БУРМИСТРОВА: «Я послушная спортсменка»
Катерина Бурмистрова рассказала, как шла к своему третьему европейскому «золоту»
- 18 апреля 2009, 11:46
- |
- 1548
- 0
Вначале апреля после четырехлетнего перерыва Катерина Бурмистрова вновь покорила высшую ступеньку пьедестала почета чемпионата Европы. Эта уже третья ее победа на континентальных первенствах. Как призналась «СЭ» трехкратная чемпионка Европы и чемпионка мира-2002 в весовой категории до 67 кг, на другой результат она и не рассчитывала.
НЕПРИУЧЕНА ВЫИГРЫВАТЬ НА ТУШЕ
- Предвещала ли подготовка к чемпионату Европы золотую медаль?
- Своей спортивной формой была довольна. Все прошло по плану, поэтому рассчитывала на победу. Отправляясь на любые соревнования, я настраиваюсь на медаль. Иначе нет смысла ехать.
- До поездки в Вильнюс у вас уже было два золота. Насколько важна для вас награда литовской пробы?
- Любая медаль - это всегда престиж и почет, и нельзя недооценивать ее важность. В прошлом году из-за прооперированного колена я пропустила континентальное первенство. Сейчас, похоже, восстановилась.
- В схватке с какой соперницей вы допустили наименьшее количество ошибок?
- Лично мне понравился полуфинал с россиянкой Юлией Бартновской. Она довольно сильная борчиха. В конце февраля на киевском турнире мы с ней встречались. Наверное, помня в той схватке о победе, я смогла уверенно выиграть у нее и на чемпионате Европы.
- В Киеве вы положили Бартновскую на туше. Рассчитывали на такой же сценарий в Литве?
- Нет [смеется). Просто я неприучена заканчивать схватку на туше, как, например, Ира Мерлени. У меня другой стиль борьбы. Поэтому редко ложу соперниц на лопатки.
ПОКА ВЫПУТАЛАСЬ - ПЕРИОД ЗАКОНЧИЛСЯ
- Судя по результатам, больше всего хлопот на этом европейском первенстве вам доставила белоруска Ирина Циркевич. Что не получилось в первом периоде, который вы ей проиграли?
- Я не особо активничала, мало предпринимала действий. Белоруска - неудобная соперница. Она сковывает, вяжет. Пока я выпуталась из ее захватов, уже закончился период. Брать клинч выпало мне, но Ира устояла. В следующей двухминутке ситуация повторилась с точностью до наоборот. В третьем периоде я заработала победный балл до финального свистка.
- Редко борцы, которые берут клинч, не реализовывают свой шанс. Это выбивает из колеи?
- Во время соревнований стараюсь работать до конца и не думать о том, что не получилось. Если расстроишься, считай, схватка проиграна.
- В финале с азербайджанкой Зумруд Курбангаджиевой вы показали не только борцовское, но и гимнастическое мастерство. На тренировках много внимания уделяете растяжке?
- Этот багаж у меня остался еще с былых времен, когда занималась спортивной гимнастикой. Сейчас растягиваю себя всего несколько минут во время разминки. Но я не одна такая. Например, Вася Федоришин тоже садится на шпагат.
- В клинче это качество помогает отстоять балл?
- Шпагат - очень спорное положение, с которого легко опрокинуть. К тому же так можно немного привести соперника в замешательство. Но если он почувствует это положение, то может предпринять выигрышное действие. Зумруд не догадалась, как сработать. Думаю, я на ее месте нашла бы контраргумент.
- Уверенно чувствуете себя в клинче, когда захват берет соперница?
- У меня часто получается выиграть из этого положения. Хотя на тренировках специально не отрабатываю его. Из-за травмированных колен я вынуждена постоянно думать о защите ног. Сейчас очень много внимания уделяю тому, чтобы из любых захватов перевести соперницу в выигрышное для меня положение.
ПОСЛЕ ФИНАЛА РАССТРОИЛАСЬ
- В первом периоде с Курбангаджиевой вы не предприняли ни одного результативного действия. Никак не могли найти пробела в ее защите?
- Она пыталась навязать мне свою борьбу. Поэтому первый период я посвятила тому, чтобы немного раздергать ее, вывести из равновесия. Да, действительно, за первые две минуты не нашла брешь в ее обороне. Но во втором периоде почувствовала, что она устает.
- Соскучились по чемпионскому титулу?
- Я бы сказала иначе: у меня было огромное желание подняться на высшую ступень пьедестала почета. Когда становишься призером, понимаешь, что где-то недоработала. В этот раз я стала чемпионкой, но все равно без ошибок не обошлось. Их увидели тренеры, сделали мне замечания. Так что чемпионский титул - это не предел мастерства. Будем работать дальше. Будут еще медали.
- В чем именно вас упрекнули тренеры?
- Главный тренер сборной Владимир Евонов и мой личный наставник Сергей Лазаренко сказали, что я немного вяло и скованно выгляжу на ковре. Нужно больше проводить приемов и не бояться это делать. Хотя другие специалисты, наоборот, отмечали, что я борюсь уверенно и спокойно.
- Как отреагировали на тренерскую критику?
- Было немного обидно. Выигрываешь у всех, а тебе говорят, что некоторые действия проводишь не так. Я слегка расстроилась после таких слов и сказала тренерам: «Проигрываю - плохо. Выигрываю - тоже не так». Но позже осознала, что над ошибками надо работать всегда. В этот раз они не помешали выиграть, но в следующий - на них могут подловить.
- Неужели тренеры так и не похвалили чемпионку Европы-2009?
- Сразу после финала они поздравили меня. А потом дали нагоняй (смеется).
- Вы не стали отстаивать свою позицию?
- Спорить с тренерами - неправильно. Я послушная спортсменка. Доказывать свое мнение могу разве что на тренировках.
ПЕРЕЙДУ В ОЛИМПИЙСКИЙ ВЕС
- Какая из трех европейских наград вам далась тяжелее всего?
- Сложно сказать. Любая медаль дается большим трудом. Но если я настроена на победу, то как бы трудно ни было во время соревнований, я уже не замечаю этого. Не менее тяжелы и те турниры, на которых проигрываю.
- Какие поражения оставили самые горькие воспоминания?
- Чемпионат Европы в Финляндии-2002. Тогда я неправильно согнала вес. Поздно начала процедуру «похудения», которая прошла совсем непросто. Я не успела восстановиться до старта соревнований. Начинала выигрывать, то есть была готова к победе, но мне не хватало сил в конце. Провела всего пару поединков. Еще было разочарование в 2003 году, когда я выступала в весе до 72 кг. Начала чемпионат континента с победы, но потом во время поединка неудачно упала и травмировала плечо. Пришлось сняться с соревнований.
- Любите рисковать на ковре?
- На тренировках получается это делать. Но на соревнованиях не рискую. Вот тренеры и делают мне замечания, что у меня очень скованная борьба. Наверное, на меня так влияет ответственность, желание не ошибиться и победить. Поэтому и осторожничаю.
- Планируете где-нибудь отдохнуть, чтобы набраться сил для подготовки к главному старту сезона - чемпионату мира?
- В начале мая пройдет восстановительный сбор в Трускавце - там и отдохну. Работы на ковре не предвидится, а форму поддерживать буду с помощью кроссов и легких тренировок.
- Неужели не хочется уехать, например, на море - подальше от спорта?
- Иногда возникает такое желание, но нет возможности. Много отдыхать тоже не рекомендуется [смеется). Разве что в конце сезона, после чемпионата мира.
- А в прошлом году после Токио-2008 куда-то ездили?
- Я посвятила себя семье. Мой отдых - дочка и мама.
- В своей карьере вы завоевали абсолютно все, кроме медали Олимпиады. Почему не перейдете в олимпийскую весовую категорию - 72 кг?
- Мне не везет в этом весе. Только перейду, сразу травмируюсь. Тренеры считают, что повреждения получаю как раз из-за того, что в этом весе более мощные и тяжелые соперницы. В 67 кг тоже не обходится без травм. Но, как правило, это случается на тренировках. Нынешняя весовая категория мне больше нравится. Однако года за два до Олимпийских игр в Лондоне-2012 все-таки сменю привычные 67 кг на олимпийские 72 кг.
Ирина ГОЛИНЬКО, газета «СЭ в Украине»