От Формул до GT. Украинцы в топовых гоночных сериях на пути к Формуле-1

Кто и где представляет сине-желтый флаг в автоспорте

Последние годы украинский автоспорт переживает заметный подъем. Едва ли не впервые в истории сразу несколько пилотов из нашей страны участвуют в престижных международных сериях и постепенно прокладывают себе путь в гоночную элиту. И хотя до Формулы-1 еще далеко, фундамент закладывается уже сейчас - в чемпионатах начальных уровней, где формируется гоночное мастерство, выносливость и стабильность.

Формула-4, FRECA, соревнования класса GT - именно эти категории сегодня открывают лучшие перспективы для молодых гонщиков. И украинцы уже заявили о себе в каждой из них. Александр Бондарев, несмотря на юный возраст, является частью академии Вильямс и уже ведет борьбу за очки с сильнейшими юниорами Европы. Ярослав Веселаго, имея совершенно нетипичный для «открытых колес» бэкграунд, сумел адаптироваться к жесткой конкуренции в FRECA и постепенно сокращает отставание от лидеров. А Иван Клименко и Иван Пеклин уже начали новые страницы карьеры в гонках GT, где с первой же гонки стали призерами в своих чемпионатах.

Украинцы на трассах Европы и Ближнего Востока - это уже не единичные случаи, а стабильная тенденция. И то, как быстро они прогрессируют, свидетельствует: мы только в начале интересной и амбициозной истории.

Формула-4

Пожалуй, главной звездой украинского автоспорта сейчас является Александр Бондарев. Молодой пилот постоянно создавал информационные поводы последние годы: сначала - трагическая авария с открытым переломом на одном из картинговых этапов. Тогда, во время реабилитации, Александра открыто поддержало несколько пилотов Формулы-1.

Затем было чемпионство Европы и уверенное выступление на чемпионате мира. Как результат - команда Формулы-1 Уильямс подписала Бондарева в свою академию. Это стало первым случаем в истории Украины, когда нашего пилота привлекла к себе академия команды из королевских гонок. После этого вся автоспортивная общественность ждала 15-летия Александра, ведь именно с этого возраста открывается путь в Формулу-4. Интриги добавили и слова Джеймса Уолза (босса команды Уильямс в Ф1) о выступлении одного из пилотов академии в Формуле-4 в том году.

В итоге, после крайне успешной карьеры в картинге, Александр сначала провел тесты техники Формулы-4, а затем дебютировал на двух последних этапах сильнейшего на сегодня чемпионата - Ф4 Италии, в составе команды Према, которая активно поддерживает его еще со времен картинговых соревнований.

По итогам Ф4 Италии Бондарев занял:

Следующим важным шагом для украинца стала Ф4 Ближнего Востока, где он также выступал за Према Рейсинг. Там результаты были намного лучше, хотя соперники в основном оставались теми же, что и в Ф4 Италии. Ведь этот чемпионат обычно используется как подготовительный перед полноценным европейским сезоном.

Александр получил первые очки уже в первом раунде в Абу-Даби - на всем известной трассе Яс-Марина. В третьей гонке удалось финишировать 11-м, что, в отличие от итальянского чемпионата, принесло 2 зачетных балла.

С тех пор результаты заметно улучшились, и уже в следующий уик-энд Бондарев дважды побывал на подиуме как лучший новичок заезда. А лучшими результатами в квалификации и гонках стала 6-я позиция - на нескольких этапах подряд.

Как результат:

Уверенный чемпионат с заметным прогрессом.

Getty Images: Олександр Бондарев на подіумі після гонки Ф-4, як кращий новачок заїзду

Сам Бондарев в эксклюзивном интервью Setanta Sports отметил:

Главный плюс - это накат, ведь мы действительно проводили много времени на треке. Но в то же время это был очень интенсивный чемпионат, который не позволял в полной мере закреплять знания и навыки.

Что касается моих результатов, думаю, главное - это то, что я прогрессировал с каждым этапом.

Чемпионат Италии стартует уже в эти выходные на трассе Мизано. Он имеет несколько специфических правил, которые стоит знать перед просмотром. Перед самым этапом пилоты еще смогут принять участие в двух тестовых заездах, а уже во время гоночного уик-энда - в двух официальных практиках. По итогам двух квалификаций все гонщики будут разделены на три группы - A, B и C. Формат гонки предусматривает, что в первой гонке соревнуются группы B и C, во второй - A и B, а в третьей - A и C. По результатам этих заездов 36 лучших пилотов получат право принять участие в финале - главной гонке уик-энда, где и разыгрываются основные очки чемпионата.

FRECA

В чемпионате региональной Формулы Европы (FRECA) Украину в этом сезоне представляет Ярослав Веселаго - пилот с необычной гоночной биографией. В отличие от большинства молодых талантов, которые проходят классический путь через многолетние выступления в картинге, Веселаго пришел в формульные серии из дрифта - дисциплины, где достиг заметных результатов.

Известный под псевдонимом «Ярослав Треш», он победил в Bitlook Pro-Am Drift в 2020 году, занял третье место в этом же чемпионате в 2021-м, а в 2022-м принял участие в престижном Drift Masters European Championship, завершив сезон на 18-й позиции.

Этот нетипичный для открытых колес старт Веселаго объяснял собственной жаждой вызовов:

Я смотрел F4, я смотрел F3. Пилотов этих категорий я вообще не знал. После F4, если вы дойдете до FRECA, или F3, или F2... Уровень будет примерно в три раза выше, чем в дрифте. Я хочу большего вызова!

После перехода в формулы Ярослав уже провел три полноценных сезона. Его дебют во Французской Формуле-4 стал самым успешным этапом карьеры: в первом же сезоне Веселаго сумел финишировать шестым в одной из гонок и добыть очки.

Далее были сезоны в FRMEC (Региональной Формуле Ближнего Востока) и FRECA, которые стали настоящим испытанием. Отсутствие опыта картинга и недостаток наката в формульной технике создавали значительную разницу в скорости по сравнению с теми соперниками, которые с детства росли в этой системе. В первые годы Веселаго не мог конкурировать на равных и оставался среди аутсайдеров, но постепенно прогрессировал.

Его выступление в FRMEC 2025, служащем подготовительным чемпионатом перед стартом европейского сезона, показало этот прогресс. 26-е место из 33 участников - на первый взгляд скромный результат, но Ярослав регулярно боролся за места в топ-15, а лучшим его финишем стала 14-я позиция. Учитывая, что очки в этой серии начисляются с 12-го места, Веселаго уже близко к прорыву.

Важно, что среди его соперников - чемпионы и призеры национальных первенств Формулы-4, то есть пилоты с серьезным бэкграундом. На этом фоне результаты украинца выглядят достойно, особенно если оценивать динамику развития.

В этот уик-энд Веселаго стартует в своем втором сезоне в FRECA, представляя цвета авторитетной команды Сейнтлок Рейсинг. Чемпионат, как и в Итальянской Формуле-4, открывается на трассе Мизано. Для Ярослава это еще один шанс приблизиться к очковой зоне и доказать, что его путь к большим гонкам - хоть и необычный, но вполне реальный.

GT World Challenge Europe

В отличие от Формулы, сезоны соревнований для автомобилей класса GT стартуют несколько раньше. 13 апреля на французском автодроме Поль Рикар состоялась первая гонка сезона в формате выносливости. GT World Challenge Europe Endurance по праву считается одним из сильнейших турниров в мире среди машин класса GT3. После упразднения категории GTE именно GT3 занял вершину иерархии «Гран Туризмо». Его главным конкурентом можно назвать лишь чемпионат мира по гонкам на выносливость FIA WEC, но там основное внимание сосредоточено на прототипах, а не на кузовных машинах.

Особый интерес украинской аудитории вызвал экипаж под номером 26, частью которого является Иван Клименко. Он представляет команду Сейнтлок Рейсинг и выступает за рулем Audi R8 GT3 Evo II. Вместе с напарниками украинский пилот завершил гонку на третьем месте в своем классе, завоевав подиум уже на старте чемпионата.

Для Клименко это не только успех, но и очередной этап в профессиональном росте. Ранее он соревновался в формульных сериях - Formula Renault 2.0 и FRECA, а с 2024 года перешел к гонкам на технике GT3. Как и Ярослав Веселаго, Иван представляет Сейнтлок Рейсинг и уже демонстрирует стабильную скорость. Соревноваться в составе экипажа «Silver Cup» в спринтерских и марафонских этапах чемпионата - еще одно свидетельство его растущего уровня.

После первого этапа Иван Клименко вместе с экипажем занимает 3-е место в своей категории «Silver Cup»

Уже в этот уик-энд состоится второй этап GT World Challenge Europe на легендарной британской трассе Брэндс Хетч, экипаж номер 26 вместе с Иваном Клименко снова попытаются заявить о себе на международной арене.

Porsche Sprint Challenge Central Europe

В чемпионате от Porsche выступает Иван Пеклин - украинский гонщик, который в разные годы выступал в международных формульных и GT-чемпионатах.

Еще несколько лет назад, если бы спросили, кто станет первым украинским пилотом, каждый формульный фанат ответил бы, что именно он. И не зря, ведь украинец имеет опыт участия в Формуле-4, где стал первым украинским победителем гонки в истории.

Нельзя не отметить также, что в прошлом году во время автоспортивных игр FIA именно Иван представлял Украину. В соревнованиях Иван вместе с напарником Константином Гуцулом дошли до финальной гонки, где заняли 6 место.

Также Пеклин был призером европейских серий на автомобилях класса GT4. В 2023 году он получил титул победителя в классе AM Porsche Sprint Challenge Central Europe, а также регулярно участвовал в соревнованиях Porsche Sports Cup. В 2025 году Иван представляет чешскую команду GT Sports Technology в новом сезоне Porsche Sprint Challenge Central Europe.

Porsche Sprint Challenge - это одна из самых конкурентных серий для молодых гонщиков, где пилоты соревнуются на автомобилях Porsche 911 GT3 Cup, обеспечивая равные условия для всех участников.

Интересно, что подготовку к сезону Иван провел в статусе тренера для другого пилота своей команды, в чемпионате Porsche Sprint Challenge Ближнего Востока, где используют те же авто, что и в чемпионате где выступает Пеклин. Необычный подход, однако это точно дало возможность лучше изучить технику, что как оказалось, дало свой результат.

Как и в случае его тезки - Ивана Клименко, первый этап чемпионата уже позади. Там украинец показал настоящий мастер-класс, получив поул и победу в первой гонке. Сейчас Иван Пеклин занимает второе место в общем зачете, а следующий этап пройдет в Австрии на трассе Ред Булл Ринг с 8 по 10 мая.

Александр Ляшецкий Sport.ua
По теме:
Читайте нас в Telegram

ВАС ЗАИНТЕРЕСУЕТ

Бокс | 05 декабря 2025, 08:59 1

Боксер назвал самого себя