Война в Украине доказывает, что Россия больше не сверхдержава
Что думают о российской военной агрессии в США?
- 17 марта 2022, 06:15
- |
- 17 марта 2022, 17:51
- 25450
- 11
Террористические бомбардировки Россией украинских городов могут выглядеть проявлением силы. Миллионы людей стали беженцами, а здания превратились в руины. Но через три недели после катастрофической ошибки Владимира Путина настоящая история заключается в слабости России.
Провал путинского блицкрига больше не кажется следствием неудачного планирования. Скорее всего, он свидетельствует о дефиците военной мощи. Российский лидер просчитался, полагая, что правительство Зеленского сбежит, позволяя Киеву угодить в его лапы. Но пересмотренная тактика, которую сейчас использует Кремль, категорически не является тактикой боевой силы XXI века.
Первый день путинской глупости, 24 февраля, весьма показателен в ретроспективе. Россия начала свое вторжение словно под копирку из сборника пьес сверхдержавы, написанного Соединенными Штатами и их союзниками во время войны в Персидском заливе 1991 года. Собрав крупные наземные силы, россияне запустили высокоточные ракеты, чтобы вывести из строя радары, зенитные батареи и взлетно-посадочные полосы по всей Украине.
Цель таких точечных ударов - ослепить противника и посадить его самолеты на землю, предоставив атакующим силам контроль над небом. Затем авиация осуществляет защиту танков и войск, когда они уверенно продвигаются вперед.
Как заметил Джастин Бронк из Королевского объединенного института оборонных исследований - одного из старейших и лучших в мире военных аналитических центров: «Этого никогда не случалось с Россией. Шаг 1 не привел к шагу 2. Россия не установила превосходство в воздухе. Ее танки и пехота тут же увязли, дав время украинским бойцам расставить мины, укрепить позиции и спланировать засады».
Бронк сразу же это заметил и обнародовал в эссе от 28 февраля, которое носило название «Таинственное дело о пропаже российских ВВС». С тех пор аналитики наблюдают за ситуации в небе, и констатируют, что там мало что изменилось. Когда официальное московское информационное агентство ТАСС заявило о полном превосходстве России в воздухе, можно было с уверенностью заключить, что этого никогда не произойдет.
Размышляя над столь загадочным случаем, Бронк привел следующие данные: пилоты ВВС России проводят в воздухе около 100 часов в год. Это все, что может себе позволить третьеразрядная экономика. Сто часов в год в среднем составляют менее 20 минут в день.
«Российское руководство может не решиться на крупномасштабные боевые операции, которые выявят разрыв между внешним восприятием и реальными возможностями», - предположил Бронк. Несмотря на огромные расходы на современные самолеты, российские генералы предпочли бы оставить их угрожающе припаркованными на взлетно-посадочных полосах, чем допустить, чтобы они некомпетентно летали в бою.
Неспособность развить первоначальную демонстрацию современной мощи обнажает еще одну слабость России: ее высокоточные боеприпасы, похоже, в дефиците. Будь то управляемые с помощью лазера или GPS, «умные» бомбы все больше становятся ключевым аргументом в войне XXI века. Даже вооруженные силы небольших западных стран достаточно укомплектованы в этом аспекте. Например, Великобритания имеет в своем арсенале примерно девять «умных» бомб на каждую «тупую», по словам эксперта по обороне Эксетерского университета Майкла Кларка, который подсчитал, что в России соотношение обратное: девять «тупых» бомб на одну «умную».
Это может объяснить недавние российские операции в Сирии. Как и в Украине, Путин приказал проводить массированные бомбардировки с использованием устаревшего оружия. Но некоторые западные аналитики тогда предполагали, что Путин делает подобное, чтобы внести путаницу в вопрос о том, кто на самом деле наносит ущерб инфраструктуре - вроде как Сирия, а не Россия.
Теперь Путин забрасывает Украину «тупыми» бомбами, и неразберихи больше нет. Его первоначальный залп высокоточных боеприпасов, очевидно, был лишь притворным запугиванием. И это могло бы сработать, если бы Президент Украины Владимир Зеленский не настоял на своем. Вместо этого оказывается, что российская армия увязла в 1970 году.
Это вскрывает еще одну ее слабость. Не имея высокоточных боеприпасов, Россия при штурмах украинских городов вынуждена полагаться на относительно низколетящие бомбардировщики и наземную артиллерию. Это неизбежно приводит к большему числу сбитых украинским сопротивлением целей, что приносит больше трупов российских солдат и летчиков - и больше горя на их родине.
Неудивительно, что Путин, как сообщается, умоляет о помощи китайского лидера Си Цзиньпина. Если бы его собственная военная машина была достаточно сильна, мы бы это уже увидели, потому что даже заблуждающийся московский диктатор понимает, что он ведет борьбу за свою жизнь. Есть опасения, что Путин в отчаянии прибегнет к химическому оружию - самому «тупому» из всех бомб.
И это та сила, которую Россия так стремилась заполучить. Путин создал ее, когда мир был относительно дружелюбным, но результат оказался пустым, как пиньята (мексиканская по происхождению полая игрушка довольно крупных размеров, изготовленная из папье-маше или легкой оберточной бумаги с орнаментом и украшениями - прим. ред.). У него нет надежды заполнить зияющие пробелы в своих силах, в то время как беспрецедентные экономические санкции перекрывают ему доступ к деньгам и технологиям.
Ядерный арсенал России защитит ее от прямой военной агрессии (хотя речь не идет о том, чтобы кто-то угрожал ей нападением). Но фиаско в Украине - это конец статуса России как сверхдержавы. В своей одержимости Путин добился лишь ничем не спровоцированного разоблачения настоящих масштабов упадка своей нации.
Дэвид фон Дреле, The Washington Post