в Instagram. Из-за травмы украинец пропустил первый этап. Дебют в чемпионате состоялся на втором этапе в Бельгии, на трассе Спа-Франкоршам. Выступление получилось с довольно сдержанными результатами, как и остальная часть сезона.

Украинец редко допускал ошибки, однако пробиться в борьбу за очки не удавалось. Лучшая квалификация была в Зандворте (Нидерланды) - 14-е место на старте (8-й в своей группе), а лучший результат в гонке - 17-я позиция в последнем этапе сезона на трассе Монца в Италии.

В целом сезон Ярослав завершил 34-м из 39 классифицированных участников.

GT World Challenge Europе

В самом престижном чемпионате соревнований машин класса GT3 Украину представляет Иван Клименко, который проводит свой второй сезон.

GT World Challenge Europe Endurance по праву считается одним из сильнейших турниров в мире среди автомобилей класса GT3. После отмены категории GTE именно GT3 занял вершину иерархии «Гран Туризмо». Главным конкурентом серии можно назвать только чемпионат мира по гонкам на выносливость FIA WEC, но там основное внимание сосредоточено на гиперкарах, а не на кузовных машинах.

Клименко выступает за французский коллектив Saintéloc Racing в экипаже №26 за рулем Audi R8 GT3 Evo II вместе с бельгийцем Лоренцом Лоцерту в классе Silver.

Лучшим результатом украинца в серии остается серебро на этапе в Нидерландах, что стало первым финишем в призах на таком уровне не только для Ивана, но и для всех украинских гонщиков в истории. Тогда же он одержал победу в своем классе.

Также стоит выделить второе место в 24-часовой гонке в Спа, где экипаж украинца успел навязать борьбу за очки, но все же ряд проблем и ночная часть заезда отбросили их назад.

Кроме этого, в целом было семь подиумов в классе (1 победа, 2 серебра, 4 бронзы) и одно второе место в абсолютном зачете. С такими результатами экипаж Клименко завершил сезон четвертым в категории Silver, где в течение года выступило более 50 экипажей. В общем же зачете украинец стал 37-м, хотя количество участников за сезон достигало почти 200.

Допис, поширений GT World Challenge Europe Powered by AWS (@gtworldcheu)

Иван Пеклин

Иван Пеклин - украинский гонщик, который в разные годы выступал в международных формульных и GT-чемпионатах. Еще несколько лет назад, если бы спросили, кто станет первым украинским пилотом, каждый фанат формулы ответил бы, что именно он. И не зря, ведь украинец имеет опыт участия в Формуле-4, где стал первым украинским победителем гонки в истории в 2020 году.

Сезон украинец начал в чемпионате Porsche Sprint Challenge Central Europe, где после двух этапов возглавлял спринтерский зачет с максимальным результатом в 50 очков и занимал второе место в зачете гонок на выносливость. Следующие 2 уик-энда он пропустил и вернулся только в финале.

По итогам сезона в этом чемпионате Иван опустился на 4 позицию в обоих классах.

Однако, пожалуй, главным вызовом для Пеклина в этом году было участие в одном из этапов серии NLS. Это тот самый чемпионат, в котором Макс Ферстаппен выступал для получения лицензии на гонки в GT. Хотя они и не пересеклись на трассе, ведь участвовали в разных этапах, однако сам факт подчеркивает уровень серии.

Пеклин выступал на машине Porsche 992 GT3 Cup №904. Его напарниками в 6-часовом марафоне стали Бен Буннагель и Дженис Волдоу. В течение гонки экипаж сумел держаться среди сильнейших и финишировал на восьмом месте в общем зачете и третьим в своем классе.

Допис, поширений Ivan Peklin (@ivan.peklin)

Картинг

Среди пилотов в самых молодых дивизионах украинцы также регулярно достигают успехов. Благодаря относительной доступности начальных уровней автоспорта именно в картинге представительство Украины является самым большим. Почти каждый месяц появлялись имена, которые громко заявляли о себе результатами на международных стартах. Наиболее заметными в течение года стали следующие достижения.

Платон Ковтуненко стал первым украинцем, выигравшим Чемпионат Италии по картингу, завоевав титул в классе MINI Gr.3 U10 вместе с украинской командой Borsch Racing. В самом массовом и одном из самых конкурентных чемпионатов мира Платон опередил более 60 соперников из разных стран.

В Чемпионате Италии по картингу в классе OK-N Junior выступали сразу несколько украинцев. Самым успешным стал Александр Легенький, который завершил сезон вице-чемпионом и одержал победу на одном из этапов. Всеволод Осадчий-Сусловский стал пятым, а Никита Ботте - восемнадцатым из 137 участников.

Главный прорыв сезона произошел на международной арене - в чемпионате мира 2025 года. С 11 по 14 сентября на трассе Åsum Ring в Кристианстаде (Швеция) проходила борьба за титулы в классах OK и OK-Junior. В категории OK Украину представлял 15-летний Лев Крутоголов - сын известного фронтмена Егора Крутоголова.

В финале чемпионата мира Лев провел по-настоящему зрелую гонку. Стартовав третьим, он сначала потерял несколько позиций в плотном пелотоне, но сумел вернуть темп и к середине дистанции снова поднялся в топ-3. В дальнейшем Крутоголов удерживал соперников позади и избежал рискованных эпизодов. На финише он пересек линию третьим, став первым украинцем в истории, который поднялся на подиум чемпионата мира по картингу.

В младшей категории OK-N Junior на мировом первенстве также выступали Легенький и Ботте. Александр завершил соревнования на пятом месте - очень высокой позиции в условиях мировой конкуренции, тогда как Ботте был вынужден сойти с дистанции.

Александр Ляшецкий Sport.ua
По теме:
Читайте нас в Telegram

ВАС ЗАИНТЕРЕСУЕТ

Футбол | 05 декабря 2025, 10:01 23

Владислав Бленуце так и не сумел завоевать место в стартовом составе киевской команды