Как Норрис совершил камбэк, Хэмилтон провалился, а фаворит потерял поул

Анализ спринта и квалификации Гран-при Бельгии. Что изменилось и чего ждать в гонке?

В субботу, 26 июля, прошли два важнейших заезда Гран-при Бельгии, 13-го этапа Формулы-1, который проходит на одной из самых известных и легендарных трасс Спа-Франкоршам.

Из-за спринтерского формата уик-энда пилоты и команды в первой половине дня участвовали не в практике, как обычно, а в спринте. Он получился не таким интенсивным, как хотелось бы, но подарил определенную интригу и стал тестовым полигоном с шансом заработать очки.

Стабильные условия в течение первых двух дней позволили проверить, как будут работать квалификационные подходы в гонке, и понять, чего не хватает болидам. Больше всего от этого выиграли команды, сделавшие ставку на скорость на прямых, ведь в случае дождя первыми столкнулись бы с проблемами управляемости. Однако прогноз на воскресенье другой, поэтому все коллективы меняли видение настроек для квалификации и гонки. Как это повлияет на финальный заезд, увидим в воскресенье.

Перед этим стоит разобраться, куда исчезло колоссальное преимущество Оскара Пиастри, что происходит внутри Ред Булл, в чем причины провала Хэмилтона и Ферстаппена и кто благодаря этому получил дополнительный шанс.

Предисловие. В статье часто будут упоминаться повороты и отрезки трассы, где пилоты теряли или выигрывали время или позиции. Для удобства приведена карта-схема Спа-Франкоршам с пронумерованными поворотами от Формулы-1.

Макларен. Как Норрис и Пиастри поменялись местами

Как и на протяжении всего уик-энда, болид оставался недосягаемым для соперников, а в квалификации это преимущество стало еще более очевидным. Накануне команда сделала ставку на высокий уровень прижимной силы, выигрывая время в поворотах. Это позволило Оскару Пиастри завоевать спринт-поул в пятницу, но в то же время сделало его уязвимым на старте. Ферстаппен, стартовавший сразу позади, воспользовался длинной прямой и без проблем опередил австралийца.

Несмотря на это, из-за прогноза дождя на воскресенье, команда решила оставить базовые настройки, лишь немного добавив прижимной силы. Общая картина относительно соперников осталась неизменной.

Getty Images/Global Images Ukraine

Наибольшие изменения произошли внутри команды. Ландо Норрис, который уступал напарнику на протяжении всего уик-энда, в итоге опередил Пиастри, который до этого очень уверенно чувствовал себя на своей любимой трассе.

Причин этому несколько. Во-первых, во время спринта Норрис начал активнее атаковать первый поворот перед длинной прямой и заметно прибавил в среднескоростных связках в центре трассы. Было ощущение, что ему просто нужно было время, чтобы понять, как со своим стилем пилотирования выжать максимум. Уже во время спринта он выглядел гораздо увереннее, чем за день до того.

Во-вторых, важным стало изменение настроек. Дополнительный уровень прижимной силы, который команда внесла перед квалификацией, дал ему уверенность для более агрессивной атаки поворотов. Ранее, как отмечалось в анализе пятницы, он не делал критических ошибок в спринт-квалификации, но просто был медленнее.

Если сравнивать квалификационные попытки в спринт-квалификации и в субботней сессии перед главной гонкой, ситуация для пилотов Макларена изменилась. Пиастри больше всего выигрывал в скоростных и среднескоростных поворотах с 10-го по 15-й. В субботу на этом же участке уже быстрее был Ландо. Ранее он уступал там около трех десятых секунды на отрезке в 1500 метров, тогда как длина трассы более 7 км. Это колоссальная работа как инженеров, которые помогли найти правильные решения, так и самого пилота, который на протяжении всего уик-энда, уступая, не выглядел растерянным ми смог заметно прибавить.

Getty Images/Global Images Ukraine

А вот Оскар Пиастри, напарник британца и действующий лидер чемпионата, еще в первый день уик-энда, похоже, показал свой максимум. Если Норрис значительно улучшил свое время, то Оскар, хоть и оставался рядом как с напарником в квалификации, так и со своим предыдущим графиком, все же уступил в обоих случаях.

Основные потери произошли на втором секторе, хотя логично должно было быть наоборот, ведь прижимной силы стало больше. Единственным местом, где он выиграл время по сравнению с собой, был 8-й поворот, остальное - сплошные потери на этом отрезке. Единственная настоящая ошибка произошла в 14-м повороте, где его на входе немного занесло, и он потерял около одной десятой секунды.

Стоит ли из-за этого волноваться? И да, и нет. Главной задачей для Пиастри будет обогнать Норриса до конца длинной прямой перед 5-м поворотом, в конце первого сектора. Как показывает практика, большинство обгонов на старте в первых рядах пелотона происходят именно там. Это продемонстрировал и Ферстаппен в спринте, но в случае Ред Булл команда делала ставку на скорость на прямых, и с ощутимым слипстримом было бы странно, если бы он этого не сделал. Здесь же ситуация гораздо ровнее, поэтому шансы можно оценивать как 50/50.

Почему это критически важно именно в этой гонке? Прогнозируется дождь, а когда оба пилота команды едут рядом, преимущество обычно получает тот, кто впереди, ведь именно под него выбирают лучшую стратегию. Если же дождь начнется внезапно, остановка даже на круг позже может иметь гораздо большее влияние, чем в обычных условиях.

Getty Images/Global Images Ukraine

Ред Булл

Быки выбрали тактику, противоположную той, что была в Сильверстоуне в прошлый гоночный уик-энд. Тогда команда решила, что болид будет лучше работать с меньшей прижимной силой, несмотря на схожие опасения по поводу дождя, как и в этот раз. В квалификации это принесло поул, но в гонке на мокрой трассе, особенно после потери лидерства, болид стал неуправляемым, что привело к потере ряда позиций.

На этот раз команда из Милтон-Кинза пошла по пути Макларена, и вместе с мастерством Макса Ферстаппена это все еще оставляло его одним из фаворитов на поул или первый ряд. Вероятно, шанс был, если бы не ошибка на выходе из первого поворота: там нидерландца немного занесло, что испортило разгон и стоило примерно 0,2-0,3 секунды. Можно смело утверждать, что он потерял по крайней мере более выгодную третью позицию, уступив Шарлю Леклеру. Забегая вперед, Феррари на этот раз осталась со ставкой на более высокую скорость. Таким образом, Ферстаппен может оказаться в ситуации, в которой был Оскар Пиастри, который в спринте преследовал пилота Ред Булл, но так и не смог его обогнать из-за преимущества соперника в максимальной скорости.

Интересно, что уверенность в машине у Ферстаппена была такой, что 10-й, один из самых скоростных поворотов, он прошел с полностью нажатой педалью газа. Для сравнения, Пиастри там выжимал 98%, а Норрис - только 77%. В целом преимущество четырехкратного чемпиона было заметно и в конце второго - начале третьего сектора, и особенно в медленных поворотах в конце круга, а также в первом повороте перед зонами DRS - ключевых местах для подготовки обгона. У Макса есть все шансы побороться за высокие позиции, главное - хорошо стартовать и не терять лишнего времени.

Getty Images/Global Images Ukraine

Еще одним героем квалификации стал Юки Цунода. После серии откровенно провальных уик-эндов и стартов с последних позиций он наконец добился успеха. Уже в пятницу на старой спецификации машины японский пилот показал обнадеживающую скорость по собственным меркам, став 12-м в спринт-квалификации, и подтвердил это в гонке. Команда, возглавляемая новым лидером Ред Булл и бывшим руководителем Цуноды в младшей команде Рейсинг Буллз, решила обновить болид перед основной квалификацией, предоставив японцу пакет, очень похожий на версию Ферстаппена, за исключением мелких отличий. Это сразу дало результат. Сам Цунода прокомментировал изменения так:

«Немного больше сцепления - буквально. Предыдущее днище было более чувствительным и нервным. Как только машину начинало заносить, она уже не приходила в себя. С новыми деталями можно быть более агрессивным».

В итоге - 7-е место, позади двух пилотов, которых он вполне мог опередить. Однако это лучший старт для японца за время его выступлений в Ред Булл. Возможно, когда команду возглавил Лоран Мекис, с которым у Цуноды значительно лучшие отношения, а новый руководитель гораздо более лоялен, вторая машина команды наконец начнет стабильно приносить очки и вернет коллектив в борьбу за второе место Кубка конструкторов.

Getty Images/Global Images Ukraine

Феррари

Как уже неоднократно отмечалось, Феррари обновила подвеску, что улучшило управляемость болида и упростило настройку. После спринта и квалификации это в целом подтвердилось.

Новая подвеска работает эффективно: во время спринта, где у Леклера возник чрезмерный износ шин и вызванная этим недостаточная поворотливость, команда изменила настройки жесткости подвески и дорожного просвета. Также немного повысили уровень прижимной силы, учитывая прогноз дождя на воскресенье. В то же время чрезмерно нагружать болид не стали, ведь, по словам Вассера (руководителя команды), при плохой стартовой позиции прорываться в дождливых условиях очень сложно.

Коллективу еще нужно найти оптимальный баланс тормозов под новую подвеску. Теперь дорожный просвет стал более стабильным, в том числе и при торможениях, а Леклер отметил возможность использовать менее агрессивные настройки. Это позволяет SF-25 легче находить компромисс между скоростью на прямых и прижимной силой с сцеплением в поворотах.

В любом случае Шарль Леклер выжал максимум и занял самую высокую позицию, на которую реально мог претендовать, - третью. Если удастся удержать место на старте, то это может стать ключом к очередному подиуму для монегаска.

Getty Images/Global Images Ukraine

Хэмилтон и очередной провал. Казалось, что британец наконец адаптировался к новому болиду, мотору и команде. В последних этапах он стабильно финишировал впереди или рядом с напарником как в гонках, так и в квалификациях. Здесь тоже должна была быть скорость - вопросов к темпу не было, но досадные ошибки все испортили уже второй день подряд. Сначала - неожиданный разворот в финальной попытке спринт-квалификации, теперь - нарушение границ трассы.

Самое обидное, что оба раза он был на пути к существенному улучшению круга. В случае с основной квалификацией можно даже не сомневаться: британец точно проходил бы во второй сегмент и дальше боролся бы за большее, но отмененный круг перечеркнул все шансы. Это нельзя назвать полностью его ошибкой - там была граница, которую из кокпита очень трудно увидеть из-за изменения направления трассы и подъема. Однако факт остается фактом: он ошибся, а остальные - нет.

В гонке можно ожидать от него рискованных и нестандартных решений, иначе отыграться будет очень сложно.

Getty Images/Global Images Ukraine

Мерседес

Серебряные стрелы стали главным разочарованием бельгийского этапа, и самое обидное, что в команде до сих пор нет четкого объяснения таких результатов. На протяжении всего уик-энда не удалось найти необходимый баланс для машины. Возможно, данные от пилотов-симуляторов дадут нужную информацию, и тот же Кими Антонелли будет стартовать из боксов с полностью дождевыми настройками, но вряд ли это все кардинально изменит.

Более интересной выглядит ситуация у Расселла. Он сделал ставку на сухие условия и максимально разгрузил болид. Это дало небольшое преимущество по сравнению с соперниками, которые пытались найти хоть какой-то компромисс. Но если прогноз с дождем оправдается, британцу будет очень непросто, и с трудом заработанное шестое место может оказаться под угрозой.

Getty Images/Global Images Ukraine

Эстафета Уильямс

Пилоты легендарной британской команды как будто передавали друг другу эстафету, полностью перекладывая задачу по зарабатыванию очков. Сначала Алекс Албон неожиданно выбыл уже в первом сегменте спринт-квалификации, тогда как Карлос Сайнс показал лучший результат сезона - шестое место, которое сумел удержать в спринте. Кстати, это стало самым высоким финишем команды в спринтах за всю ее историю.

В основной квалификации ситуация изменилась: теперь уже Карлос неожиданно завершил выступление во втором сегменте, став лишь 15-м, зато Албон завоевал невероятную пятую позицию - лучшую за последние этапы. Это дает ему неплохие шансы повторить лучший результат сезона, особенно если что-то случится среди лидеров.

Жаль, что обоим так и не удалось показать максимум одновременно - потенциал у них был, и каждый из них поочередно доказал это своими выступлениями.

Getty Images/Global Images Ukraine

Заубер

Продолжает впечатлять новичок будущей команды, которая в следующем году будет называться Ауди, Габриэль Бортолето. В гонках ему удалось только один раз финишировать в очках в Австрии, но в квалификациях он демонстрирует стабильный уровень. После неудачного старта сезона уже в шестой раз за последние восемь этапов он опережает Нико Хюлькенберга - одного из лучших квалифайеров прошлого сезона.

Сам Хюлькенберг стартует только 14-м, но, учитывая его опыт в этом сезоне, это не выглядит серьезной проблемой. Если темп позволит и немного повезет, шансы на очки будут вполне реальными. Команда уже приучила, что больше не является аутсайдером, а в середине пелотона стала одной из самых грозных сил.

Getty Images/Global Images Ukraine
Александр Ляшецкий Sport.ua
По теме:
Читайте нас в Telegram

ВАС ЗАИНТЕРЕСУЕТ

Футбол | 05 декабря 2025, 15:05 9

Захарченко, Осипенко, Редушко, а также Пономаренко не попали в заявку на матч Национальной лиги

Комментарии