ЛЕСНИКОВ: «Олимпийские трассы - для силовых гонщиков»
Личный тренер Валентины Шевченко оценил новые лыжные трассы для Олимпиады в Ванкувере
- 22 января 2009, 01:42
- |
- 1160
- 0
Таким образом, кто хотел опробовать трассы будущей Олимпиады - тот это сделал. Валентина Шевченко вместе со своим личным тренером Валерием Лесниковым задержались в Канаде ещё на неделю, чтобы изучить всё более досконально и проделать базовую работу - если уж в условиях кризиса Федерация нашла деньги на поездку за океан, то нужно использовать эту возможность максимально эффективно. А то, как один из тренеров сборной Украины оценивает место проведения Игр-2010, мы узнали, связавшись с Валерием Лесниковым по телефону.
- Валерий Сергеевич, какие Ваши впечатления от олимпийского лыжного комплекса в «Уистлер Парке»?
- Высота небольшая - 800-900 метров. Трассы без особой изюминки, я бы даже сказал - среднестатистические, в любой стране подобные могут сделать. Нет ни жестких подъемов, ни технически сложных спусков или поворотов. То есть, все будут бежать на максимальных скоростях. Круги проложили небольшие - 2,5 км, 3,3 км, 3,7 км и 5 км, чтобы спортсмены чаще появлялись на стадионе. Эти трассы не для функциональных, а для силовых гонщиков. Куски - большие, скорость прохождения - высокая, на спусках можно отдохнуть, а подъёмы «перетерпеть».
Например, для дуатлона сделали круг - 2,5 км, а на нём очень длинный спуск - метров 700 с четырьмя виражами, про которые, несмотря на падения отдельных спортсменов, трудно сказать, что они технически сложные. Поэтому мощные, атлетические лыжницы на таком спуске скорость за счёт своей массы не потеряют, ещё и неплохо при этом восстановятся, а подъёмы - просто будут терпеть.
А вот если начнётся снегопад, то картина может измениться. Трасса и так не очень жесткая, а если подъемы станут «мягкими», то у тяжелых гонщиц могут возникнуть проблемы.
- «Разделка» на Олимпиаде тоже будет проводиться на этом круге?
- Вот этого мы не знаем. Потому что у женщин будет «десятка», а у них есть круг 3,3 км. Но и на нём профиль так себе. Максимальный рельеф собран лишь на 5-километровом круге. Здесь есть один длинный подъём, достаточно рабочий, но они его срезают и на кругах - 2,5 км, 3,3 км, 3,7 км - с этого подъема как бы соскакивают.
- А какой климат в этой местности? Зимы снежные? Насколько условия отличаются от Калгари (Кэнмора)?
- Как нам сказали, снегу здесь всегда много. Сейчас толщина снежного покрова - 1,27 метра, но это меньше обычной нормы. Говорят, нам ещё повезло, что на протяжении соревновательных дней была устойчивая, ясная погода. Для этой местности больше характерны снегопады и туманы - что мы видели в день приезда. Три первых дня то снег шел, то стоял такой густой туман, что в окрестностях Сквомиш, где мы жили, ничего не было видно. Океан не так и далеко - влажность высокая, не очень холодно. Чуть ниже по высоте мокрый снег уже переходил в дождь, Правда, потом подморозило, всё подсушило и слякоти не стало. Сейчас красиво, вокруг великолепные пейзажи.
Если сравнивать с Кэнмором, где Олимпийские Игры в 1988 году проходили, то там гораздо более функциональная трасса на очень жестком рельефе. По температурно-климатическим показателям, а также по высоте Уистлер и Кэнмор - это две абсолютно разные зоны. Потому что в Кэнморе высота на стадионе - 1500 метров, а здесь максимальная точка - 930 м, да и то лишь на 5-километровом круге. Круги - 2,5 км и 3,7 км - даже до 900 м не дотягивают. И мороз! В Кэнморе почти регулярно с утра -25°С, потом отпускало до -10°С на солнце. Снег промерзал и оставался холодным (-12-14 градусов), и свойства у него были другие, как и скольжение - он не катучий, не быстрый, как в Уистлере. А здесь в течение соревновательных дней температура ночью была около -5°С. Солнце днём не успевало размораживать снег (он был -4-1°С) и получался достаточно быстрый ход, Когда же на таких маленьких кругах все разминаются, катаются, проводят спринты - образуется мелкая крупа, которая прикатывается до так называемого «сухого глянца». И если во время соревнований осадков нет, трасса укатывается и становится ещё более быстрой.
Правда, местные служащие, занимающиеся подготовкой комплекса к Олимпиаде, утверждают, что это всё же не совсем типичные условия. Но в любом случае, по мышечной и функциональной загрузке в Уистлере совсем другая трасса, нежели в Кэнморе. Ну а временной показатель что здесь, что в там одинаковый - 10 часов разницы с Украиной. Его никак не обойти. Менее, чем за 6 дней приезжать не стоит. Например, итальянцы приехали за 4 дня и остались без высоких мест в спринте, на который очень рассчитывали. Видимо, на один денёк промахнулись - они позже нас приехали. Словены привезли сильный состав на спринты, но квалификацию лишь одна прошла. Обыграть Валентину Шевченко обычно для них не проблема, но они просто спали… А вот Жюстина Ковальчик приехала на сутки раньше нас и завоевала второе место в спринте и первое - в дуатлоне. Один день здесь очень много значит.
- Это инициатива Валентины спринт бежать?
- Нет, мы не собирались в этом виде выступать. Но организаторы проявили сверхинициативность и заявили нас даже без нашей заявки. Но раз уж заявили, то мы решили стартовать, чтобы лыжи проверить, над мазью поработать. Ведь всё равно приехали лыжи тестировать. Короче, Валентина пробежала и показала в квалификации 27-й результат. Учитывая, что в спринте нужны совсем другие мышечные усилия, проиграть лидеру всего 12 секунд - для Валентины это хороший результат. На городских спринтах она проигрывает намного больше. С другой стороны, это свидетельствует о том, что олимпийский спринтерский круг имеет рельеф. Причём, как для спринта очень хороший - есть два подъема, на которых можно поработать и разобраться с конкурентами. Так что спринтерам скучать не придётся, здесь есть, где разгуляться.
- А почему в дуатлоне Валентина за дуэтом Лонга-Ковальчик не удержалась? В мазь не попали?
- Я тоже так подумал, потому что это был классический отрезок и, по идее, Валентина не должна была их отпускать. После гонки она сказала, что смазка была удачная, просто на подъёме у неё мышцы «схватило», когда Ковальчик начала впереди мощно «натягивать». Пришлось дальше идти в своём ритме. Ликвидировать же в такой гонке образовавшийся разрыв в одиночку очень сложно. Поэтому они и работали парами, когда Фоллис её накатила. Правда итальянка выходить на смены не рвалась. Впереди, в основном, работала Валентина, потому что сзади подпирали немка и канадка. Хотя вполне возможно, что у Фоллис с самочувствием было не всё в порядке, иначе бы она тоже вряд ли отпустила Ковальчик с Лонгой.
На выходе со стадиона есть затяжной подъём - Ковальчик с Лонгой здесь разорвалась при заходе на последний круг. А Фоллис убежала от Валентины чуть раньше на спуске и на равнине - итальянка очень хорошо подрабатывает лыжами, у неё великолепная спринтерская техника. Валентина попробовала подтянуться к ней на подъёме, но для Фоллис - это не подъём… В общем, дальше нужно было просто доезжать до финиша.
- А ради Ивана Бабикова канадцы рельеф могут усложнить? Ведь трасса не под него. Он же не обладает мощным финишным спуртом.
- Нет, уже не могут. Во-первых, уже провели гомологацию и все профили утверждены, а во-вторых, с «Зелёными» и так отношения напряженные: лишнее дерево спилить или там дёрн подснять - не позволят. К тому же здесь ориентация на туризм. А на таком жестком рельефе как в Кэнморе только профессионалы могут кататься.
- Ну, тогда уже сейчас можно сказать, что мужской масс-старт завершится групповым финишем и никаким итальянцам командную тактику применить не позволят. Трасса быстрая и не очень широкая, пелотон постоянно растянут. Даже если будут «грегари», не факт, что лидер команды усидит в авангарде. А могут и вообще его затолкать в хвост или на обочину.
- Об этом сейчас трудно судить. Конечно, в последнее время мужчинам в масс-стартах дистанции явно не хватает. Борьба жёсткая и контактная - могут палку сломать или из руки её выдернуть, есть и другие «приёмчики». Действительно, в Солт-Лейк-Сити трасса была гораздо шире, потому что её планировали в будущем использовать для автогонок. Но там голые холмы, а тут деревья и «Гринпис». Особо не размахнёшься…
- Какое впечатление от Олимпийской деревни?
- Олимпийская деревня ещё не готова. Мы хотели её посмотреть, но там шлагбаум на входе и попасть можно только по спецпропускам. Строительство идёт полным ходом. Как мы поняли, в деревне будут отдельные коттеджи и большое здание-столовая. Это чистая новостройка. Место курортное, поэтому коттеджи, вероятнее всего, потом продадут.
Сама деревня расположена в 18 км от стадиона: 5-6 км - по основной трассе (99-й хайвэй), потом 2 км в сторону и ещё 10 км по горной дороге. Добраться можно только автотранспортом, поэтому организаторам придётся ещё делать большие парковки.
- Во время Олимпиады «пробки» в пути возможны?
- Думаю, что для 20-ти км проблем не будет. Дороги ещё расширяют. Конечно, горную дорогу расширять некуда, но, возможно, она достаточно широкая. Сейчас она под снегом, её как бы «выпилили», по бокам метровые «наносы». Вообще-то, существует ещё много разных недочётов, особенно в организационном плане. Нет того обеспечения, к которому все привыкли на этапах Кубка мира. У местных функционеров явно недостаёт опыта проведения таких масштабных соревнований. Думаю, за эти дни им предъявили много претензий. Но сейчас с ними начнут работать делегаты FIS, которые объяснят, что нужно подправить и как вообще это должно выглядеть.
Вот, к слову, перед дуатлоном возникла неувязка. Сначала можно было в одном подходящем месте делать тест лыж, а в день старта пришли техделегаты и запретили. Но при этом заранее, как это обычно делается, никого в известность не поставили. Люди - практически все команды - провели половину теста, а им начинают этот тест ломать: уже минут 40 потрачено, осталось ещё минут 15 доделать, но эту работу прерывают, некоторым даже угрожая штрафами… И что теперь начинать заново с нуля? Хотя, если на «каптайн-митинге» этот запрет не был оговорен, то так поступать они не имели права. Вот такие казусы…
И вообще, там всё очень компактно, кое-где чересчур, и стадион - немного узковатый. Итальянка Фоллис, к примеру, во время пит-стопа в дуатлоне заблудилась в транзитной зоне, не попала в нужный створ. А когда ещё добавят трибуны к Олимпийским Играм, то мне даже сложно представить, как это всё будет выглядеть. Уже сейчас места для тестирования лыж сильно ограничены, а с дополнительными трибунами - возникнет жесткий лимит.
- Особенно, учитывая такой маленький круг. Могут вообще тесты в другом месте организовать, и начнётся гадание на кофейной гуще.
- Это - да. Потому что, как правило, там, где чаще по гоночной трассе ездят «машины», там структура снега другая. На тестовых лыжнях совсем другой снег. Но у организаторов свои цели. Их больше волнует, как лучше телевизионные камеры расставить да по-максимуму болельщиков разместить. В общем, будем думать, будем готовиться. Хорошо хоть посмотрели. Теперь мы знаем, что нас ждёт…
Андрей ЛОСЕНКОВ
P.S. Редакция sport.ua выражает благодарность Андрею Лосенкову за подготовку данного материала.