Этот Джексон не стрелял в Сундукова

Лучшим игроком украинской лиги по версии «Команды» стал нападающий харьковского «Металлиста»

Организовать интервью с первым в истории нашего опроса победителем из дальнего зарубежья оказалось делом непростым. Когда предварительные итоги голосования вывели на первое место бразильца, его команда уже находилась в Португалии, готовясь к заключительному поединку календарного года с «Бенфикой»...

-- Рома! Рома! Ты спишь? Слушай, Джексон в меня сейчас стрелял!

-- Но не попал?

-- Нет.

-- Что такое, ребята?

-- Вадим, Джексон стрелял в Сундукова.

-- Что, и убил?

-- Промахнулся, что ты.

-- Ну, тогда - спокойной ночи!

(Из кинофильма «Три плюс два»)

Джексон не владеет русским языком, в нашей редакции не оказалось журналиста со знанием португальского, а попытки помочь со стороны окончательно адаптировавшегося к нашим условиям бразильского полузащитника «Металлиста» Эдмара завершились фиаско. Улучить тот момент, когда два латиноамериканских легионера харьковчан находились в столице Португалии в ожидании рейса на родину, не удалось, так что Эдмар так и не выступил в роли переводчика. А потом они разъехались по своим городам. Что ж, подождем. Отпуск у игроков слобожанской команды вскоре закончится, так что Джексон от интервью не отвертится. Пока же предлагаем вашему вниманию очерк о футболисте, которого его коллеги по Премьер-лиге Украины, а также тренеры признали лучшим в 2008 году.

50-й номер «Металлиста» появился на свет на родине самого Пеле -- в штате Минас-Жейрас (только Король футбола из Трес-Корасойнса, расположенного на юге штата, а Джексон -- из Ипатинги, дислоцирующейся восточнее). И это, пожалуй, все, что объединяет этих двух игроков. Хотя, конечно, у харьковчанина еще есть время, чтобы прогреметь на весь мир, ведь ему только 22 года.

Впрочем, столь молодой возраст не помешал ему приехать к Мирону Маркевичу с весьма богатым послужным списком. Не исключено, что агент (или группа агентов, как это часто бывает у бразильцев) во время переговоров козырял названиями клубов, в которых до Украины побывал Джексон, -- «Фейеноорд», «Хетафе», «Генк», «Фламенго». С другой стороны, компания Firsteleven ISM, которой популярный сайт transfermarkt.de отводит роль куратора Джексона в трансферных и прочих финансово-юридических вопросах, уже должна пользоваться авторитетом у футбольных функционеров. Ведь среди клиентов этой конторы значатся такие известные мастера, как Яя Туре («Барселона»), Мамаду Ньянг («Марсель»), Фред, Джон Менса (оба -- «Лион»), Эммануэль Эбуэ («Арсенал»), Шарль Н`Зогбия («Ньюкасл»), Мохамед Чите («Расинг»), Лукас Билья и Мбарк Буссуфа (оба -- «Андерлехт»).

Кстати, о Фреде. Он и Джексон -- одного поля ягоды. В том смысле, что воспитывались в одной команде, «Америке», которая подарила миру знаменитого Тостао -- одного из лучших бразильских футболистов конца 60-х -- начала 70-х. Помните Владимира Высоцкого и его «был бы глаз второй бы у Тостао, он вдвое больше б забивал голов»? В начале нового столетия из клуба, базирующегося в Белу-Оризонте, в Европу уехали два нападающих. Но если Фред был основным форвардом и забил 35 мячей за родной коллектив, то Джексон, который моложе нынешнего лионца на три года, в то время еще занимался с молодежным составом.

И все же «Фейеноорд», ведомый в ту пору Рудом Гуллитом, решился заключить контракт с 18-летним бразильцем. Возможно, в Роттердаме даже не жалели о таком решении, ведь Джексон не сумел выдержать конкуренцию с Дирком Куйтом, Ромео Кастеленом, Саломоном Калу и Данко Лазовичем, а потому был отправлен в аренду в бельгийский «Вестерло», где обстановка была явно попроще. Под началом еще одного знаменитого в прошлом мастера Яна Кулеманса юный южноамериканец забил свой первый гол в профессиональном футболе, причем расписался он в воротах «Брюгге», а ведь фламандцы тогда стали чемпионами Бельгии.

В этом плане Джексон чем-то напомнил юного Андрея Шевченко -- он тоже отличился только один раз в первом сезоне в элитном дивизионе, зато в следующем парня было не остановить. Рослый бразильский левша за полгода в «Вестерло» записал на свой счет 10 мячей, что для этого клуба, за весь чемпионат наколотившего 42 гола, было очень и очень приличным показателем.

Именно в этот момент руководство «Фейеноорда», четко прочувствовав ситуацию, продало парня в «Хетафе». Но в Испании дела у него пошли намного хуже, чем в Бельгии. Бернд Шустер, руливший клубом из пригорода Мадрида, всего дважды выпустил новичка на поле: на семь минут в поединке против «Бетиса» в марте 2006-го и на 20 -- в дуэли с «Сельтой» в мае того же года. Погоду в атаке «Хетафе» того периода делали совсем другие люди -- полузащитник Диего Ривас и нападающие Даниэль Гуиса, Рики и Велько Паунович.

Возвращение на родину, во «Фламенго», который договорился об аренде футболиста юниорской сборной Бразилии, тоже на пользу Джексону не пошло, так что после очередного возвращения, в «Хетафе», последовала новая командировка -- в Бельгию, в «Генк», где в ту пору выступал украинский хавбек Александр Яковенко. Но у Хуго Броса форвард не заиграл и вскоре перебрался в знакомый «Вестерло», где как раз вновь объявился Кулеманс.

Древнегреческие философы утверждали, что нельзя дважды войти в одну и ту же реку и, похоже, в данном случае они были правы на все сто: Джексон, хоть и вспомнил вкус голов, начал бунтовать и даже отказался тренироваться с командой. По всей видимости, именно в это время он узнал об интересе «Металлиста», так что харьковчанам должно быть лестно, что ради слобожанского клуба бразильский нападающий устроил своего рода забастовку.

Проблемы с дисциплиной удалось решить за счет выплаты слобожанами полумиллиона евро обладавшему правами на футболиста «Хетафе», после чего Джексон появился перед украинской публикой. Поначалу он, мягко говоря, не впечатлял. Да, забил по голу «Черноморцу», «Карпатам» и «Кривбассу», но на общем фоне не выделялся. Совершенно иным предстал бразилец перед болельщиками после летнего межсезонья, а эффектные голы в ворота «Динамо», «Шахтера» и «Бешикташа» сделали из него звезду отечественной Премьер-лиги. Мощные удары левой ногой с любой дистанции стали визитной карточкой бразильского форварда, но ему все равно не хватает стабильности. Однако даже проваленная концовка года не повлияла на распределение голосов.

Финансы

Первый миллион евро бразильского форварда

Если верить сайту transfermarkt.de, в «Фейеноорд» из «Америки» Джексон перебрался бесплатно. Видимо, в Белу-Оризонте не сильно рассчитывали на парня, раз отпустили 18-летнего нападающего за океан без компенсации. Зато в Роттердаме с денежной стороной вопроса знакомы очень хорошо, а потому сумели выжать из «Хетафе» за бомбардира, заигравшего лишь в «Вестерло», один миллион евро.

Испанский клуб, до того времени не разбрасывавшийся столь большими суммами, дивидендов от этого приобретения не нажил. А вернуть сумел только полмиллиона, которые выделил «Металлист». Впрочем, после нескольких лет беспрерывных аренд Джексона в пригороде Мадрида были рады, наверное, и этим деньгам. Хотя игроки основного состава (Гуиса, Алексис, Рики, Перния, Ривас) уходили на повышение, принося в кассу «Хетафе» намного больше финансовых ресурсов.

Зато все шансы прилично заработать на продаже бразильского форварда имеет «Металлист». Все тот же transfermarkt.de сейчас оценивает грозу «Бешикташа» в 4,5 миллиона евро, а еще несколько месяцев назад Украина была взбудоражена слухами о возможном грандиозном переходе Джексона в «Шахтер». Сумма, которую требовали слобожане за своего лучшего нападающего, поражала воображение -- 20 миллионов долларов.

Горняков это явно не устроило, так что тема трансфера затихла. Но кто знает, насколько серьезным был интерес «оранжево-черных» к воспитаннику «Америки»? К тому же не стоит забывать, что бразилец не лучшим образом завершил год, не отметившись ни в одном матче группового раунда Кубка УЕФА. Но ведь впереди -- поединки в плей-офф этого турнира с «Сампдорией». И, возможно, не только с ней...

Он же Гога, он же Гоша...

Как его только ни называли на протяжении 2008 года -- и Коэльо, и Жажа, и Джексон. Но не исключено, что самый правильный вариант -- Жаксон. В латинском написании имя нашего лауреата выглядит так -- Jackson. Практически так же, как и имя известного полузащитника «Шахтера» -- Jadson. Только в Донецке играет Жадсон, а в Харькове -- Джексон. Говорят, что Эдмар уже пытался поправить журналистов на этот счет, но единогласия все равно нет.

Форварда «Металлиста» еще называют сокращенным именем -- Жажа (в латинской транскрипции -- Jaja), что также подтверждает идею о том, что Джексон -- вовсе не Джексон. В этом еще больше убеждаешься, когда изучаешь похожие бразильские имена -- Jardel (Жардел), Jairzinho (Жаирзиньо), Jorginho (Жоржиньо). Впрочем, в мире существует немало случаев, когда звучание противоречит написанию. Например, известный Хавьер Дзанетти из «Интера» на самом деле Санетти. Не исключено, что Джексон (он же Жажа, он же Жаксон, он же Коэльо) пополнит этот список...

От украинок теряю голову

«Очень рад, -- говорит Джексон, -- что рядом со мной в команде есть Эдмар -- он начал помогать мне с первого дня и помогает до сих пор -- бытовыми вопросами, в общении... Русский язык я уже и сам начал потихоньку осваивать. Уже могу сказать: «Хорошо!» (смеется).»

«О своей публичной жизни не собираюсь говорить во всеуслышанье. На то она и личная, чтобы быть в стороне от посторонних глаз. Что касается украинок, то могу сказать, что они действительно очень красивы. Порой на улице от них можно потерять голову».

«Мне без разницы, как именно забивать голы. Так получалось, что чаще удавалось забивать издали, а вот поражать ворота с близкого расстояния доводилось нечасто».

«Из защитников в украинском первенстве выделю Папу Гуйе и Обрадовича. Еще понравился Диакате. Играть против него было непросто, но интересно».

Андрей КУДЫРКО

Команда

Источник Sport.ua
По теме:
Читайте нас в Telegram

ВАС ЗАИНТЕРЕСУЕТ

Бокс | 17 декабря 2024, 08:03 6

Турки признался, что мечтает о победе Тайсона в реванше

Комментарии