Абрамович терпит неудачу. Какова его роль в переговорах Украины и россии
Миллиардер стремился продемонстрировать влияние за пределами россии, чтобы защитить свою империю
- 05 мая 2022, 21:00
- |
- 05 мая 2022, 22:05
- 11280
- 1
В то время когда сотни украинцев оказались под угрозой смерти на окруженном металлургическом заводе «Азовсталь», российский олигарх Роман Абрамович в прошлом месяце сообщил, что ему удалось добиться вероятного прорыва.
Миллиардер и потенциальный миротворец сообщил официальным лицам в Украине, что в середине апреля он встречался с президентом россии владимиром путиным и «достиг договоренности», которая позволит раненым солдатам и мирным жителям, в том числе детям, покинуть осажденную крепость в Мариуполе. По крайней мере, об этом говорят осведомленные ходом переговоров люди.
Но когда украинские официальные лица запросили подробности о том, как действовать дальше, москва встретила их молчанием. По словам украинской стороны, россия продолжала безостановочно бомбить «Азовсталь» до тех пор, пока Организация Объединенных Наций и Международный комитет Красного Креста не добились от путина отдельного обязательства разрешить эвакуацию некоторых гражданских лиц на этой неделе. Абрамович не участвовал в этих обсуждениях и не представил никаких объяснений прекращения предполагаемой сделки.
Абрамович, сколотивший состояние на российской нефти и владеющий английским футбольным клубом «Челси», уже третий месяц выступает посредником между кремлем и Киевом.
По словам официальных лиц и экспертов США, пока такая схема работает лучше для Абрамовича, чем для народа Украины. Мирные переговоры зашли в тупик из-за продолжающихся атак и растущего числа свидетельств зверств со стороны россии. И все же участие Абрамовича защитило его от шквала санкций, которые Соединенные Штаты обрушили на другую российскую элиту, заявили официальные лица США.
«Это своего рода полезная фикция для Абрамовича, чтобы сохранить жизнь», - сказал Гэвин Уайлд, который до 2019 года занимал должность директора по россии в Совете национальной безопасности. «Говорят, что переговоры определенно были более выгодны для него - и, возможно, даже для москвы - чем для Украины».
Соратники Абрамовича настаивают на искренности его мотивов. «Человеческой природе свойственно думать, что кто-то делает что-то не потому, что он хороший человек, а потому, что он чего-то хочет», - сказал на условиях анонимности коллега по бизнесу, сославшись на деликатность роли Абрамовича. «Люди, которые имеют влияние, ценят Романа».
Украинские официальные лица описали свое взаимодействие с ним более взвешенно, заявив, что они старались не слишком доверять олигарху с такими давними связями с кремлем, признавая при этом, что он единственный собеседник, который, по-видимому, имеет прямое отношение к кремлю и доступ к путину.
«На данном этапе это единственный канал, который работает на практике», - сказал один чиновник, добавив, что, хотя Абрамович был надежным каналом связи с российским лидером, «решение принимает исключительно путин».
Пресс-секретарь Абрамовича не ответила на запросы о комментариях по поводу этой ситуации.
Преобразовывая себя в тайного дипломата, Абрамович пошел дальше, чем другие российские олигархи, в использовании политических связей и призывах о помощи для защиты собственной финансовой империи, которая понесла значительный ущерб в результате войны. Это авантюра, которая рискует в конечном итоге иметь неприятные последствия, разоблачая его связи с российским президентом - связи, которые он ранее категорически отрицал.
Абрамович заручился поддержкой из неожиданных источников, включая президента Украины Владимира Зеленского, который настаивал на том, чтобы президент США Джо Байден и премьер-министр Великобритании Борис Джонсон воздерживались от введения санкций против Абрамовича, пока он служил каналом связи с путиным.
По словам официальных лиц, Байден согласился предоставить Абрамовичу отсрочку после просьбы Зеленского, которая казалась почти непреднамеренной. В марте Байден воспользовался телефонным разговором с Зеленским, чтобы обсудить меры, которые администрация планировала объявить для поддержки Украины, включая санкции против списка россиян. По словам источников, когда Зеленский услышал имя Абрамовича, он попросил администрацию Байдена подождать в надежде, что этот олигарх сможет оказаться полезным в переговорах с кремлем. О вмешательстве Зеленского впервые сообщил Wall Street Journal.
Соратник Абрамовича утверждает, что Зеленский также просил Джонсона воздержаться от введения санкций против олигарха, но более высокий авторитет Абрамовича в Британии и политическое давление на Джонсона сделали такой шаг несостоятельным. Представитель Джонсона отказался от комментариев. Абрамович попал под санкции Великобритании в марте.
К тому времени 55-летний Абрамович организовал отдельное обращение к правительству США с участием известных израильских учреждений, которые в последние годы получили от него пожертвования на сотни миллионов долларов. Среди них был Яд ва-Шем, официальный израильский мемориал Холокоста, где решение председателя защищать Абрамовича вызвало негативную реакцию внутри организации.
Лоббистские усилия Абрамовича также достигли палат британского парламента. В первые дни войны законодатели от лейбористской партии, в том числе Крис Брайант, выступили с резкими речами в Палате общин, призывая наложить санкции на Абрамовича и лишить его прав собственности на «Челси».
Брайант сказал в интервью, что затем он получил сообщения и звонки от коллег из Консервативной партии, в которых его призывали отступить, ссылаясь на роль Абрамовича в мирных переговорах. Брайант отказался назвать этих участников, но поделился содержанием сообщений.
Один из членов сказал, что с ним связался представитель правительства Зеленского, который просил убедить Брайанта «перестать говорить что-либо об Абрамовиче публично. Мы находимся в разгаре деликатных переговоров с ним. Слова Криса вредят этому».
«Было ясно, что Абрамович и его союзники пытались сделать все возможное, чтобы удержать его от перекрестных санкций», - сказал Брайант.
В то же время Абрамович делал открытые призывы о предотвращении британских санкций, некоторые из которых имели неприятные последствия.
Через два дня после вторжения россии в Украину он передал контроль над своей футбольной командой «Челси» благотворительной организации клуба, видимо, надеясь, что это положит конец призывам к лишению его прав собственности. Когда это не сработало, он продолжил планы по продаже клуба и пообещал пожертвовать чистую выручку жертвам войны.
Этот жест разозлил британских чиновников, когда стало ясно, что Абрамович намерен дать деньги семьям не только в Украине, но и в россии. «Для меня это не было поддержкой украинцев», - сказал Кевин Холлинрейк, член парламента от консерваторов. «Он не осудил путина. Он не осудил вторжение. На мой взгляд, он явно на стороне путина».
Результаты манипуляций Абрамовича неоднозначны. Отсрочка санкций в США дала ему два месяца на то, чтобы продать активы, накопить наличные и предпринять другие шаги для защиты своего состояния.
Однако британские меры уже сказались. В конечном итоге он был вынужден выставить «Челси» на продажу на условиях, навязанных британским правительством, которые призваны помешать ему получить прибыль и вместо этого использовать вырученные средства для помощи Украине.
Согласно публичным документам, Абрамович передал контроль над инвестициями в британские компании и офшорные инвестиционные фирмы давним партнерам только для того, чтобы увидеть, как эти люди сами станут объектами британских санкций. Согласно сообщениям в СМИ, отслеживающим движения судов, несколько его яхт и частных самолетов были перемещены в Турцию и другие юрисдикции вне досягаемости западных властей.
Другие активы, в том числе особняк с 15 спальнями возле Кенсингтонского дворца, были заморожены, а это означает, что он не может продать недвижимость. Остров Джерси - коронное владение Великобритании - который долгое время служил налоговым убежищем для богатеев, 12 апреля заморозил счета Абрамовича примерно на 7 миллиардов долларов.
Европейский союз предпринял аналогичные шаги, сославшись на «давние и тесные связи Абрамовича с путиным» и «привилегированный доступ к президенту». Франция конфисковала его поместье стоимостью 120 миллионов долларов на мысе Антиб, среди предыдущих владельцев которого был герцог Виндзорский после его отречения от британского престола в 1936 году.
В совокупности эти меры уничтожили состояние Абрамовича, которое когда-то оценивалось в 14,5 миллиардов долларов. Но эксперты заявили, что санкции США могут нанести еще больший ущерб из-за всепроникающей роли доллара в глобальных транзакциях.
Активы Абрамовича в США оцениваются в миллиарды долларов. Ему принадлежит 29% акций сталелитейного конгломерата Evraz, который управляет шестью производственными площадками в США. Согласно документам и сообщениям в СМИ, он инвестировал огромные суммы в американские хедж-фонды и фонды прямых инвестиций и владеет роскошной недвижимостью, включая дом площадью 1300 квадратных метров недалеко от Аспена, штат Колорадо.
Санкции США не только заморозят эти активы, но и фактически лишат Абрамовича возможности проводить операции в американской валюте.
Израильский призыв против санкций
Абрамович начал маневрировать, чтобы избежать такой возможности еще до того, как россия вторглась в Украину, используя связи, которые он налаживал в Израиле с 2014 года, вскоре после аннексии Крыма россией.
В начале февраля, когда администрация Байдена начала давать понять, что готовится применить карательные экономические меры, если россия вторгнется в Украину, семь руководителей известных израильских учреждений направили письмо послу США в Израиле Томасу Найдсу с просьбой пощадить Абрамовича, который является евреем и имеет израильское гражданство.
«Мы настоятельно призываем вас учитывать положение и значение Романа Абрамовича для общества и Израиля», - говорится в письме от 6 февраля. «Мы хотели бы предупредить, что любые действия против него будут не только несправедливыми, но и окажут негативное влияние на еврейский мир и Израиль».
Среди подписантов были президент Тель-Авивского университета; директор Медицинского центра Шиба, крупнейшей больницы Израиля; главный раввин Израиля; генеральный директор фонда «Город Давида», ультраправой группы по археологии и развитию, действующей в Восточном Иерусалиме; и Дани Даян, председатель Яд ва-Шема, израильского мемориала Холокоста.
По словам официальных лиц Яд ва-Шем, осведомленных в этом вопросе, в момент подписания письма, Даян как раз заканчивал переговоры с Абрамовичем о пожертвовании организации не менее 10 миллионов долларов со стороны олигарха.
Исследователи и официальные лица Яд ва-Шем предоставили противоречивые сведения о том, была ли какая-либо связь между пожертвованием и подписью. Два члена организации подчеркнули, что им сказали, что пожертвование было обусловлено готовностью Яд ва-Шем одобрить письмо и помочь делу Абрамовича против санкций.
«Абрамович сказал, что, поскольку он сделал пожертвование, Яд ва-Шем должен подписать обращение. Было совершенно ясно, что это условие», - сказал Иегуда Бауэр, 96-летний израильский историк, который является научным советником организации. В интервью Бауэр подчеркнул, что предупредил Даяна, что подписание письма будет «катастрофой», поскольку вовлечет аполитичный истеблишмент в эпицентр глобального дипломатического шторма.
«Никогда раньше не было спонсора, который пытался бы использовать Яд ва-Шем в личных или политических целях», - утверждает Бауэр.
Даян отрицал, что вклад Абрамовича зависел от подписания им письма. «Тот, кто утверждает обратное, не знает фактов», - сказал он.
Он подчеркнул, что подписал письмо, опасаясь, что санкции лишат Яд ва-Шем этого пожертвования и будущих пожертвований одного из его самых щедрых спонсоров. По словам Даяна, сбор средств Яд ва-Шем резко сократился во время пандемии коронавируса, и обещанных Абрамовичем денег было бы достаточно, чтобы удвоить его исследовательский бюджет.
Даже когда 10 марта Абрамович попал под санкции Великобритании, Яд ва-Шем не решался разорвать отношения с олигархом. Позже в тот же день организация опубликовала заявление, в котором говорилось, что она приостанавливает свое «стратегическое партнерство» с Абрамовичем. Но Даян первоначально отказывался поступать так, заявили официальные лица, и ненадолго подумывал об отставке.
Формулировка заявления вызвала дополнительные внутренние трения. Бауэр сказал, что опасается, что описание разрыва с Абрамовичем как приостановки сотрудничества оставляет открытой возможность получения денег от олигарха в будущем. «Приостановка означает, что вы вернетесь к этому вопросу в какой-то момент», - сказал он. Бауэр также добавил, что пригрозил обнародовать свои опасения, прежде чем Даян заверил его, что произойдет «полный разрыв».
Даян сказал, что решение защитить Абрамовича на фоне российской агрессии против Украины нанесло ущерб репутации Яд ва-Шем. «Было ли это ошибкой? Да. Повредило ли это Яд ва-Шем? Да, и именно поэтому я сожалею об этом», - сказал он.
Представители Яд ва-Шем заявили, что организация не получала и не примет никакой части пожертвования от Абрамовича. Другие организации, представленные в письме, не брали на себя подобных обязательств.
Высокопоставленный сотрудник посольства США заявил, что не ответил на письмо. Другие официальные лица США заявили, что письмо не было направлено в Вашингтон и не учитывалось при принятии решения о введении санкций против Абрамовича.
В последние годы Израиль стал важным убежищем для Абрамовича.
Рожденный от еврейских родителей и осиротевший в возрасте 3 лет, Абрамович получил израильское гражданство в 2018 году, когда его пребыванию в Великобритании угрожала реакция страны на предполагаемое отравление россией бывшего офицера военной разведки Сергея Скрипаля и его дочери в Солсбери, Англия. В дополнение к санкциям против россии и высылке подозреваемых российских агентов британское правительство задержало рассмотрение запроса Абрамовича о продлении его визы. Это был выдающийся упрек для олигарха, которого приветствовали, если не прославляли, в Лондоне с тех пор, как в 2003 году он купил «Челси» и превратил его в чемпиона.
В Израиле Абрамович купил дом в прибрежном городе Герцлия за 70 миллионов долларов, что на тот момент было самой большой суммой, когда-либо потраченной на израильскую резиденцию. Он также приобрел отель «Варсано» примерно за 30 миллионов долларов у Ярона Варсано в престижном районе Неве-Цедек в Тель-Авиве. Проект по удвоению размера отеля был остановлен с середины марта, когда против Абрамовича были введены санкции.
Министр иностранных дел Израиля Яир Лапид пообещал, что Израиль «не будет способом обойти санкции против россии, введенные Соединенными Штатами или другими западными странами». На частной встрече с министрами правительства он предупредил членов кабинета, чтобы они не отвечали на звонки олигархов, ищущих помощи. На той же встрече Лапид «выразил свое недовольство» письмом, направленным послу США.
«Очень приземленный, очень скромный»
Абрамович входит в старую гвардию российских олигархов, сколотивших свои первые состояния во время президентства Бориса Ельцина, когда государство продавало с аукционов запасы российской нефти и другие ресурсы в сделках, часто сфальсифицированных или отмеченных предполагаемой коррупцией. В 1995 году Абрамович с помощью близкого к Ельцину партнера заплатил около 100 миллионов долларов за контрольный пакет акций нефтяного бизнеса, который он десять лет спустя продал подконтрольному кремлю «Газпрому» за 13 миллиардов долларов.
Первоначально Абрамович не входил в ближайшее окружение путина, но снискал расположение российского лидера, проявляя уважение, которое другие олигархи не смогли продемонстрировать. Например, Абрамович провел годы на посту губернатора отдаленной сибирской провинции (Чукотки - прим.) - назначение, которое эксперты по россии расценили как испытание на лояльность, навязанное путиным.
По словам источников, участвовавших в переговорах, Абрамович не был первым выбором Украины в качестве канала связи с кремлем. Украинцы склонялись к посредничеству двух других олигархов, включая Михаила Фридмана, банковского и нефтяного миллиардера, родившегося в Украине. К ним обращались, но получили отказ.
24 февраля, когда началось вторжение, к Абрамовичу, по словам причастных к этому людей, обратился украинский кино- и телепродюсер, который работал с Зеленским во время его актерской карьеры и имел обширные контакты в Израиле и россии. Абрамович согласился принять участие в мирных переговорах после получения одобрения от путина.
Украинские официальные лица, осведомленные о ходе переговоров, описали Абрамовича как кроткого посредника, который более склонен, чем члены официальной российской делегации, к тому, чтобы прислушиваться к украинской позиции.
Абрамович «очень приземленный, очень скромный. Он не приходит и не цитирует кремлевскую пропаганду», - сказал один из украинских чиновников. Кочуя туда и обратно в Киев, Абрамович видел некоторые бойни, устроенные российскими войсками, и подвергал себя физической опасности. По словам официальных лиц, в марте ему оказали медицинскую помощь после того, как он и другие участники переговоров подверглись воздействию предположительного яда.
По словам официальных лиц и соратников, Абрамович работал над согласованием коридоров эвакуации из пострадавших от бомбардировок городов и обменом захваченными солдатами. Увенчались ли успехом его усилия, остается неясным. Украина неоднократно обвиняла россию в игнорировании или нарушении предполагаемых соглашений об эвакуации и прекращении огня.
Неспособность переговоров определить какой-либо путь к прекращению войны, однако, повышает риски для Абрамовича. Зеленский недавно предупредил, что Украина полностью откажется от переговоров, если заблокированные люди в Мариуполе пострадают или если россия проведет референдумы по захвату оккупированных территорий. «Там ли мы? Нет», - сказал Рустем Умеров, депутат украинского парламента, участвующий в переговорах с россией. «Но мы близко».
Во вторник россия возобновила штурм «Азовстали». При отсутствии заметного прогресса на пути к миру и обвинении Байденом российских войск в военных преступлениях, основания для защиты Абрамовича от санкций, похоже, размываются.
«Есть общее отчаяние между ним и Киевом, чтобы избежать худших возможных результатов», - сказал Уайлд, бывший сотрудник Совета национальной безопасности США. «Но, по иронии судьбы, его личное дело против санкций также является его самым большим ограничивающим фактором: он просто не имеет большого влияния в москве».