Двукратный чемпион мира нацелился на Ф1. Кто он и какие перспективы?
Калле Рованпера может осуществить одну из самых больших сенсаций в современном автоспорте
- 13 октября 2025, 16:46
- |
- 14 октября 2025, 10:40
- 750
- 0
Недавно легенда ралли, Калле Рованпера, шокировал автоспортивный мир, объявив о решении покинуть чемпионат мира по ралли (WRC) ради карьеры в кольцевых гонках.
Следующим шагом 25-летнего финна станет участие в японской суперформуле - скоростной серии, которая давно считается плацдармом для выхода на самые престижные международные соревнования этого класса. Формула-1 и ралли - это совершенно разные дисциплины, требующие разного уровня подготовки и навыков, но Калле настроен серьезно.
В материале рассмотрим, кто такой Рованпера, его достижения в WRC и перспективы в новой дисциплине.
Карьера в WRC
Калле Рованпера с детства показывал невероятные способности к технике. Его увлечение автоспортом началось еще в трехлетнем возрасте с мотоциклов и квадроциклов, а за рулем автомобиля он освоил себя с шести лет. Первые серьезные проявления таланта заметили, когда ему было восемь - видео, на котором он мастерски ездит по раллийной трассе возле дома, стало вирусным.
Уже в десять лет Калле принял участие в своем первом ралли в Эстонии, а к 13 годам он выступал в Латвии на специальных участках трасс. На общественных дорогах управлял штурман его отца, чтобы соблюдать правила безопасности.
В 2015 году Рованпера начал завоевывать первые титулы. Он трижды подряд выиграл чемпионат Латвии и демонстрировал сильные результаты в соревнованиях в Италии и Финляндии. Его быстрый прогресс привел к приглашению на несколько этапов WRC в конце сезона 2017 года. В Австралии он финишировал десятым и стал самым молодым пилотом, набравшим очки чемпионата. В следующем году Калле получил постоянное место в WRC2 в составе Škoda Motorsport и стал самым молодым заводским пилотом в серии. Он завоевал три подиума и продолжал набираться опыта в главной серии WRC в последующие сезоны.
2020 год стал переломным: Рованпера перешел в Toyota Gazoo Racing и с первого сезона вошел в историю, став самым молодым участником подиума на Ралли Швеции. Завершил сезон на пятом месте общего зачета, а уже в следующем сезоне Калле победил на Ралли Эстонии и стал самым молодым в истории победителем этапа WRC в возрасте 20 лет, а на домашнем этапе финишировал вторым.
В 2022 году Рованпера победил в Швеции, где ранее получил первый подиум, повторив успех отца, и одержал ряд побед в Хорватии, Португалии, Кении и Эстонии. В октябре того же года он завоевал золото и в Новой Зеландии, где оформил первый титул WRC, став самым молодым чемпионом в истории серии - 22 года и один день.
2023 год принес новые победы: Калле успешно защитил титул чемпиона мира благодаря триумфам в Португалии, Эстонии и Греции. Кроме того, он доказал универсальность своего таланта, одержав победу в Formula Drift Japan.
Сезон 2024 года был менее насыщенным в ралли: Калле принял участие только в 7 из 13 этапов, но одержал 4 победы. В итоге ему не удалось защитить титул, и он завершил сезон только седьмым. В этом году Рованпера активно выступает на всех этапах WRC и сейчас занимает третье место в борьбе за титул с 203 очками, уступая только напарникам по Toyota - Себастьяну Ожье (224) и Элфи Эвану (222). Впереди еще три гоночных уик-энда, поэтому шансы закончить сезон на высокой ноте остаются.
В 25-летнем возрасте финн достиг почти всего в этом чемпионате: самый молодой победитель, самый молодой чемпион - ему остается только гнаться за количеством титулов и побед за недосягаемым Себастьяном Лёбом, у которого девять титулов и 80 побед. Такой себе местный Ферстаппен, у которого была похожая картина в 2022 году. Однако двери остаются открытыми. Конкурентным здесь можно быть и в 40 лет.
Кольцевые гонки и переход в Формулу
В прошлом году Рованпера принял участие в четырех этапах Кубка Porsche Carrera Benelux 2024 года и по итогам сезона стал четвертым, одержав три победы. В этом году финн анонсировал участие в гонках на выносливость, а также выступит в 24 часах Дубая, которые пройдут с 10 по 12 января.
Однако главное другое: вместе с сообщениями об уходе из ралли он открыто рассказал о планах принять участие в японской Супер Формуле, а в 2027 году перейти в Формулу-2. Прямо о желании перейти в Формулу-1 он не говорил, но очевидно, что именно это является его конечной целью, если он действительно будет пытаться добиться успеха в кольцевых гонках.
Уровень конкурентоспособности нынешней Формулы-2 ни для кого не секрет: пятеро из двадцати пилотов Ф1 этого сезона в прошлом году выступали именно там и сейчас демонстрируют топовые результаты, редко уступая своим более опытным соперникам.
А что же Супер Формула? Японская кольцевая серия по темпу не уступает Ф2, хотя и имеет меньшую плотность борьбы. Например, не так давно там выступали Алекс Палоу, имеющий четыре титула IndyCar, и Лиам Лоусон из Рейсинг Буллз, который сейчас соревнуется в Формуле-1. Оба они боролись за титул, несмотря на относительно небольшой опыт на местной технике.
Рованпера, в свою очередь, получит бесценный опыт перед тем, как попробовать себя в европейской Ф2, где собраны самые талантливые молодые гонщики со всего мира. И к 30 годам будет иметь неплохие шансы зацепиться за Ф1, если результаты будут соответствовать выступлениям в WRC.
Какая команда может его подписать?
Конечно, чтобы заговорили о Формуле-1, нужно показать результаты высочайшего уровня и стабильно быть как минимум претендентом на попадание в пятерку лучших в обеих сериях - даже если это только начало. Если финн вдруг начнет доминировать и побеждать всех с большим преимуществом, то, очевидно, для многих команд он станет привлекательным вариантом.
Однако, если смотреть реалистичнее и с более скромными ожиданиями, возможных путей не так уж и много. И здесь стоит вспомнить, с кем именно он имел контакты в прошлом.
Хаас
Американская команда в последние годы все теснее сотрудничает с гоночным подразделением Тойоты - именно тем, с которым Рованпера выиграл два подряд чемпионских титула в ралли и сейчас пытается завоевать третий.
Японская марка будет поддерживать его в Супер Формуле, а недавно организовала тесты на болидах Хаас для своих гонщиков. Так что определенный опыт, хоть и не на самой свежей технике Формулы-1, фин сможет получить - что будет крайне важно, если его путь в кольцевых гонках действительно зайдет далеко.
К тому же Хаас обычно не подписывает долгосрочных контрактов с пилотами, поэтому с большой вероятностью к моменту, когда Калле достигнет уровня Формулы-1, американский производитель сможет - по просьбе Тойоты - предоставить ему место.
Ред Булл
Трудно не заметить, что почти на всех фото Рованперы видна символика Ред Булл - иногда на экипировке, а иногда на ливрее машин. Калле получил поддержку австрийского бренда еще в 2017 году, когда ярко начинал карьеру в ралли. Собственно, это ничего не гарантирует, однако у него уже есть определенные связи с компанией, что может поставить его в выгодное положение в будущем и помочь получить шанс опробовать актуальную технику.
Он уже тестировал болид Ред Булл в 2024 году на Ред Булл Ринге, правда, только в рамках короткого демонстрационного заезда. Как и в случае с Хаасом, в командной структуре Ред Булл гонщики редко задерживаются надолго в одном составе, поэтому Калле может вполне воспользоваться возможностью и получить свой шанс в системе Ред Булл - не обязательно в главной команде.
Как показывает опыт, если пилот быстр в одной технике, то даже в не слишком похожей гоночной серии он демонстрирует высокий уровень. Но будет ли этого достаточно для Формулы-1? В отличие от большинства, он уже все доказал в молодом возрасте и имеет время на адаптацию к совершенно другой Формуле. Таланта ему должно хватить, главное - правильно реализовать его в результатах на трассе, чтобы не упустить шанс. В случае провала он точно вернется назад, а если получится - это может стать одной из самых громких историй современности, почти как сюжет из фильма.