БЕЛАНОВ: «В футболе должны работать профессионалы»

Кандидат в президенты ПЛ очертил тезисы своей программы по развитию клубного движения в Украине

ПРИШЛО ВРЕМЯ АКТИВНЫХ ДЕЙСТВИЙ

-Игорь Иванович, прошлым летом в интервью «СЭ» вы говорили о том, что хотели бы помочь украинскому футболу, но мысли о том, чтобы возглавить его клубное движение не озвучивали. Каким образом у вас созревало такое непростое решение?

- Мне уже давно не 20 и не 30 лет. Так что пришло время для активных действий. Пора заняться хорошим серьезным делом в спорте. Скажу откровенно, когда я вижу, как уважительно ко мне относятся за границей и понимаю, что на родине я никому не нужен, становится обидно. Но когда на кону стоит репутация обладающего огромным потенциалом украинского клубного футбола, готов работать на его благо в поте лица.

-Согласно предвыборной процедуре, кандидат в президенты УФПЛ обязан заручиться поддержкой одного из клубов элитного дивизиона. В вашем случае таким гарантом стало «Динамо». Нет опасений, что этот факт может послужить поводом для обвинений в ангажированности?
- Самовыдвиженец баллотироваться не может изначально - согласно уставу премьер-лиги. Первым делом, едва ли не в последний день подачи заявки я обратился к президенту «Черноморца» Леониду Климову. Честно говоря, я думал, что определенные заслуги перед одесским футболом помогут мне в этой ситуации, и руководитель моего родного клуба не откажет мне в моей просьбе. Увы, этого не произошло. Трубку Леонид Михайлович не снял, сообщив через помощника, что готов принять меня через два-три дня. В сложившейся ситуации я связался со своим старым знакомым - вице-президентом «Динамо» Леонидом Ашкенази, и пообщавшись с ним, почувствовал уверенность. Рекомендацию выдавал лично генеральный директор бело-голубых Резо Чохонелидзе.

Что же касается вашего вопроса об ангажированности, то, помилуйте, о чем идет речь? Мне почти пятьдесят лет, и если бы я работал в «Динамо», то, возможно, подстраивался под своих работодателей, и тогда меня можно было бы в чем-то обвинить. Ну а так говорить не о чем.

- Между тем, в вашем родном городе сложилась какая-то почти парадоксальная ситуация. Вы являетесь воспитанником одесского футбола, самым известным и титулованным его представителем, но в самом «Черноморце» отношение к Беланову весьма индифферентное...

- И уже давно. Знаете, я не привык кому-то навязываться. Когда я не чувствую к себе уважения, то просто ухожу и не нагружаю людей. Другое дело, когда я чувствую, что человек относится ко мне со всем сердцем. Таким людям я с удовольствием отвечаю взаимностью и отдаю им свою душу.

- Вам не кажется, что причиной отчуждения со стороны руководства «моряков» являются те критические стрелы, что вы нередко обращали в адрес его представителей?

- Не спорю, критиковал и буду критиковать в будущем, потому что футбол нужно любить, а они его не любят. Точно также, между прочим, поступает и мэр Одессы, который имеет море возможностей, но не пытается никоим образом обратить их на пользу спорту номер один в вверенном ему городе с богатыми спортивными традициями. Отсюда - и низкие турнирные показатели «Черноморца».

Хотя по отношению к тому же Климову я никакого негатива не испытываю. Просто не понимаю, почему он не идет на контакт. Я не привык критиковать за спиной, мне проще высказывать всю правду людям в лицо. Совсем другое дело, когда человек попросту не хочет посадить тебя напротив и выслушать. Вот и Леонид Михайлович при встрече здоровается и улыбается, но дальше этого дело не идет. Я уже понял, что «Черноморцу» Беланов не нужен. Люди со своим мнением редко оказываются нужны.

- Да, но в Одессе такая ситуация сложилась еще с 1998 года. Появлялась ли у вас с тех пор хоть одна возможность напрямую повлиять на позиции родного клуба?
- Нет, ни единой. И даже школа имени Игоря Беланова никому в моем городе не нужна. Для меня это шок. Но что поделать? Объяснять, что в футболе должны работать профессионалы?

ПОЗАДИ ШКОЛА ВЫЖИВАНИЯ В СПОРТЕ И БИЗНЕСЕ


- Приведу цитату из вашего последнего интервью «СЭ»: «Мне бы не хотелось много о себе говорить и тем более делать характерные для предвыборной компании заявления. Пусть люди убедятся в том, на что я способен не на словах, а на деле». Но, Игорь Иванович, если вы опираетесь на одно только имя, то речь должна идти о каком-то изначальном доверии к вашей персоне со стороны электората...
- Надеюсь, за меня говорит не только фамилия, но и проделанная в прошлом работа. В первую очередь, имею в виду свою деятельность в мариупольском «Металлурге». Когда я пришел в этот клуб, все друзья и знакомые задавали мне один и тот же вопрос: «Игорь, что ты делаешь? Куда идешь?» «Металлург» выступал во второй лиге, но мы совместно с ребятами и руководством фактически вывели команду в класс сильнейших. Я в том коллективе выполнял функции менеджера, начальника, тренера и игрока, который успевал забивать мячи.

Да, с тренерским ремеслом после окончания активной карьеры у меня не сложилось: я попросту не видел себя в этом качестве. Но школа менеджмента, пусть даже не такая как у Рината Ахметова или Григория Суркиса, у меня есть. Не забывайте о швейцарском периоде моей деятельности. Я думаю, что ни одному руководителю футбольного клуба не мешали так сильно, как мне в «Виле». Но мы с Сашей Заваровым, подставившим мне плечо в тяжелый момент, многого добились с заштатным клубом из небольшого городка. Другой вопрос - отношение к нам со стороны местных жителей. Когда «Виль» сенсационно выиграл Кубок Швейцарии я остро осознал, что славяне за границей никому не нужны. Каждого из нас априори считают бандитом. В конечном итоге я просто повернулся и улетел. А ведь планы были большие: в частности, я мечтал открыть в Швейцарии школу Валерия Лобановского. Вся необходимая инфраструктура, включая пять качественных полей и темпы развития детско-юношеского футбола, для этого существовала. Но местные дедушки-ветераны пили кофе и смотрели на меня с немым вопросом в глазах: «Вы зачем сюда вообще приперлись? У нас до вашего приезда все было тихо, спокойно и замечательно».

-Львиную долю своей карьеры после спорта вы посвятили бизнесу, который, по вашему же признанию, не приносит вам удовольствия, зато приносит доход. Деловую жилку вы, как я понял, почувствовали в себе в начале 90-х. Насколько тернистым оказался ваш путь в бизнесе: допускали ли крупные ошибки?
-Всякое было, в том числе и немало негатива. Полученную школу выживания я бы сравнивал с теми футбольными университетами которые мне преподавал мой учитель Валерий Лобановский. Но я благодарен всем, с кем общался в то время. Жизнь свела меня с замечательными друзьями, которые никогда не отказывали мне в помощи. Ну и я, в свою очередь, еще никогда и никого не подводил.

УЖЕ ВСТРЕЧАЛСЯ С ПЛАТИНИ И БУТРАГЕНЬО

- Многие претенденты на пост руководителя премьер-лиги говорили о том, что, прежде всего, это должен быть успешный коммерческий проект. Вы видите пути, с помощью которых УФПЛ может приносить клубам постоянный доход?
- Несмотря на небезуспешный коммерческий и административный опыт, я до сих пор считаю себя, прежде всего, спортсменом, и чувство достоинства ассоциируется у меня с пользой, которую я могу приносить своей стране, чтобы смотреть на людей открыто, не опуская взгляда. Честно выполняя свою работу, будь она коммерческой или же бескорыстной.

К слову, недавно мы с представителями моей команды по приглашению президента «Реала» побывали в Мадриде, где встречались в частности с вице-президентом «Реала» Эмилио Бутрагеньо и главой УЕФА Мишелем Платини. Они поделились своим богатым опытом функционирования одного из лучших клубов Западной Европы и такой грандиозной организации как Европейский футбольный союз. При руководстве такими структурами как премьер-лига необходимо учитывать огромное количество самых разнообразных аспектов - от независимого судейского корпуса до единого телевизионного пула, который будет приносить прибыль не двум-трем ведущим клубам, но и представителям второго эшелона.

- Вы сказали о том, что рассчитываете в этом деле на помощь людей, много сделавших для нашего футбола, Григория и Игоря Суркисов, Рината Ахметова, Равиля Сафиуллина, Александра Ярославского и Игоря Коломойского... Но вместе с тем, некоторые из них, скажем так, являются идеологическими антагонистами...
- Все это лишний раз подтверждает, что украинский футбол в своем сегодняшнем виде нуждается в экстренном объединении не на бумаге - де юре, а по существу - де факто. Нам нужно здоровое единство, а не какие-либо фракции или коалиции. Свою функцию вижу в том, чтобы заразить представителей одной общей идеей. А в качестве примера всегда упоминаю возвращения в «Динамо» Валерия Лобановского, дважды превращавшего таким образом добротный коллектив с хорошим подбором исполнителей в команду единомышленников мирового уровня. То же самое могу сказать о преображении, которое пережил донецкий «Шахтер» с приходом на пост президента Рината Ахметова, и некоторых других коллективах украинского элитного дивизиона.

- Вы уже сказали о том, что в силу своего характера будете независимым руководителем. Как намерены строить отношения с национальной федерацией? Должны ли УФПЛ и ФФУ быть сообщающимися сосудами или же существовать в состоянии полного суверенитета?
- Емко выражаясь, я хочу чтобы руководимая мною организация независимо защищала интересы составляющих ее клубов в рамках установленных в частности ФФУ регламентных документов.

СТАРШИМ НАД СУДЬЯМИ ПОСТАВИЛ БЫ КОЛЛИНУ


- Считаете ли вы нормальной ситуацию, которая сложилась при переносе злополучного 13-го тура, когда премьер-лига постановила «Играть!», а национальная федерация аннулировала это решение, имея возможность не назначать на календарные встречи арбитров?
- Нет, это абсолютно ненормально. Решения подобного уровня должны приниматься или совместно или единолично организацией, которая проводит соревнования. К слову, мы с моим другом Мишелем Платини тщательно обговаривали вопрос о создании структуры независимого судейства. Считаю, что ахиллесова пята нашего клубного футбола будет излечена в том случае, если во главе судейского корпуса премьер-лиги появится авторитетный иностранный специалист калибра Пьерлуиджи Коллины. Клубы будут платить ему заработную плату, а он независимым взглядом отрегулирует объективность арбитража. И тогда никаких проблем, подозрений и обвинений не последует.

Я в этой связи в последнее время привожу один яркий пример: вспомните, сколько раз ошибался арбитр встречи «Реал» - «Милан»! Да в нашей стране бедолагу попросту линчевали бы, тогда как в западной прессе судью никто не оскорблял, и уж тем более, его неудачная работа не стала причиной конфликта между двумя великим клубами. Попросту потому, что никому из их руководителей не приходит в голову мысль о том, что судейство может быть предвзятым.

- Пользуясь случаем, хочу спросить: каково ваше отношение к ситуации, сложившейся в национальной сборной Украины?
- Я бы оставил на посту ее руководителя Алексея Михайличенко. Интуиция подсказывает мне, что все случившееся - не его вина. Скажу откровенно, меня очень огорчила ситуация, когда в преддверии самого важного матча отборочного цикла, влиятельные люди в нашем футболе, вместо того, чтобы решить вопрос с билетами на решающий поединок за круглым столом, вынесли сор из избы, что навредило всему нашему футболу и главной команде страны.

Ну а возвращаясь к вашему вопросу о наставнике национальной дружины, замечу, что в идеале хотелось бы обсудить кандидатуру тренера на заседании с участием президентов и главных тренеров клубов, чтобы узнать их позицию. Все усилия нашего футбола нужно объединить для того, чтобы принять в этом вопросе единственное оптимальное решение.

-Игорь Иванович, вы отдаете себе отчет в том, что избрание на пост президента премьер-лиги автоматически разрушит привычный образ и стиль вашей жизни? Постоянным местом жительства станет Киев, а времени на бизнес-проекты будет катастрофически не хватать...
- Я это понимаю и принимаю. Более того, отдаю себе отчет в том, что в одночасье всего не изменишь, но моего желания пойти до конца это не ослабляет. Я уже встречался с рядом потенциальных избирателей - представителей клубов премьер-лиги. Отзывов и впечатлений набралось очень много - как негативных, так и хороших. Одни тушуются, другие чего-то боятся, но больше половины из тех, с кем я общался, воспринимали мои слова одобрительно. Но об их окончательной позиции все мы узнаем только после голосования.

Как бы там ни было, в моем лице украинские клубы могут получить независимого руководителя. Если, конечно, им это нужно. Ни малейших сомнений в моей объективности не существует. По крайней мере, я ни единого повода для этого не давал. В своей команде уверен, как в самом себе. Меня окружают единомышленники, являющиеся квалифицированными специалистами не только в футбольных аспектах, но и в вопросах бизнеса, юриспруденции, менеджмента, рекламы, телевидения. Что будет дальше - самому интересно...


Михаил СПИВАКОВСКИЙ, газета «СЭ в Украине»

Источник Sport.ua
По теме:
Читайте нас в Telegram

ВАС ЗАИНТЕРЕСУЕТ

Футбол | 06 мая 2024, 11:30 6

У подопечных Юрия Максимова в случае победы еще сохранятся шансы на бронзовые награды

Комментарии