Дело Маркеса Лобо

Португальский арбитр мечтал попасть на чемпионат мира, а попал в изгои

Задолго до первого полуфинального матча розыгрыша Кубка чемпионов-1972/73 между «Ювентусом» и «Дерби Каунти», а соответственно до «сговора» между полузащитником туринцев Халлером с земляком-арбитром Шуленбургом из Гамбурга, боссы «Старой Синьоры» стали зондировать почву на предмет того, как бы взять в оборот рефери ответного поединка. Провернуть операцию было поручено «агенту» Дежо Шолти, давнему подручному генерального менеджера главного клуба Пьемонта Итало Аллоди.

Эта история - одна из самых известных и раскрученных, благодаря участию в ней английского журналиста Брайана Глэнвилла, вместе с американцем Кейтом Ботсфордом и венгром Петером Бореничем немало сил положившего на то, чтобы вывести дельцов на чистую воду (много места в ней уделено в книге Глэнвилла «Чемпионы Европы»). Увы, как и в большинстве других случаев, дело закончилось пшиком. Слишком уж серьезные покровители оказались у «Ювентуса». Хорошо - стрелочника не забыли. Хоть и со скрипом, но Шолти спустя полтора года все-таки был отлучен от футбола. А вот за что пострадал португальский судья Франсиско Маркес Лобо, до сих пор непонятно.

Итак, именно Лобо был назначен арбитром ответного поединка между «Ювентусом» и «Дерби Каунти» в Дерби. В тот день, 27 марта 1973 года он в первую смену отдежурил на телефонной станции, где проработал всю свою жизнь, и довольно рано вернулся домой, в рабочий пригород Лиссабона. Отобедав, Франсиско удобно расположился в кресле и поставил на проигрыватель пластинку. Легкая музыка навевала приятные воспоминания, поднимала настроение. Лобо представил, как он выводит на поле команды в матче чемпионата мира.

Внезапно раздался телефонный звонок. Лобо неохотно поднялся с кресла, поднес трубку к уху. Он еще не знал, что этот звонок резко изменит его жизнь в ближайшее время и заметно отразится на дальнейшей судьбе. «Сеньор Лобо? - поинтересовался незнакомец на смеси итальянского с испанским. - Рад вас слышать. Я большой поклонник футбола, привез вам послание от друзей с Апеннин. Не могли бы вы встретиться со мной? Я остановился в гостинице «Ритц» на Авенида Либертад...»

Уже в тот момент, как он впоследствии признался, Лобо учуял что-то неладное. Он ответил, что занят, попросил перезвонить попозже, а сам тут же связался с председателем судейского комитета Соузой Лоурейро. Решили, надо выяснить, что все это значит. А через какое-то время Лобо постучался в дверь номера 142. Открыл вальяжный господин, который, по словам Лобо, буквально «звенел деньгами».
Познакомились. От формальных приветствий и вопросов типа: «Как дела?» перешли к футбольным темам. Как бы между прочим Шолти (он так и представился) поздравил арбитра «с назначением на чемпионат мира». Откуда знает об этом? От доктора Артемио Франки, президента УЕФА. «Ого, высоко летает», - подумал Лобо. А незнакомец тем временем продолжал: «Знаю также, что вы назначены на матч «Ювентуса» в Дерби. Англичане очень жестко играют. Приезжайте в Турин, сами убедитесь в этом. Вы остановитесь в моем доме. Заодно я вас познакомлю с очень важными людьми. Они помогут вам в вашей карьере».

Если у Лобо и были какие-то сомнения относительно цели этой встречи, то они мгновенно развеялись. Конечно же, Шолти пытался его купить. И даже на прощание помахал перед носом ключами от автомобиля. Мол, были наши - станут ваши.

Лобо молчал и слушал. Потом попросил время на размышления. Договорились созвониться еще раз. Стремглав выскочив из гостиницы, Франсиско Маркес тут же направился к Соузе Лоурейро. Пораскинули мозгами. Решили записать предстоящий разговор на диктофон. Технически это проблем не составит. Не зря же Лобо работал на телефонной станции.

Во второй раз Шолти позвонил 4 апреля. Он еще раз передал приветствие от Франки. Поинтересовался, кто будет помогать Лобо на линии. И подтвердил, что услуга за благоприятный для «Ювентуса» результат будет стоить 5 тысяч долларов и новенький «Фиат».

«Я не богат: 5 тысяч долларов и машина - это четыре года моей работы. Я мог бы тихонько взять деньги, и никто бы об этом не узнал. Но я не сделал этого. Я выполнил свой долг, признавшись о готовящейся афере. И я не попал на чемпионат мира. А это было единственное, чего я больше всего хотел. Почему?» - задавался вопросом честный судья Франсиско Маркес Лобо спустя некоторое время.

Но это будет позже. Пока же аудиозапись своего телефонного разговора с Шолти он отправил в Ассоциацию футбольных арбитров Португалии, сопроводив необходимыми комментариями и официальным рапортом. Оттуда документы попали в национальную федерацию, а из нее - в штаб-квартиру УЕФА в Берне.

24 апреля, ровно за день до матча «Дерби Каунти» - «Ювентус» пришел ответ за подписью генерального секретаря Европейского футбольного союза Ханса Бангертера. Ближайший помощник Артемио Франки поблагодарил Лобо за «сигнал», выразил уверенность в его честности и его профессионализме. Было подтверждено и назначение на матч.

Отсудил его Лобо на «отлично», что подтвердили инспекторские оценки. Он по делу назначил пенальти в ворота гостей, который, правда, форвард «Дерби» Алан Хинтон не реализовал. И также по делу после перерыва изгнал с поля полузащитника Роджера Дэвиса, который в отместку за нарушение против него правил со стороны итальянца Морини не нашел ничего лучшего, как распустить кулаки.

Португалец уже почти забыл о том, что предшествовало матчу, как получил вызов на заседание Дисциплинарного комитета УЕФА, назначенное на 20 июня. В небольшом зале отеля «Атлантис» в Цюрихе (там иногда проходили жеребьевки еврокубковых турниров) собрались вершители его судьбы во главе с самим Франки.

Лобо повторил все, что до этого изложил в письменном виде. Его пригласили в отдельную комнату для очной ставки с представителями директората «Ювентуса». Никого из знакомых он там не опознал. Но уже после заседания в холле отеля случайно встретил Шолти. Тот сделал вид, что они не знакомы, и поспешно ретировался. А Франки вскоре, отвечая на вопросы журналистов, бравировал тем, что расследование закончено...

20 июля за подписью все того же Бангертера в адрес «Ювентуса» пришло письмо, в котором генсек благодарил клуб за сотрудничество и сообщал, что все обвинения с него сняты. Следовательно, Шолти был реабилитирован. Как отмечалось в специальном заявлении Дисциплинарного комитета, доказательств его вины недостаточно, чтобы применять какие-либо санкции. То есть, не то чтобы устные свидетельства, но и документальные подтверждения, предъявленные Лобо, оказались фикцией, ложью, мусором.

Если бы только это! Португалец больше не получил ни одного назначения на международные матчи и, естественно, был вычеркнут из списка кандидатов на обслуживание поединков мирового чемпионата 1974 года. Временное отстранение Лобо на период так называемого следствия переросло в пожизненную дисквалификацию. За то, что принес боссам УЕФА лишние заботы. По крайней мере, глава судейского комитета австриец Зайпельт так ни от кого и не дождался указания отменить запрет на привлечение Лобо к матчам под эгидой УЕФА. Хотя имел все полномочия сделать это сам.

21апреля 1974 года, через год после матча в Дерби, английская газета Sunday Times («Санди Таймс») вышла с материалом на первой полосе с заголовком «Сделка на 5 тысяч, которая сорвалась», где в деталях поведала о подноготной всего, что происходило вокруг этого поединка. Брайан Глэнвилл с коллегами под чутким руководством редактора издания Джона Лавси потрудились на славу. И хоть не смогли в полной мере отстоять Лобо, его честное имя для истории сохранили.

Вынуждены были заерзать после публикации и некоторые персонажи этой истории. Франки признал-таки, что знаком с Шолти - мол, виделись во время жеребьевок. Президент «Ювентуса» Джампьеро Бониперти угрожал «Санди Таймс» судебным иском, но так и не отважился. А члены исполкома на заседании в Будапеште в декабре 1974 года нашли все же аргументы, чтобы пожизненно отлучить Шолти от футбола.

Впоследствии Шолти за попытку незаконного вывоза на Запад исторических ценностей угодил в венгерскую тюрьму. Франки в августе 1983 года загадочно погиб в автокатастрофе возле Сиены (его именем названы стадионы в Сиене и Флоренции). Бониперти до 1990 года оставался президентом «Старой Синьоры», а с 1994 по 1999 год был депутатом европарламента от партии «Форца, Италия».

Любопытно сложилась судьба Итало Аллоди (кстати, уроженца Швейцарии), учеником которого являлся Лучано Моджи - экс-генеральный директор «Юве» и идейный вдохновитель судейской аферы, приведшей к «кальчополи» 2006 года. После поражения «зебр» от «Аякса» (0:1) в финале Кубка чемпионов 1973 года он покинул Турин. С тем, чтобы вскоре объявиться в Коверчиано и возглавить высшие тренерские курсы.
Кстати, именно тогда один из самых уважаемых итальянских тренеров - Фулвио Бернардини - заметил, что «единственное, чему может научить Аллоди, - это как дарить судьям золотые часы». Но это была идея Аллоди - создать школу тренеров на базе центра подготовки национальной и других сборных страны. Впоследствии школа стала международной, ежегодно в ней проводятся семинары для зарубежных специалистов (читать лекции на них приглашали Валерия Лобановского), встречи элитных наставников Европы. УЕФА периодически подпитывает центр материально, последний транш в 2006 составил более полутора миллионов евро.

Аллоди возглавлял курсы до 1982 года. Затем работал генеральным менеджером в «Фиорентине» и «Наполи». С его именем связывают мутную историю с исчезновением юношеского тренера из Флоренции Мауро Франческини, машина которого с открытыми дверьми была найдена на берегу реки Арно. Рядом лежал паспорт. Но тело Франческини так никогда и не было найдено. Говорят, однажды он пошел наперекор Аллоди.

Сам Аллоди умер в июне 1999 года в возрасте 71-го года от неизлечимой болезни. Но дело его продолжил Моджи.


Юрий КОЗЕНКО, газета «Команда»

Владислав Мельников Sport.ua
По теме:
Читайте нас в Telegram

ВАС ЗАИНТЕРЕСУЕТ

Бокс | 18 декабря 2024, 08:32 5

Дерек прогнозирует нокаут в исполнении Александра

Комментарии