Продукт для зрителей
Специалисты высказались о том, как вернуть болельщиков на трибуны
- 04 февраля 2009, 13:45
- |
- 1372
- 2
Футбол существует для болельщиков и их кумиров. Особо ощущаешь это, разглядывая кадры старой хроники и фотоснимки, сохранившиеся в архивах. Трибуны стадионов были заполнены до отказа, а у входа служители правопорядка с трудом сдерживали натиск огромного количества желающих попасть на трибуны. Совсем, как сейчас в Англии. Интерес зрителей к любому матчу был настолько велик, что даже не имело значение название команды-соперника, приехавшего в гости. Так было в довоенный период, так было и после войны, увы, вплоть до распада Советского Союза. С переходом украинского футбола на самостоятельную основу посещаемость еще какое-то время оставалась достаточно высокой. Но, похоже, что такое понятие, как инерция, не всегда применительно к спорту. С каждым годом количество зрителей на стадионах большинства городов заметно сокращалось. Если матчи наших клубов в европейских кубковых турнирах и игры с участием сборной Украины еще способны собрать солидную аудиторию, то о поединках чемпионата и розыгрыша Кубка страны все не так благополучно.
Реально ли что-то изменить в ближайшее время? Высказать соображения на заданную тему автор этих строк попросил известных футбольных специалистов - Михаила Фоменко, Олега Саленко, Йожефа Сабо, Леонида Буряка и Петра Дыминского, которые ответили на три вопроса анкеты газеты, заданных им корреспондентом «СЭ».
1. В чем вам видится причина снижения зрительского интереса к календарным матчам внутренних соревнований в большинстве городов страны?
Дыминский: - Интерес болельщиков к матчам украинского чемпионата однозначно будет расти лишь при условии повышения качества самого продукта, за который публика платит деньги. Под «продуктом» я подразумеваю не только, собственно, футбольные матчи. В Европе команды-середняки, а иногда и аутсайдеры, традиционно собирают полные стадионы. Поэтому дело даже не только в хорошей игре команды, хотя этого, безусловно, публика должна требовать от тренеров и футболистов. Понятие «продукт» значительно шире - это и комфортные стадионы, нестандартные промоушн-акции, грамотный маркетинг, который успешно работает над программами лояльности публики к клубу.
Фоменко: - На данном этапе связываю это с финансовым кризисом. В нем вижу главную причину слабой посещаемости. Людям сейчас, пожалуй, не до футбола. Это ведь не только деньги, но и потраченное время. А в сегодняшней жизни оба фактора взаимосвязаны.
Саленко: - Во-первых, сказывается недостаточно выразительная игра. Увы, зрелищность в нашем футболе вышла на второй план. Во-вторых, много результатов до сегодняшнего дня можно было предсказать. А в-третьих, класс многих выступающих в украинском футболе игроков не заслуживает повышенного внимания со стороны зрителей. Комплекс этих факторов создает серость на стадионах.
Сабо: - В охватившем страну кризисе трудно ожидать мгновенного улучшения ситуации. Вряд ли ажиотаж может поднять неинтересная игра, демонстрируемая большинством наших команд. Нет той изюминки, ради которой народ раньше валом валил на стадион. Если болельщик увидит футбол уровня Англии, Испании, Италии, количество зрителей на трибунах стадионов, уверен, значительно возрастет.
Буряк: - Прежде всего, интерес к игре напрямую связан с квалификацией футболистов. Если есть зрелище, то трибуны всегда будут заполнены до отказа. В бытность мою игроком не все люди жили хорошо, но каждый мог найти деньги, чтобы пойти на футбол и увидеть игру своих кумиров. Второй фактор, влияющий на снижение зрительского интереса, связываю с нынешним благосостоянием многих своих сограждан. Конечно, очень сложно изыскать средства на билет, если имеются какие-то житейские проблемы - с питанием, бытом или чем-то другим. Не каждый человек может себе это позволить.
2. Может ли нарастающий финансовый кризис помешать болельщикам посещать игры с участием любимой команды?
Дыминский: - Меня не волнует кризис за рубежом, только в Украине. Он наконец-то даст шанс присмотреться к возможностям и отношению к футболу. Может теперь владельцы клубов поймут, что пришло время создавать продукт, на который будут толпами ходить люди. Мы уже дожились, что даже на Лигу чемпионов не заполняются стадионы, не говоря уже об украинском чемпионате. Уровень организации нашего турнира соответствует посещаемости стадионов и уровню цен на билеты. Я не собираюсь даже поднимать вопрос о том, чтобы повышать их на матчи весенней части сезона. Даже если доллар будет стоить 50 гривен, цена на билет в гривне останется такой же, как есть. Пока я не увижу, что «Карпаты» действительно создали продукт, за который не стыдно брать соответствующие деньги.
Фоменко: - Не думаю. Человек ведь привыкает ко всему. Привыкнет, наверное, и к возникшей вместе с кризисом ситуации. Впрочем, пожалуй, даже не привыкнет, а постарается воспринять и сжиться с данным фактом. Жизнь-то продолжается...
Саленко: - Кризис в большей степени способен отразится не на болельщиках, а на клубах. В связи с финансовой обстановкой они теряют хороших игроков, а многие команды в ближайшем будущем будут попросту вынуждены отказываться от своих ведущих исполнителей. Естественно, все это может повлиять на качество игры, в связи с чем людям не так интересно будет ходить на стадион. Ведь для болельщиков главное - увидеть зрелище в исполнении звезд. А когда их нет на зеленом газоне, то и число зрителей сразу же резко уменьшается. А в билетах искать причину даже не стоит - цены на них в Украине в сравнении со многими европейскими странами - сущая мелочь.
Сабо: - Иногда ведь на стадионы пропускали абсолютно бесплатно, но это ничего не меняло. Так что финансовый кризис здесь ни при чем. Впрочем, когда людям нечего кушать, о каком зрелище может идти речь! С каким настроением они пойдут на футбол, если мысли заняты другим. Нужно так подать игру, чтобы людям хотелось за ним наблюдать, даже на голодный желудок. Нужно избавиться от разговоров типа: «Зачем мне идти на футбол - все равно нового не увижу!»
Буряк: - Я думаю, что многое зависит от людей, которые отвечают за ценовую политику. Этот вопрос может быть решен только благодаря им. Ведь зачастую бывает, что билеты многим людям не по карману.
3. Когда же, по-вашему, зритель вновь пойдет на футбол?
Дымяиский: - По большому счету, дело здесь не в стоимости билетов. Аксиома: будет качественный футбол - непременно будет зритель на трибунах. Только зрелище в комплексе - сильная игра любимой команды, атмосфера праздника, ощущение болельщиками себя частью клуба - вынудит публику вернуться на украинские стадионы. Команда и ее игра должны отображать на поле те черты, которые присущи поклонникам. Относительно «Карпат», это бойцовский характер, несокрушимая воля к победе, патриотизм. И, самое главное, футболисты в игре должны относиться к своим болельщикам с такой любовью и уважением, как и зрители к команде.
Фоменко: - Это зависит от ряда факторов. Прежде всего, от дальнейшего роста уровня нашего чемпионата. А еще от интриги в нем. Весенняя часть связана с напряженной борьбой, так как многие команды в ходе турнира заняты решением своих личных задач. Однако еще неизвестно, какими окажутся материальные возможности клубов. Подозреваю, что хочешь - не хочешь, а финансовый вопрос все же коснется участников премьер-лиги. Но в вопросе о возрастании зрительского интереса положительная перспектива видится в свете проведения в Украине Евро-2012. Думаю, что этот фактор способен сыграть немаловажную роль в увеличении количества болельщиков на трибунах стадионов.
Саленко: - Хотелось бы в качестве примера привести Россию. В этой стране недавно был замечен всплеск зрительского интереса к футболу. Он связан с увеличением количества квалифицированных игроков, которые появились буквально во всех командах. Благодаря этому каждая игра проходит в интересной и захватывающей борьбе. Пока у нас не будет талантливой молодежи и клубы не начнут заниматься непосредственной организацией игры, а не обеспечением судей, у нас мало что изменится. Ведущие команды останутся на своем уровне, тем же, которые располагаются в середине турнирной таблицы, будет все труднее и труднее находить своих зрителей.
Сабо: - Наверное, тогда, когда всего у них будет в достатке. Когда будет у людей и работа, и хороший заработок. Это в первую очередь. А еще тогда, когда футбол у нас будет высокого качества - остро атакующий, по-настоящему агрессивный. А тот футбол, который сегодня демонстрируют наши команды, это совсем не то, ради чего болельщики заполняют трибуны до отказа. Такая игра отнюдь не привлекает зрителей. Команда, которая выбирает защитный вариант, теряет к себе интерес.
Буряк: - Когда игра вновь выйдет на должный уровень. Когда будет интрига, и чемпионское звание будут разыгрывать не две команды, а десяток. Людей ведь не обманешь. Знаю, что многие настоящие ценители игры, среди которых есть и известные артисты, бросают все и приезжают посмотреть матч с участием любимой команды. Они находят деньги, покупают билет и вместе с другими такими же болельщиками обеспечивают аншлаги. Главное, чтобы уровень футбола в целом, и уровень мастерства игроков в частности, позволяли людям идти на стадион и заполнять его трибуны до отказа.
Вячеслав КУЛЬЧИЦКИЙ, газета «СЭ в Украине»