КАРПИН: «У меня возрастных кризисов не было»
Генеральному директору «Спартака» исполнилось 40!
- 04 февраля 2009, 16:10
- |
- 969
- 0
Назначение Валерия Карпина на пост руководителя «Спартака» в августе прошлого года стало громким событием. Один из самых популярных футболистов России вернулся из Испании, где жил долгие годы, чтобы вытащить родную команду из кризиса. Но «Спартак» в чемпионате занял лишь восьмое место, и теперь надежды болельщиков связаны с сезоном грядущим. Как только началась подготовка к нему, гендиректор удивил - вышел на тренировки вместе с футболистами. Вчера Карпину «стукнуло» 40 лет, но он обошелся без торжеств и улетел на сбор команды в Турцию. Правда, накануне юбилея все-таки встретился с корреспондентом «Известий» Дмитрием Филипченко.
«О решении вернуться в Москву никогда не жалел»
-Как собираетесь справлять день рождения?
- 40-летие, насколько я знаю, не отмечают. Так что большого сабантуя не будет. Как раз 2 февраля я отправляюсь в Турцию на второй сбор команды. Там, возможно, посидим узким кругом - с Лаудрупом и другими тренерами.
-Вы и на первом сборе были, и на второй едете. Не хотите отрываться от коллектива?
- На первом я был всего четыре дня. А сейчас контрольные игры начинаются, мне надо их смотреть. Хотя бы потому, чтобы иметь представление о готовности футболистов и о том, что делается в команде.
-Можете сказать, что при Лаудрупе обстановка меняется в лучшую сторону?
- А что, раньше атмосфера была плохая? Шероховатости всегда были и будут. Но в команде главное - результат. Бывает, что все великолепно, игроки с тренерами просто любят друг друга, а команда проигрывает. Лучше пусть будет наоборот.
-Известно, что вы и в тренировках вместе с футболистами участвовали. Готовились к ветеранскому турниру «Кубок легенд» или от кризиса среднего возраста убегали?
-У меня кризисов не было - ни младшего возраста, ни среднего. И турнир - это тоже скорее развлечение, готовиться к нему не надо. У меня есть работа, команда. Вот о ней я и думаю. Хочу повариться вместе с футболистами «Спартака» и тренерами. Если моему здоровью это приносит пользу - еще лучше.
- Похоже, сложилась тенденция: многие известные игроки возвращаются из-за границы работать в Москву - вы, Онопко, Ледяхов...
-Так получилось. Мне предложили интересную работу в футболе. Конечно, еще недавно я такого не мог себе представить. Но в жизни много непредсказуемого. Кто знает: может, через год я буду уже в Китае работать?
-Ни разу не пожалели, что вернулись?
-Бывало, что настроение сильно падало - не из-за поражений, а из-за того, как проигрывали. Можно проиграть и выиграть по-разному. Когда мы прошли в Кубке УЕФА «Баник», настроение было хуже, чем когда вылетели, сыграв вничью с «Тоттенхэмом». Но о решении прийти в «Спартак» все равно не жалел.
«Бенаюна не отпустил «Ливерпуль»
-В конце прошлого сезона многие говорили, что «Спартаку» нужно менять половину состава. Пока вы купили только двоих - Дениса Бояринцева и бразильца Кариоку...
- До конца межсезонья возьмем еще двух-трех новичков. Причем из-за лимита на легионеров вынуждены смотреть не только иностранцев, но и российских игроков. Я уже не раз говорил, что являюсь противником лимита. Сегодня достаточного количества российских игроков для команд премьер-лиги просто нет. Не может молодежь пробиться в состав? Наоборот: лимит ее только расслабляет. А должна быть здоровая конкуренция. К тому же мало кто говорит, что у российских игроков зарплата выше, чем у иностранцев.
-За последний месяц в «Спартак» сватали многих известных в Европе игроков - израильтянина Бенаюна, испанца Олегера, аргентинца Тевеса...
-Бенаюн нами рассматривался так же, как еще много других футболистов, о которых журналисты даже не слышали. Но «Ливерпуль» его не отпустил. Что касается Олегера, Тевеса - не знаю, кто и почему распустил эти слухи. Мне тут сказали, гуляет новость, что к нам турок Нихат переходит. Это из той же области. Причем иногда называют футболистов, о чьем существовании я даже не подозревал.
-В то же время писали о тех, кто «Спартак» может покинуть - Ковач, Моцарт, Плетикоса.
-Ковач действительно перешел в «Вест Хэм». Про ситуацию с Моцартом пока трудно что-то сказать. А уход Плетикосы - это чистой воды слух. Если я буду каждый день опровергать то, что говорят агенты и пишут журналисты, мне ни на что другое времени не останется.
-Если представить, что вы никого больше не сможете купить, на какое место в чемпионате станете нацеливаться с нынешним составом?
- На первое. Есть клубы в мире, для которых других задач просто не может существовать. И «Спартак» в их числе. Пусть даже это какой-нибудь маленький турнир, а в команде играют дети. Цель все равно - победа. Тем более что я уверен: если нынешнюю команду хорошо подготовить, она будет способна бороться за чемпионство.
- Вашего предшественника Сергея Шавло болельщики обвиняли в том, что он неспособен отстаивать интересы клуба перед его владельцем Леонидом Федуном. Вы себя чувствуете независимым?
-Конечно. Я полностью независим. Естественно, мне приходится ставить в известность акционеров по поводу того или иного игрока, которого мы собираемся купить. Но убеждать их ни в чем пока не приходилось. Берем игрока? Берем. Нормальная цена? Нормальная. С Федуном встречаемся по мере необходимости - не каждый день и не каждую неделю.
«С Лаудрупом и Ледяховым общаемся на испанском»
-В Испании у вас была строительная фирма и велокоманда. Этот опыт помогает в нынешней работе?
- Что касается велосипедной команды, то здесь очень много схожих моментов. Сейчас у нее другой спонсор там же, в Галисии, и она так же продолжает ездить. Я уже к ней никакого отношения не имею, да и времени бы не было совмещать.
- Известно, что Микаэля Лаудрупа к руководству командой привели именно вы. Заметили в нем какие-то перемены за время работы в России? Раньше он был довольно молчаливым.
- Молчаливым? Со мной он никогда не был таким. Если вы о том, что во время игры футболистам со скамейки подсказывает не он, а его помощник Игорь Ледяхов, то это по-прежнему так. Не будет же Лаудруп что-то кричать на непонятном им языке.
-Сами с ним без переводчика общаетесь?
-Конечно. А когда встречаемся втроем - Лаудруп, Ледяхов и я - разговариваем на испанском.
- В бытность игроками вы с Ледяховым были друзьями. Сейчас приходится иногда держать дистанцию, хотя бы при футболистах?
-Дистанцию? С чего это вдруг? Что, он меня теперь будет «на вы» называть, по имени-отчеству? Но вообще-то друзьями мы не были. Всегда поддерживали хорошие отношения, это так. А друзья - понятие более возвышенное. Друзья у меня - Витя Онопко, Юра Никифоров.
-Удается с ними видеться?
-Стараемся встречаться регулярно. Когда жил в Испании, чаще виделся с Никифоровым. Теперь, в Москве, - с Онопко.
- Над рабочим столом у вас висит портрет основателя «Спартака» Николая Старостина. Чье бы фото еще хотели повесить?
-Портрет Старостина, честно признаюсь, был здесь еще до моего прихода. Сам же я никогда в кабинете портретов не развешивал. Если бы и хотел смотреть на чью-то фотографию, то, наверное, только на своих дочек.
- Вы как-то говорили, что переход от игрока к чиновнику прошел у вас довольно легко. Быстро привыкли к присутствию секретаря, личного водителя?
-Эти атрибуты есть, но они - не роскошь, а необходимость. Да, мне нравится водить машину самому, получаю удовольствие от вождения. Но когда в Москве ездишь по пробкам, то отвечать на бесконечные телефонные звонки и что-то при этом записывать нереально.
-Наверное, в такие минуты ностальгируете по солнечной Испании?
-Времени нет ностальгировать. Во всяком случае, пока. Может, начнется сезон, будет полегче.
Дмитрий ФИЛИПЧЕНКО, газета «Известия в Украине»