ЛАУДРУП: «Между кнутом и пряником есть золотая середина»
«Спартак» вернулся с подготовительных сборов в Москву
- 26 января 2009, 11:39
- |
- 741
- 0
В самолете, доставившем футболистов «Спартака» в субботу вечером из Антальи в Москву, их главный тренер в беседе со специальным корреспондентом «СЭ» подвел итоги первого сбора и поведал о ближайших планах.
НЕ НАДО ПОВЫШАТЬ ГОЛОС НА ИГРОКОВ
- Можно ли сказать, что за время первого сбора в Турции вы лучше узнали футболистов, чем за несколько игровых месяцев прошлого сезона?
- И да, и нет. С одной стороны, живя неделю под одной крышей с игроками, конечно, узнаешь их лучше, чем в ходе сезона, когда они к одиннадцати утра приезжают на тренировку в Тарасовку, а после ее окончания отправляются по домам. С другой - мы пока провели на сборах слишком мало времени, чтобы получить полное представление о качествах каждого игрока. Как человеческих, так и футбольных.
- Российские игроки «Спартака» говорят, что дистанция между главным тренером и командой заметно сократилась. У меня даже создалось впечатление, что вы привезли на сбор только пряники, забыв дома кнут. Или вы им не пользуетесь вообще, полагаясь на сознательность подопечных?
- Мне не известно, как выстраивали в «Спартаке» отношения с игроками мои предшественники. Но сам я, где бы ни работал, придерживаюсь принципа «Мы - одна команда!». Да, я отчетливо сознаю, что за ее результаты и судьбу ответственность в первую очередь несет главный тренер. Но при этом никогда не забываю о человеческих отношениях. На мой взгляд, между пряником и кнутом должна быть золотая середина. Смею предположить, что вы абсолютно на равных разговариваете со своим главным редактором, помня, естественно, что основная ответственность за выход очередного номера и его содержание лежит на плечах собеседника. Мне трудно понять тренера, который считает: чем больше будет дистанция между мной и игроками, тем сильнее они станут меня уважать. И наоборот. В моем штабе такого рода специалистов не было и нет. Как нет и тех, что ругаются с футболистами, кричат на них, сотрясают кулаками воздух. Я сторонник нормального демократичного общения. Всегда готов в спокойной обстановке объясниться с игроком, убедить его в своей правоте, не повышая при этом голоса, не унижая человека как личность. Точно подобранное слово - самый веский аргумент в разговоре с футболистом, с командой. В общем, я не сторонник сплошных пряников. И не сторонник кнута. Придерживаюсь золотой середины, о которой уже упоминал.
НИКТО НЕ НЫЛ И НЕ ЖАЛОВАЛСЯ
- Довольны результатами сбора в Белеке?
- Очень. Все прошло замечательно. С работой на «физику», носившей силовой характер, игроки справились. О чем я им и сказал на сегодняшнем утреннем коротком собрании.
- Есть хотя бы один пункт программы, который не удалось претворить в жизнь?
- Нет. Детальный план выполнен от первого до последнего пункта. Уверен, что весь наш штаб, в частности специалист по общефизической подготовке Оскар Гарсия, придерживается точно такого же мнения. Ведь даже Плетикоса, Ковач, Павленко и Ковальчук, не занимавшиеся из-за микротравм в последние пару дней в общей группе, целиком выполнили программу сбора. Несмотря на жесткий график, которого мы придерживались с первой до последней тренировки.
- Вы впервые готовите российскую команду к длительному сезону, который начнется и завершится в непростых климатических условиях. Планы сборов разрабатывали самостоятельно или с кем-то советовались?
- У нас есть тренерский штаб, мною же самим утвержденный. И было бы нелогично, если бы я в различных ситуациях не обращался к коллегам за советами. Мне всегда интересны соображения партнеров на тот или иной счет. В то же время должен сказать, что я пять лет трудился в Дании, где работа в подготовительный период схожа с российской, поэтому мне не пришлось открывать сейчас какую-то новую страницу в тренерской биографии.
- И россияне, и легионеры, с которыми мне довелось разговаривать, в один голос отмечали: подобных нагрузок на воздухе или в тренажерном зале им доселе испытывать не приходилось. Как они перенесли столь интенсивные тренировки?
- Предложенные нагрузки выдержали все. Я не раз повторял игрокам, и прежде всего молодым: вы ничего не сможете добиться в футболе без необходимой физической базы. Еще говорил: если хотите в дальнейшем выступать в чемпионатах Италии, Испании, Англии, Германии, то должны быть готовы как минимум к той работе, что мы проделываем сейчас. Хотел бы отметить еще одну отнюдь не второстепенную деталь: несмотря на многочисленные упражнения, нацеленные на совершенствование физических качеств, в нашей программе в Белеке были занятия с мячом.
- Был ли хотя бы один случай, чтобы кто-то из игроков во время занятий признался: «Все - больше не могу!»?
- Я сам через это проходил: когда кажется, что силы на исходе, когда внутренний голос говорит тебе: «Стоп!» - ты неимоверными усилиями преодолеваешь себя и движешься вперед. Нечто подобное происходило ныне и с моими подопечными. Случались ситуации, когда кто-то был готов взмолиться: «Все, больше не могу!» - но тем не менее, сжав зубы, продолжал бежать. Кстати, можете поинтересоваться у Ивана Саенко, какой объем работы выполняют на сборах игроки бундеслиги. И он ответит, что гораздо больший, чем тот, что был предложен спартаковцам в Белеке.
- Насколько изменились ваши представления о возможностях команды в целом и каждого игрока в отдельности после изучения результатов многочисленных тестов?
- Тесты существуют для определения физического состояния футболистов. Их итоги становятся основой для дальнейшей работы с командой и тем или иным игроком. Футболистов в зависимости от полученных результатов можно отнести к разным категориям.
СТИХИЯ ТРЕНИРОВКАМ НЕ ПОМЕХА
- Однажды ваш зарубежный коллега, работающий в хоккее, так ответил на мой вопрос о различии менталитетов российских спортсменов и легионеров: «Иностранцам достаточно сказать, что делать, - и все. Русских же надо постоянно контролировать». Разделяете эту точку зрении?
- Я вообще не сторонник сравнивать менталитеты игроков из разных стран. Мы все делаем одно дело. Вот в Скандинавии бытует расхожее мнение: дескать, шведам достаточно дать задание, и можно в их сторону не смотреть - они его выполнят на совесть. А вот с датчанами, мол, дело обстоит совершенно иначе: за ними на тренировках надо еще и следить. Но это неправда! Мой собственный многолетний опыт - самое веское тому доказательство.
- Почему в пятницу, накануне контрольного матча с «Черноморцем», вы не отменили и не перенесли под крышу вечернюю тренировку, которая прошла под проливным дождем с ураганным ветром?
- Уверяю вас: несмотря на стихию, мы ничем не рисковали, когда вышли на поле. После разминки поиграли в «квадратах», которые хотя и несут определенную нагрузку, вместе с тем раскрепощают футболистов, я бы сказал, веселят их. На девятый день сбора, как бы гостеприимна ни была обстановка в отеле, лучше и полезнее провести время на воздухе, занявшись там любимым делом. Вот если бы я в такое ненастье предложил игрокам пробежать кросс, они бы были сильно разочарованы, а на дистанции или после финиша мы бы наверняка кого-то потеряли.
- Выбирая места сборов, вы остановили выбор на теплых странах - Турции, Испании, Португалии. Не возникало желания провести заключительный этап, к примеру, в Голландии, чтобы не было резкого климатического контраста с Россией на старте чемпионата?
- Нет. На последнем сборе акцент будет сделан на тактические новшества. Я стану периодически прерывать тренировки, чтобы в течение нескольких минут - в данном случае ограничивать себя во времени нет смысла - указать игрокам на неточности выполнения того или иного задания, попытаться еще раз объяснить, что именно от них требуется. Мои доводы должны быть логичными, убедительными и доступными всем без исключения. И в это время я не должен думать о том, что на дворе ноль или минус пять, что разгоряченные игроки остывают и могут простудиться. Предпочитаю прерывать занятия при плюс 15 или 18 градусах, не рискуя нанести вред здоровью подопечных.
Если же ставить во главу угла климатические условия, в которых придется начинать чемпионат России, то при наличии искусственных полей можно вообще никуда не уезжать, а все сборы провести в Москве. Но это, согласитесь, глупо и смешно. А после возвращения с четвертого сбора из Португалии у нас будет достаточно времени, чтобы реадаптироваться к российской погоде. В эти дни команда проведет серию тренировок в Тарасовке на синтетическом газоне. Ведь первый матч с «Зенитом» будет сыгран в Лужниках на искусственном поле.
- Ваши предшественники Константин Бесков и Олег Романцев, как и вы, участвовали в игровых упражнениях. В отличие, к примеру, от Валерия Лобановского, наблюдавшего за тренировками со стороны. Чем объяснить такие различия?
- У каждого тренера должен быть свой стиль. И не надо отказываться от него лишь потому, что кто-то, пусть даже весьма авторитетный специалист, ведет себя на тренировках иначе. Скажем, тренер «Манчестер Юнайтед» Алекс Фергюсон вообще не каждый раз появляется на занятиях - в те или иные дни он выполняет функции менеджера команды. Мы все разные, и нет никакой необходимости изменять себе. Даже самая хорошая копия хуже оригинала. Этот афоризм к тренерской деятельности имеет самое прямое отношение.
РАБОТАЕМ В ОДНОЙ СВЯЗКЕ
- Вы довольны по сути заново сформированными административным и медицинским подразделениями «Спартака»?
- Прежде чем ответить, хотел бы сказать вот что: не стоит удивляться изменениям в клубе и команде с приходом нового генерального директора и нового главного тренера. Подобные изменения - вполне естественный процесс. Но это вовсе не означает, что новые люди самонадеянно считают: они лучше, чем другие, знают, как и что нужно делать. Мол, мы самые умные и такие профессионалы, каких во всем мире не сыскать. Нет, мы все, пришедшие в «Спартак», просто стараемся вывести команду на более высокий уровень. Однако, как любят повторять американцы, даже страховой полис не дает стопроцентных гарантий. А мы говорим о футболе. И потому я не смею утверждать, что у нас наверняка все получится. Но мы к этому стремимся. И на сегодня я доволен всеми, кто решил работать в одной связке со мной в «Спартаке».
- Были знакомы до приезда в «Спартак» с Игорем Ледяховым?
- Конечно. Я не первый год знаком с Игорем - мы же играли в одном испанском чемпионате. И хотя у Ледяхова с техникой все было в порядке, его «Спортинг» не слишком хорошо контролировал мяч. В общем, для моего «Реала» хихонская команда была лакомым кусочком (смеется и подмигивает Ледяхову, расположившемуся в соседнем кресле. - Прим. «СЭ»).
- А помните по выступлениям за сборную СССР и «Спартак» еще одного своего нынешнего помощника, Сергея Родионова?
- Да, помню, каким Сергей был на поле. Родионов отлично играл и за «Спартак», и за советскую сборную, с которой мне доводилось встречаться в составе команды Дании.
- В 1993 году датчане играли и со сборной Литвы, ворота которой защищал нынешний тренер спартаковских голкиперов Гинтарас Стауче. Узнали бы его на улице до своего прихода в московский клуб?
- Не знаю, как на улице, но если бы Стауче стоял в воротах, а я вышел бы с ним один на один, узнал бы наверняка. И сказал бы: «Привет, Гинтарас!»
- Накануне отъезда из Турции вы более часа отвечали на вопросы слушателей ВШТ, среди которых были и экс-спартаковцы Андрей Пятницкий, Виктор Булатов, Дмитрий Парфенов, Владимир Бесчастных, Мирослав Ромащенко, Дмитрий Гунько. Какие ощущения оставило общение с молодыми коллегами?
- Если бы не вечерняя тренировка «Спартака», наша встреча продолжалась бы еще час. Как минимум. Мне, не скрою, было очень интересно отвечать на вопросы слушателей ВШТ. Я почувствовал, что мои собеседники абсолютно не случайно выбрали для себя нелегкую профессию тренера. И это в очередной раз убедило меня в том, что у российского футбола - отличное будущее. Впрочем, он вправе гордиться и настоящим. Посмотрите, как достойно выглядят в престижных европейских турнирах ваши клубы. А сколько талантливой молодежи растет едва ли не в каждой команде! К примеру, в «Спартаке». Уверен, что при профессиональном отношении к делу те юные игроки, которые уже защищают цвета красно-белых, и те, кто стучится в двери основного состава, имеют реальные шансы завтра или послезавтра примерить футболку сборной. Той, которая столь ярко выступила летом на европейском чемпионате.
- Последний вопрос. Ваши предшественники из ближнего и дальнего зарубежья на время четырехдневной паузы между сборами нередко предпочитали отправляться домой. Почему вы возвращаетесь из Турции вместе с командой в январскую Москву?
- Иначе и быть не могло. Я непременно должен присутствовать на тренировках, которые пройдут на базе в течение двух дней после стольких же дней отдыха. Возможно, между следующими сборами предоставлю игрокам три выходных, которые сам, не исключаю, проведу в Дании. К слову, до первого сбора я почти четыре недели отдыхал дома. За это время успел насладиться общением с семьей. Теперь надо работать с командой. Я ведь с этой целью приехал в Москву, не правда ли?
Леонид ТРАХТЕНБЕРГ, Спорт-Экспресс