Киберспорт – это спорт. Как NAVI объединяет фанатов со всего мира

Эксклюзивное интервью с Андреем «Dobzwer» Грищенко для Sport.ua

Киберспорт - это одна из новых современных форм соревнований, которые уже давно вышли за рамки обычных игр, превратившись в индустрию со своими фанатами, большими аренами и многомиллионной аудиторией. Однако большое количество людей до сих пор воспринимают киберспорт как обычные игры для развлечения.

Sport.ua посетил главный офис NAVI в Киеве, чтобы пообщаться с Андреем Грищенко - человеком, который отвечает за организацию фанатских ивентов, коммуникацию с аудиторией и развитие комьюнити, чтобы развеять сомнения и устранить стереотипы о киберспорте.

Больше новостей из киберспорта в Telegram Sport.ua

- Привет! Как вас зовут и какую роль вы сейчас выполняете в NAVI? Какие задачи входят в вашу ответственность?

- Меня зовут Андрей Грищенко. Я занимаюсь ивентами, коммуникацией и организацией различных мероприятий, в том числе интервью. Моя работа охватывает все, что может быть связано с нашими фанатами или сделано для них. Часто участвую в разных инициативах и проектах, которые не всегда связаны с моей основной профессией. Занимаюсь также проектным менеджментом, иногда - благотворительностью, а когда нужно, помогаю с организацией событий. Например, в декабре мы готовим закрытый мини-ивент для ветеранов, которые тоже интересуются играми. Это отличная возможность интегрироваться в общество через киберспорт.



- В прошлом вы были участником харьковских фанатских фирм футбольного клуба «Металлист», в частности W.T.F., которая подчинялась известной фирме K.C.P. Что бы вы перенесли из ультрас-культуры в киберспорт?

- Это именно то, чем я сейчас занимаюсь. Киберспорт имеет свою специфику, которая отличается от большого спорта, в частности футбола. В футболе есть домашняя арена с местной аудиторией. Мы же стараемся адаптироваться к нашим реалиям и создавать на крупных турнирах фан-секторы Natus Vincere, которые объединяют людей. Они выполняют важную социальную и коммуникационную функцию, способствуют поддержке организации.

После Covid-19 и во время войны мы, украинцы, начали отдаляться друг от друга, замыкаться в себе, перестали открыто проявлять эмоции. Но на стадионе фан-сектор - это отличный способ восстановить чувство единства.

Из ультрас-движения я перенес «сердце». Когда я впервые пришел на стадион, ультрас стали для меня открытием: это большая семья, один большой голос, который поддерживает команду и друг друга. Мы используем барабаны, мегафоны, флаги, шарфы. Вскоре мы анонсируем фанатские шарфы, которые ранее никогда не выпускали. Таким образом, я переношу в киберспорт многие инструменты и эмоции из традиционного спорта.



- Является ли киберспорт настоящим спортом? Что для этого нужно?

- Я считаю, что киберспорт - это, безусловно, спорт, хотя и специфический. Это как шахматы, которые тоже являются спортивной дисциплиной. Киберспорт имеет свои особенности: географические, организационные. Здесь тоже есть большие стадионы, спонсорские контракты, игроки подписывают контракты, менеджмент функционирует аналогично традиционному спорту.

В футболе суть не только в том, чтобы гонять мяч, так же и у нас - это не просто игра в компьютерные игры. Это командная работа, тренеры, капитаны. Наш стадион - это большой экран, на котором соревнуются 10 игроков. Но суть командной игры остается неизменной.

Лично для меня эмоции от киберспорта даже сильнее, чем от традиционного спорта. Это перспективное направление для спонсоров и экспансии в новые дисциплины. Например, мобильные игры сейчас занимают значительную нишу.

Недавно мы провели экспериментальный ивент с Brawl Stars (мобильная игра) и Valorant (компьютерная игра). В пике трансляция Brawl Stars собрала более 1600 зрителей среди украинцев, тогда как Valorant - до 300. Это огромная разница в заинтересованности.

- Некоторые критикуют киберспорт за отсутствие физической составляющей. Что вы на это скажете?

- Это другая специфика. Киберспорт - это ментальный и психологический спорт, где ключевыми являются реакция и концентрация. Но физические тренировки также важны. Например, команда датчан из Astralis интегрировала посещение спортзала в свой тренировочный процесс.

Однако из-за графика турниров игрокам часто не хватает времени даже на семью. Они могут быть дома не более месяца в году, постоянно в перелетах. Это истощает морально и физически. Сейчас наши ребята завершают чрезвычайно успешный сезон, где было шесть финалов. Надеемся, что новый формат с 2025 года станет более сбалансированным, и игроки будут иметь больше времени на отдых и здоровье.



- Существуют ли определенные стереотипы в киберспорте, которые вы пытаетесь изменить?

- Один из самых неприятных стереотипов - это то, что киберспортом занимаются только «суперинтроверты с прыщами». Раньше, возможно, это могло быть правдой, но сейчас геймеры - полноценные, социально активные люди, которые интересуются музыкой, кино, путешествуют.

Еще один стереотип - «гейминг мешает личной жизни». На самом деле игры могут быть даже терапевтическими. Например, играть с партнером в It Takes Two - отличный способ провести время вместе. Главное, чтобы все было в меру. Все, что приносит удовольствие, - это прекрасно. И гейминг - это прекрасно.



Добавив к предыдущему комментарию, Андрей решил предоставить список своих любимых игр, которые он советует пройти вместе с другом или второй половинкой:

- Хочу порекомендовать вам несколько игр, которые не только помогут весело провести время с вашей девушкой, но и могут немного проверить ваши отношения. Ведь иногда, когда кто-то что-то делает не так, можно и посмеяться, и, возможно, немного поспорить. Но в целом это замечательный опыт!

It Takes Two. Мы уже упоминали эту игру - идеальный выбор для семейного вечера. Она позволяет как укрепить отношения, так и, возможно, немного поругаться, если кто-то ошибается.

Portal 2. Абсолютно невероятная игра с потрясающими кооперативными заданиями. Решение головоломок вместе точно подарит вам незабываемые впечатления.

Darksiders Genesis. Динамичный экшен, который позволяет игрокам погрузиться в увлекательный мир вместе. Игра предлагает интересные миссии и отличный кооперативный режим.

Aragami. В этой игре вы выступаете в роли двух ниндзя, которые совместно выполняют важные миссии. Отличный выбор для любителей стелса и командной работы.

Divinity: Original Sin 1 и 2. Невероятная РПГ с захватывающим сюжетом и глубокой механикой. Игра предлагает широкий выбор возможностей для кооператива. Рекомендую обе части!

Styx. Это стелс-игра, где вы играете за гоблина. Захватывающая история и интересные испытания сделают вашу игру незабываемой.

SpellForce 3. Ещё одна отличная РПГ с кооперативным режимом. Игра имеет богатый сюжет и позволяет насладиться детализированным миром вместе с другом или партнером.

StarCraft 1 и 2. Если вам нравятся стратегии, обе части StarCraft имеют кооперативные режимы. Это классика, которая не теряет актуальности.

Baldur's Gate 3. Абсолютный феномен! Это одна из лучших РПГ, в которую я когда-либо играл. Игра имеет потрясающую историю, интересные механики и кооперативный режим. Обязательно попробуйте!

Если вы ищете игры для совместного времяпрепровождения - вот вам отличный список. В них можно не только насладиться захватывающими приключениями, но и проверить свою командную работу!



- Какие принципы или правила из традиционного спорта стоило бы перенести в киберспорт?

- Я считаю, что киберспорту больше всего не хватает дисциплины. Это касается не только профессиональных спортсменов, но и менеджмента и всей индустрии в целом. Дисциплина и профессиональный подход должны стать основой.

Киберспорт зародился благодаря людям, которые просто любили играть в игры, и тем, кто понял, как это можно монетизировать. Но для дальнейшего развития этого уже недостаточно. Образование также играет важную роль. Если ты работаешь в маркетинге в киберспорте, ты должен иметь соответствующее образование. Если занимаешься командным менеджментом, нужно понимать основы не только менеджмента, но и работы с коллективом.

Образование и дисциплина - это два ключевых столпа, на которых должны строиться профессиональные отношения в киберспорте.



Андрей Грищенко показал, как можно успешно переносить традиции ультрас-культуры в киберспорт, создавая уникальный фанатский опыт. Он подчеркнул важность дисциплины, профессионализма и командной работы для развития индустрии.

Андрей также считает, что эмоции от киберспорта могут быть даже сильнее, чем от традиционного спорта, и видит огромный потенциал для его дальнейшего роста. Особое внимание он уделяет интеграции фанатов в сообщество NAVI, создавая чувство единства независимо от географии. Его опыт и энергия являются важными элементами развития украинского киберспорта и культуры поддержки команды.

Максим Черніцин Sport.ua
По теме:
Читайте нас в Telegram

ВАС ЗАИНТЕРЕСУЕТ

Футбол | 28 ноября 2024, 21:42 5

Лондонский клуб набрал 12 очков из 12 и лидирует в Лиге конференций

Комментарии