МАЗИЙ: «Медали наших атлетов - чудо и парадокс»

Светлана Мазий рассказала, с какими трудностями приходится сталкиваться украинской гребле

Покорить олимпийский пьедестал Светлане Мазий удалось с первого раза. В Сеуле-1988 20-летняя украинка в составе женской четверки сборной Советского Союза по академической гребле выиграла серебряную медаль. Повторить успех ей удалось спустя восемь лет в Атланте, где наши девушки в том же классе тоже получили серебро. Афины-2004 стали для украинки последним олимпийским испытанием, которое она прошла с гордо поднятой головой пробившись с Натальей Губой в финал двоек парных. Кроме этих достижений, в коллекции Светланы имеется шесть наград чемпионатов мира - серебряные 1989, 1990 и 1999 годов, бронзовые 1987, 1994 и 1997 годов. Дважды она становилась чемпионкой Европы - в 1997-м и 1999-м. Сейчас Светлана Мазий работает в Национальном олимпийском комитете.

ЧЕТВЕРТОЕ МЕСТО НАДО ИСКЛЮЧИТЬ

-Светлана, на Олимпиаде в Пекине вы побывали в качестве комментатора. Новое амплуа пришлось по душе?
-Еще как! Ведь я очень люблю рассказывать разные истории. Тем более, думаю, мне есть, что вспомнить, поскольку много лет занималась греблей. Владею статистикой - кто, что и когда выиграл. И все это высказываю в эмоциональной форме, что. как гово рят, заводит слушателей. Словом, чувствовала себя абсолютно комфортно в комментаторском кресле. Правда, не сколько раз мне делали замечания. Однажды само собой вырвалось: «Ну, как там наша чешечка?» А после фотофиниша в мужской двойке сказала: «Ну, как там у нас дела?», имея в виду эстонца Юрия Янсона, которого я знаю 20 лет. Вообще у меня много добрых приятелей в России, Белоруссии, Эстонии, Чехии, Польше, Англии и я всегда радуюсь их успехам, как своим.

-Украину в Китае представляло три экипажа - четверки - женская и .мужская, а также двойка женская. За кого больше переживали?
-Это невозможно определить. Я почему-то была уверена, что все будут участвовать в финале. В этом году женская двойка хорошо ехала. И я не сомневалась, что девочки смогут побороться за медаль. Но они дрогнули, гонка не пошла Это с опытом придет, только жаль, что он зарабатывается на Играх, а не на других соревнованиях.

-Наша женская четверка все-таки пробилась в финал Пекина и остановилась в полушаге от медали - четвертое место с результатом 6.20,02. Причем проиграли немецкому экипажу всего ничего - 0,46 секунды. Как считаете, им не хватило физических сил или психологической устойчивости?

-Думаю, девчонки немного испугались, видимо, не поверили в свои силы. В этом сезоне на Кубке мира они были третьими, оставив позади немок, значит, могли с ними бороться. Похожая ситуация произошла и на Олимпиаде, правда, в этот раз перевес был у соперниц. Поздно ускорились. Дернись они на два гребка раньше, и эти злосчастные десятые были бы в нашу пользу, а я была бы самой счастливой на свете. До чего же обидно проигрывать такую мелочь! Четвертое место - самое противное, его вообще надо исключить из спорта. Первое, второе, третье, и все остальные.

КОМУ ПОНАДОБИЛОСЬ ВЕСЛО С УКРАИНСКОЙ СИМВОЛИКОЙ?

- Мужской экипаж, не попав в финал, в итоге занял восьмое место. От бронзовых призеров Афин-2004 ожидали большего?
- Да, их выступление стало неприятной неожиданностью. Ведь первую гонку они провели просто потрясающе - уверенно, спокойно, с хорошим временем и великолепной греблей. Но потом они стали совсем на себя не похожи. Перенервничали, конечно же, из-за того, что пропало весло. Кому оно понадобилось - одно из пары с украинской символикой? Это просто бред. За свою более чем 20-летнюю карьеру никогда ничего подобного даже не слышала. Мы, признаюсь, грешили на немок- может, они хотели насолить нашим девочкам, но по ошибке взяли у ребят. Кроме этого, как мне сказали, ребята допустили оплошность. Весла настраиваются в зависимости от ветра, а его направление в Пекине предугадать было сложно. Пока они разминались - ветер изменил направление. Гре- сти на коротком рычаге против ветра тяжелее, а если впереди много экипажей, ты попадаешь в оставляемую ими отбойную волну. Все это в комплексе сказалось на результате: увы, наши парни проиграли и финал В.

- Трудно, должно быть, спортсмену после потери места в заветной шестерке настраиваться на утешительный финал?
- Спортсмены должны бороться за любое, даже предпоследнее, место. Стимул красивой борьбы - соперничество до последнего гребка в каждой гонке. До последнего сантиметра. Если месяц назад ты одной рукой побеждал всех, то сегодня нет никаких гарантий, что и на этом старте тебя снова ждет успех. От сюрпризов, особенно на Олимпиадах, никто не застрахован.

- Бывало ли так как у вас, в Афинах, когда вопреки прогнозам вы пробились в финал Олимпийских игр...
- Когда неожиданно попадаешь в шестерку сильнейших, гребешь изо всех сил. А там, как карта ляжет. В Атланте, например, весло в полуфинале сломалось у россиянок, которые были явными лидерами. Не повезло, но слезами горю не поможешь!

- А чем вас, человека бывалого, удивила гребля на Олимпиаде-2008?

- Больше всего меня порадовал Янсон, который в Афинах-2004 был серебряным призером в одиночке. Очень плотные результаты были в женской одиночке, что не характерно для мелких лодок. Победа болгарки Нейковой, которая, наконец-то, имея серебряную и бронзовую олимпийские награды, «догребла» и до золота. Рост результатов в сборной Польши.

-Наверняка у поляков финансирование совсем на другом уровне...
-Это точно. На год им выделяют 3,5 миллиона евро, а нам около 4 миллионов гривен. А это - восстановление спортсменов, витамины, условия подготовки, инвентарь.

МОЖНО ПОСАДИТЬ ЧЕТЫРЕ ГИББОНА, НО ЛОДКА НЕ ПОЕДЕТ

-Чем вас удивили наши спортсмены в Пекине?
-Мы умудряемся демонстрировать высокие результаты - и в этом чудо и парадокс. Перед отъездом олимпийской сборной, зная подноготную, я предсказывала либо огромный успех, либо огромный провал. Кстати, когда я наблюдала за соревнованиями по стрельбе из лука и пулевой стрельбе, у меня возникла мысль, что Бог просто сжалился над нашими ребятами. Никогда корейцы не выбивают меньше девятки, а в перепалке с нашим Виктором Рубаном стрела соперника угодила в восьмерку. Зная условия, в которых готовятся наши атлеты, украинцы совершили подвиг. Я не преувеличиваю, зная, какие условия для работы были созданы им и нам. Никакого сравнения. В голову приходит грустная мысль: чиновники наденут ордена за эти Олимпийские игры, а спортсменам скажут: «У вас есть медали, значит, все хорошо, и вам ничего не надо». А ведь люди, прославившие страну, в основном нищие. Коммерческие виды спорта еще могут как-то заработать на себя, а гребцов, выходит, должна спасти одна зарплата.

- А призовые места на чемпионатах мира и Европы разве не поощряются денежной премией Международной федерации?
- Все, что гребцы получают от этой организации - это медали. Недавно я вникла в работу Международной федерации, и понять толком не могу, чем она занимается и какие цели преследует. Например, их коллеги по другим видам спорта ищут спонсоров, проводят коммерческие старты. А у нас с каждым годом все хуже и грустнее. А премии и стипендии гребцы получают лишь от государства. Сейчас спортсменов, вроде бы, не обижают. Но меня немного смущает, что футболистам за восьмое место на чемпионате мира дали такие ордена, которых другие спортсмены удостаиваются за олимпийские медали. Они молодцы - не спорю, но как-то обидно. Да если бы мне давали за каждый чемпионат мира такие ордена, я не говорю о медалях, то у меня и груди не хватило бы. Я бы ходила вся увешанная ими, как елка. Ведь ниже восьмого места я практически никогда и не опускалась.

- Так сложилось, что четверки - это «наш» класс лодок, ведь самых больших успехов украинцы добивались именно в составе этого экипажа. Почему другие классы у нас отстают или не развиваются вообще?
- Так сложилось, что тренеры стараются создать именно четверку. Уже традиция такая. Одиночка - специфический класс, который требует физически и особенно морально сильного индивидуалиста. Такие самородки могут появиться в любой стране, где хоть как-то развивается гребля. Одиночка стоит дешевле, чем другие экипажи, да и одного сильного атлета найти намного легче, чем двоих или четверых. Поэтому одиночек на чемпионатах мира порядка 70, двоек парных - около 30, четверок вдвое меньше, а восьмерок - 8 - 10. Мы останавливаемся на четверке, потому что у нас находится 4-5 спортсменов. Они не так сильны в одиночке, но в команде достаточно хороши. Можно посадить четыре гиббона, которые ломают штанги, но лодка не поедет. Восьмерку нам не собрать, и одиночек, которые могли бы претендовать на первую десятку в мире, пока тоже не находится. Может, где-то и есть подходящий спортсмен, но нет специалистов, которые помнят, как готовить одиночек.

В СЕУЛЕ СИДЕЛА ЗА «ШКАФОМ» И РАБОТАЛА

- Вы начинали свою карьеру с четверки, а закончили ее в двойке. Почему решили сменить класс?
- После рождения сына меня уговорили вернуться в греблю. Я согласилась лишь потому, что хотела похудеть после родов. На тренировках стало все получаться. Но как-то мне предложили таблетки, и я отказалась. Во-первых, кормила сына грудью, во-вторых, никогда ничего не принимала. С Натальей Губой мы оказались не у дел, хотя выиграли малый финал чемпионата мира-2003. Старший тренер, отчитываясь за олимпийские лицензии, неизменно утверждал, что на Игры едут четыре спортсменки. Приходилось напоминать - шесть. Когда из-за границы вернулся тренер Дмитрий Рябуха, поработали с ним и вышли в олимпийский финал.

- Чем отличается работа в двойке?
- В двойке - некуда спрятаться. Это маленькая лодка, более нежная и чувствительная. А двойку безрульную мы называем скрипочкой, ведь на ней все погрешности слышны. Полмиллиметра, не туда - и звук уже искажен. В ней необходимо очень чувствовать напарника.

- Вы долго притирались с Наташей, чтобы работать с ней в одном ритме?

- Мы начали работать вместе весной 2003 года. Я обожала первый номер двойки парной. Здесь так слышно лодку! Когда получается подстроиться под загребную, почувствовать лодку, это - невероятное ощущение. Чем легче попадает в темп первый номер, тем легче грести обеим. В Сеуле я сидела на втором месте. В 1987-ми 1990-м работала первым номером.

- Вы просто универсальный командный боец. Неужели вам никогда не хотелось сольной карьеры?
- Изначально было такое желание, но потом пришла к выводу, что я не одиночница, даже по характеру - мне нужен коллектив. Я гонялась в одиночке, выиграла чемпионат СССР, была бронзовым призером открытого чемпионата Франции в 1990 году. Но на чемпионат мира поехала в составе четверки. Политика такова была: зачем везти одиночницу, если она не претендует на призы? Начальству надо отчитаться за результат, а чиновники ведь не понимают разницы между четвертым местом одиночницы, двойки или четверки. Не изменилась политика и сейчас.

Сегодня тоже собирают тот экипаж, который больше, чем другие, имеет шансы попасть в призеры. Например, в мужской четверке распашной безрулевой нереально пробиться в финал. Двадцать лодок приезжают в 8 секун-дах. Влезть в эти сотые и тысячные невозможно. Я считаю такую тактику, когда выбирают более перспективные виды, правильной. Ведь это потом благоприятно сказывается и на спортсменах, и на тренерах.

- Какие новинки появились в гребле за последние десятилетия?
- У нас тоже появились новые технологии, усовершенствовался инвентарь. Сейчас лодки модернизированы, поменялась форма лопатки весла - раньше была классическая, теперь в форме топора. Это способствовало и изменению длины весла. А так все, как и прежде - садятся спиной вперед и «рубают».

РАДУЕТ, ЧТО ЕЩЕ ХОТЬ КТО-ТО ГРЕБЕТ

- Год назад главный тренер Юрий Родионов говорил о позитивной тенденции в академической гребле. Дескать, в финалах международных соревнований украинцев все больше. Значит ли это, что тяжелые времена позади?
- На самом деле, реальность грустная. Радует, что еще хоть кто-то гребет, что еще есть молодежь, которая хочет чего-то добиться. Если не будет тренеров и спортсменов, у нас не будет ничего. Если будет один - это вопреки всему. Когда у нас в последний раз построили бассейн или гребной канал? Хотя бы довели до толку те, что есть - это не так уж дорого. Как можно тренировать спортсмена, если на базе нет раздевалки, нормального туалета, лодки для начинающих гребцов, от которой бы у них не пропало желание заниматься греблей. Ведь нашему инвентарю больше лет, чем мне. А где тренеру взять лишний литр бензина для катера, чтобы обеспечить безопасность этому спортсмену? У нас нет практически ничего.

- Выходит, за времена независимой Украины - никаких изменений в лучшую сторону?
- Слава Богу, сделали пожизненную стипендию призерам Игр, пенсии сборникам. Так что уже с голоду те, кто прославлял и защищал честь страны, не умрут. Премии и финансовая поддержка - это приятно. Но если брать в глобальном плане спортивные сооружения, оценку работы детских тренеров, то радоваться нечему Детей сейчас очень мало, а их наставники получают смешную зарплату. Соответственно, у них и отношение такое к работе. Дорожает аренда бассейнов, спортивная школа заплатить не может, поэтому к решению этой проблемы привлекают родителей. Треть из них может дать деньги, а две трети - нет. Где . гребцам тренироваться зимой? Представляете, какие нужны деньги, чтобы они могли поехать в южные края? Я уже не говорю о тендерах - этом ужасе и кошмаре, из-за которого в министерстве сходят с ума, чтобы приобрести хоть что-то человеческое.

- Чиновники не прислушиваются к вашим аргументам?
- Они не понимают, зачем гребцам такие дорогие лодки. Мол, купите в Херсоне за две тысячи долларов, в пять раз дешевле будет. Ни одному чиновнику не объяснишь, что в такой лодке даже нет смысла ехать на соревнования, ведь она проигрывает конкурентам целую минуту. Это все равно, что «Запорожец» будет гоняться с «Мерседесом». Но они же почему-то для себя делают выбор в пользу немецкого автомобиля. Наши отечественные лодки прекрасны для молодежи, которая только приходит, для внутренних зимних тренировок. Как-то общалась с белорусским тренером, воспитанники которого каждый год становятся призерами мира среди взрослых и молодежи. Он сказал: «У меня есть все условия для работы. Все дали: и детей могу набрать, и поселить их есть где, и финансирование, и новые лодки, еще зачехленные, целая куча. Беспокоит одно. То, что скоро с меня начнут за это спрашивать». Я отвечаю ему: «Так это нормально. У тебя же есть результат сегодня, и завтра будет. Ведь у вас в стране работает тандем талантливого тренера и государства». Я не интересуюсь политикой, для меня это - темный лес. Вы спросите, какого политического цвета политик - я не знаю. Но мне очень понравилось рассуждение белорусского президента: «Лучше я буду строить стадионы и гребные каналы, чем тюрьмы и наркодиспансеры». Это гениально! Великолепно! И его дела не расходятся с делом. У них спорт живет, а население в десять раз меньше, чем у нас.

- Подготовка гребца включает в себя лыжные гонки, тяжелую и легкую атлетику. Что любили больше всего вы?
- С огромнейшим удовольствием бегала и каталась на лыжах. Продолжительность кросса составляла иногда 40 минут или час, а иногда два раза по 40 минут. Делали нам тренеры и контрольные забеги. Например, три километра я преодолевала за 13,20 минут. Это очень медленно для легкоатлета, но великолепно для гребца. Ведь люди моей спортивной специализации крупного телосложения. Я, например, тогда весила около 85 кг.

- Сейчас вы работаете главным специалистом в Национальном олимпийском комитете.Как пришла идея параллельно заняться тренерской деятельностью, и как получается совмещать обязанности?
- Моего тренера, который готовил нас с Наташей к Афинам, пригласили работать за границу. Дмитрий Анатольевич попросил, чтобы я присмотрела за его воспитанницами. А сам уже целый год не возвращается. Его можно понять - он занимается любимым делом, да еще при этом зарабатывает деньги. Пока руководство НОК не идет мне навстречу - я хочу пойти на четверть ставки со свободным графиком работы, выполняя при этом большой объем работы. Главное ведь результат, а не процесс просиживания здесь.

- Бумажная работа - не для вас?
- Мне не нравится строгийграфик - с 9 до 18 часов. Этоменя уничтожает, и это единственная причина, по которой я не хочу здесь работать. А с бумажками, со всеми другими трудностями можно мириться. А вот когда на тренировке я сажусь в катер, забываю обо всем на свете. Это творческий процесс, который поглощает меня с головой. К тому же мне нравится, как девочки ко мне относятся. Сейчас у меня в группе около десяти сборников молодежной команды и взрослой. Катя Козырь на чемпионате мира до 23 лет в четверке была восьмой. Таня Стеколыцикова перешла во взрослую категорию. Наташа Руба теперь тоже моя подопечная.

- А сами вы сейчас тренируетесь?

- Конечно. Благодаря президенту федерации академической гребли киевской области практически все спортсмены имеют абонемент в фитнес-клуб. Придя туда и не попробовать погрести, покачать пресс - ну просто грех. Только «продегустируешь» половину тренажеров - и ты уже потренировался. В последнее время много удавалось лишь раз в неделю вырваться на тренировку. Но планирую трижды наведываться в фитнес-клуб часика на полтора - два. Иногда просто бегаю, особенно если на голову сваливается много проблем.


Ирина ГОЛИНЬКО, газета «СЭ в Украине»

Источник Sport.ua
По теме:
Читайте нас в Telegram

ВАС ЗАИНТЕРЕСУЕТ

Бокс | 25 ноября 2024, 01:47 1

Тайсон вспомнил девятый раунд против Александра