ЛУТКОВ: «Из Запорожья в Запорожье - через Узбекистан»

Главный тренер запорожского «Металлурга» рассказал о своей игровой и тренерской карьере

Перед встречей попытался отыскать о будущем собеседнике хоть какую-то информацию в интернете, но кроме сухой статистической выкладки на сайте запорожского «Металлурга» так ничего и не нашел. Поэтому разговор с главным тренером запорожского «Металлурга» решил начать с его биографии.

- Во времена моего детства все поголовно играли во дворе в футбол и в хоккей. Я, кстати, отдавал тогда предпочтение именно хоккею, но в Запорожье, несмотря на наличие дворца спорта, где заливали лед, профессиональной команды не было. А в футбол попал случайно. В секции, куда меня привели ребята, лишь я был обладателем вратарских перчаток. Вот меня на ворота и поставили. Хотя, по правде говоря, не могу сказать, что горел желанием заниматься футболом. Но со временем настолько втянулся, что уже не мог себе представить себя в другом виде спорта. Да и с тренерами мне здорово повезло: и ныне покойный Валентин Гришин, и Григорий Буль, выпускавший наш набор, - прекрасные люди и мудрые наставники.

- Как родители отнеслись к вашему выбору?
- Отец - мастер спорта по велогонкам, одно время даже в сборную СССР входил, мама тоже велосипедистка. Поэтому неудивительно, что и меня они хотели посадить в седло. Но мне это было не по душе, и родители сдались.

- Когда состоялся дебют во взрослой команде?
- Дебютировать в Запорожье мне не удалось. Сразу по окончании школы отправился в Харьков - поступать в институт, потом перебрался в Узбекистан. Там и стал играть за «Хисар» из Шахрисабза, которая выступала на тот момент во второй лиге. Тогда там многие украинцы выступали - ездили в Узбекистан на заработки.

- Неожиданный поворот. Как там оказались?
- Нашим соседом по лестничной площадке был известный в Запорожье футболист Сергей Зеленский, игравший за узбекскую команду. Он и предложил мне туда перебраться. Я думал недолго: собрал вещи и, никому ничего не сказав, уехал. Мне тогда было всего 18. Приехал в Узбекистан, подписал какие-то бумаги. Меня приписали к пожарной части, выдали трудовую книжку - и все. Через пару месяцев получил приглашение в «Пахтакор», игравший в высшей союзной лиге. Как сейчас помню свой первый матч - в Ростове со СКА. Я вышел за дубль, сыграли 0:0. Отличный тогда дебют у меня получился.
Это был период, когда ташкентская команда только оправлялась после известной трагедии. Состав был интернациональным: Эдгар Гесс, Степан Юрчишин, Алексей Петрушин... Тренировал нас тогда Иштван Секеч, известный и авторитетный специалист. А потом армия. Меня забрала джизакская «Звезда», выступавшая в первой лиге. В тот же год мы вылетели во второй дивизион, и нас всей командой отправили в действующую часть на Кушку - на границу с Афганистаном. Год пришлось добросовестно отмаршировать.

- После армии вернулись в «Пахтакор»?
- Нет. вернулся в Запорожье, где полгода выступал за «Торпедо». К тому времени закончил карьеру футболиста Эдгар Гесс, возглавивший узбекский «Зарафшан» из Навои. Два года я поиграл под его руководством. Затем предложили перебраться в иркутскую «Звезду».

- Не страшно после теплого Узбекистана - да в Сибирь?
- Было жутковато (улыбается). Когда первый раз в Иркутск прилетел, а стюардесса сообщила, что на улице минус 40, первое, что пришло в голову: «Куда я попал?» Но меня здорово встретили: сразу надели меховую шапку, дали шубу - и повезли на базу. Город понравился, да и коллектив в команде хороший подобрался. В «Звезде» мне вручили капитанскую повязку, дали квартиру. Но вскоре по семейным обстоятельствам пришлось вернуться в Украину.

- И вы оказались в мелитопольском «Торпедо»...
- На первых порах пришлось поиграть за эту команду. Честно говоря, мне тогда было все равно, главное - играть. А потом транзитом через запорожский «Виктор» оказался в родном «Металлурге», где и проработал до конца карьеры.

- Карьеру футболиста вы закончили в 34 года. Рановато, как для голкипера...
- Я бы может еще поиграл, но получил серьезную травму; и врачи сказали, что на прежний уровень я уже не вернусь. Еще когда я был голкипером «Металлурга», к нам в команду на должность тренера вратарей пришел Сергей Краковский. Поработав с ним, понял, что тоже хочу заняться тренерской деятельностью.

- А уже через два года вы впервые попробовали себя на должности главного тренера...
- В 2002-м сменил на этом посту Олега Тарана. Тогда в «Металлурге» были собраны очень сильные футболисты, команда впервые пробилась в Кубок УЕФА, однако во внутреннем чемпионате выступала не очень удачно. И перед матчами с «Лидсом» мне предложили попробовать силы в должности главного тренера. Вы, наверное, помните, как мы достойно сражались с одним из лидеров, на тот момент, английского футбола. Потрясающие матчи выдал Андрей Глущенко. Но тогда в команде было 18 легионеров: настраивать их на еврокубковые матчи не нужно было, но в чемпионате они менялись до неузнаваемости.

- Не страшно принимать команду накануне таких ответственных матчей?
- Нет, это был не опрометчивый шаг. В тех матчах я набрался бесценного опыта. Да и просто интересно было.

- Тем не менее, вскоре вы оказались в Крыму во главе «Крымтеплицы»...
- Да, пришлось немного понизиться в классе (улыбается). Но могу с уверенностью заявить, что крымский период моей карьеры получился успешным. При моем непосредственном участии «Крымтеплица» и позже «ИгроСервис» выросли в игровом и профессиональном плане, став крепкими командами первой лиги.

- Этот сезон вы начинали как тренер вратарей «Львова».
- Мы со Степаном Юрчишиным давно знакомы. Когда он вывел «Львов» в премьер-лигу, предложил мне поработать в его штабе.

- В Запорожье вы вернулись несколько месяцев спустя - вновь в качестве главного тренера.
- После отставки Анатолия Чанцева мне предложили возглавить команду. Вернуться в родной город в качестве главного тренера «Металлурга» - это здорово. Теперь постараюсь приложить все силы, чтобы создать команду, способную решать высокие турнирные задачи...


Александр ЗАЙЧУК, газета «СЭ в Украине»

Владислав Мельников Sport.ua
По теме:
Читайте нас в Telegram

ВАС ЗАИНТЕРЕСУЕТ

Футбол | 25 ноября 2024, 04:20 0

Георгии Ермаков считает, что началось все с командной работы