Алексей ЖИТНИК: «Олимпийское золото Альбервиля казалось приключением»
Олимпийский чемпион Альбервилля-1992 спустя 30 лет вспомнил о триумфе на Олимпиаде
- 29 января 2022, 09:55
- |
- 29 января 2022, 16:46
- 7030
- 4
Тогда ему было 19 и он стал первым и поныне единственным воспитанником украинского хоккея, который поднимался на олимпийский пьедестал. В тот момент Алексей Житник представлял московское ЦСКА, но все хорошо помнили, что хоккейное становление он прошел в киевском «Соколе» Анатолия Богданова.
В этом интервью Sport.ua легендарный хоккеист вспомнил события 30-летней давности, но воспоминаниями о пути к олимпийской вершине в Альбервилле-1992 не ограничился и поделился мыслями о предстоящих зимних Играх в Пекине.
- Алексей, на Олимпиаде-1992 вы были одним из самых молодых в составе Объединенной команде. Очень нервничали перед стартом?
- Не скажу, что слишком сильно. К Олимпиаде готовишься не в течение какого-нибудь небольшого отрезка, а всю жизнь. Кому-то везет впервые попасть на эти соревнования 30-летним, а я в 19 стал чемпионом. Это было моей мечтой с первых шагов в хоккее. Я готовил себя морально к таким поединкам ежедневно, едва стал на коньки. Для меня с детства было только первое место. Второе считалось провалом. В Альбервилль мы поехали уверенными в своих силах. Нас не смущало то, что многие великие игроки калибра Фетисова, Ларионова, Буре, Федорова или Могильного уже выступали в НХЛ и соответственно помочь сборной на Олимпиаде не могли. Мы знали, что способны выиграть даже без их помощи. То есть теми силами, которые выступали в последнем чемпионате СССР. Из легионеров у нас тогда были только Вячеслав Быков и Андрей Хомутов из швейцарского «Фрибура». К Олимпиаде мы подошли в идеальной физической форме. Это был разгар клубного сезона. В течение месяца сборов в лагере сборной мы поработали чисто над тактикой, большинством и меньшинством.
- В ЦСКА из «Сокола» за год до того вы переходили именно для того, чтобы пробиться в состав олимпийской команды?
- Нет. Меня в сборную вызвали из «Сокола». А с молодежкой я успел выиграть серебро на чемпионате мира в Канаде и золото - в Германии. В ЦСКА меня забрали служить. Такие были времена.
- Согласитесь, попасть в число 23 избранных, будучи игроком «Сокола», вам было бы гораздо сложнее. Особенно с учетом того, что вы тогда еще не были на ведущих ролях.
- Возможно. Однако не стал бы недооценивать тот «Сокол». За первую команду киевлян я уже успел отыграть два сезона. Спасибо Анатолию Богданову, что доверял тогда молодым игрокам, что мы не сидели на скамейке, а имели много игровой практики. Да, спрашивали с нас на уровне с опытными хоккеистами. Но кто хотел, тот мог себя проявить. Я своим шансом воспользовался. Примечательно, что на Кубок Канады в 1990-м Виктор Тихонов звал меня еще из «Сокола». Понимаете, играть в одной команде с такими мастерами, как Валерий Ширяев, Сергей Горбушин, Анатолий Степанищев, Юрий Шундров бесценно. Опыта, который помог мне безболезненно влиться в сборную СССР, я набрался в Киеве. В этом аспекте мне очень повезло. Не зря ведь говорят, что мало быть талантливым - нужно оказаться в нужном месте с правильными людьми.
- Кто требовательнее - Тихонов или Богданов?
- Это два разных тренера. Оба требовательные, жесткие, но это требование нашего вида спорта. Дисциплина была железная. При этом тот и другой тренеры позволяли себя проявить. Они не боялись доверять молодым игрокам. Нагрузки в «Соколе» были, возможно, даже выше, чем в ЦСКА. Могу об этом говорить утвердительно, ведь я прошел с киевлянами две предсезонки, а с москвичами одну. После «Сокола» в ЦСКА меня в хоккейном аспекте не удивляло уже ничего. Трудно сначала было из-за того, что впервые в жизни уехал надолго с родительского дома, весь год прожил на базе один. Помогло то, что коллектив в ЦСКА был великолепным, мы в течение года выиграли немало турниров. Повезло также и в том, что весь сезон удалось избежать травм. Да, у ЦСКА на фоне распада СССР были финансовые проблемы. Но мы тогда хотели играть в хоккей и не обращали внимания на трудности. Поскольку понимали, что шанс выступить на Олимпиаде может выпасть один раз в жизни.
- Тихонов общался с вами с глазу на глаз?
- Бывало. За пределами катка Виктор Васильевич был обычным человеком. Мог спокойно поговорить на любые темы, расспросить о жизни, послушать, подыскать. В работе все было по-другому. Это и не удивительно, ведь в случае неудачи в первую очередь летит тренерская голова. Тихонов знал, как выигрывать Олимпиады и чемпионаты мира. Он требовал очень строго, и это приносило результат.
- На Олимпиаде тренер нашел вам место в звене, где не было ни одного игрока ЦСКА.
- Выступал в «динамовской» пятерке. С Димой Юшкевичем, с которым играл в паре в защите, мы действовали вместе еще в составе молодежи. Тройка нападающих Ковалев - Жамнов - Петренко тоже была полностью из московского «Динамо». В основном я играл против этих ребят, сначала в чемпионате СССР, а затем и в НХЛ. Но в Альбервилле мы смогли найти общий язык и выполнили то, что от нас требовал тренерский штаб. При условии, что у нас была, можно сказать, молодежная пятерка. Леше Ковалеву тогда вообще было всего 18.
В принципе, в олимпийской команде образца 1992 года не было базового клуба и разделения на звенья по клубному признаку. Были игроки из московских «Спартака», «Динамо», ЦСКА и «Крыльев Советов». А пять-семь представителей «Сокола» в то время, к слову, регулярно вызывались в ряды второй сборной Союза.
- Сегодня принято говорить, что единственным воспитанником украинского хоккея, который становился олимпийским чемпионом, был Житник. Но в звене с вами играл рожденный в Харькове Сергей Петренко.
- Сергей является воспитанником харьковского «Динамо», за которое, собственно, и начинал профессиональную карьеру. Но он уезжал из родного города совсем ребенком, потом 18-летним переехал в московское «Динамо» и больше в Украину вроде бы не возвращался. Давно мы с Петренко не общались. Лет 10 или 15 назад предыдущий раз. Видел, что сейчас Сергей работает тренером в Твери.
Фото из открытых источников. Сергей Петренко
- «Динамовское» звено было четвертым в чемпионской команде Альбервилля. Соответственно, функции были в основном разрушительными?
- Нет. Сейчас в НХЛ и ведущих европейских чемпионатах существует разделение - две пятерки атакующего толка, а две других разрушительные. Атакующие пятерки выходят на большинство и имеют задачу делать результат. В начале 90-х все четыре пятерки разделяли обязанности равномерно, в частности, выходя на большинство и меньшинство.
- В Мерибеле, где проходил олимпийский хоккейный турнир Игр-1992, вы забросили одну шайбу.
- Французам броском от синей линии. Больше не забивал, поскольку в атаку подключался нечасто. Тогда это не сильно приветствовалось.
- Самыми результативными в составе ОК тогда стали Андрей Хомутов (14 очков), Вячеслав Быков (11) и Юрий Хмылев (10). Их можно назвать лидерами команды?
- Они и играли в одной тройке нападающих. Первой. А вторую составляли спартаковцы Борщевский, Болдин и Прохоров. Все это - опытные ребята, чемпионы мира. Они уже имели опыт игр на таком уровне и делали результат.
- Единственное поражение в восьми матчах на Олимпиаде Объединенная команда потерпела от команды Чехословакии.
- Чехи всегда были опасны своим неприятным стилем. Он далеко не энхаэловский. Команда играет от обороны, вяжет игру. С ними тяжело играть. Возишься впереди, а соперник поставил стенку и пробить ее невозможно. Однако этот стиль помог Чехословакии победить в отдельно взятом матче, а не на турнире в целом. Это главное. Основные матчи начинаются со стадии плей-офф, где одна ошибка может означать завершение турнира. Если в НХЛ победитель определяется по итогам серий и, соответственно, случайности мало реальны, то в турнирах типа Олимпиад или чемпионатов мира в играх на выбывание нужно быть максимально собранными от первой секунды и до заключительной.
- В свою очередь Канаду вы тогда победили дважды - в группе и в финале.
- У них тогда была мощная команда. Почти все ребята были задрафтованы в НХЛ уже или задрафтовались в будущем. Конечно, главные звезды - вратарь Шон Бурк и нападающий Эрик Линдрос. Финал был очень напряженным. Все четыре шайбы были заброшены в третьем периоде. Окончательно сломили мы соперников только за минуту до завершения основного времени, когда забил Быков. Не менее тяжелой была и игра группового турнира, которую мы выиграли 5:4. Вообще, за последние 30 лет олимпийские турниры по хоккею стали очень непредсказуемыми. Почти каждый раз появляется новый чемпион: 1992 - Объединенная команда, 1994 - Швеция, 1998 - Чехия, 2002 - Канада, 2006 - Швеция, 2010 и 2014 - Канада, 2018 - ОКР. При этом не нужно забывать, как тяжело досталась россиянам победа над немцами в финале предыдущих Игр в Пхенчхане. Они спаслись за секунду до истечения основного времени. Если бы не спаслись, сенсация была бы громче, чем американское «Чудо на льду» в 1980-м.
Getty Images/Global Images Ukraine
- Олимпиада - это, по сути, не просто соревнование, а фестиваль спорта. Это событие запоминается не только победами или поражениями, но и атмосферой.
- В Альбервилле это чувствовалось не так сильно, поскольку единой олимпийской деревни тогда не было. Спортсмены по разным видам были разбросаны по разным населенным пунктам. Мы вместе с остальными хоккейными командами жили в гостинице горнолыжного комплекса, в горах, далеко от города. С биатлонистами, бобслеистами и лыжниками не пересекались. У нас в Мерибеле был только хоккей. Приехал в отель, покушал, поспал, поехал на каток, отыграл или потренировался - все. Рутинная работа. Только с телекартинки Олимпиада выглядит фестивалем. Разве только когда уже отсоревновался и еще остаешься на несколько дней, тогда есть возможность посмотреть город, посетить какие-нибудь соревнования в статусе зрителя, пообщаться. Но хоккеисты заняты с первого дня и до последнего. Времени на передышку нет.
Вот, например, до меня в Альбервилле олимпийским чемпионом стал другой украинец, фигурист Виктор Петренко. Я знал об этом, но выступлений его не видел. А познакомились мы вообще на прошлой неделе, через 30 лет после того, как стали олимпийскими чемпионами.
Читайте также: Виктор ПЕТРЕНКО: «В Альбервилле чувствовали, что представляем Украину»
- Хоккеисты славятся умением праздновать победы. Как отпраздновали золото представители Объединенной команды?
- Не поверите, скромно, без приключений. То есть всю ночь гуляли, но в пределах разумного, никто ничего резонансного не натворил. Красной линии не переходили. А утром уехали в аэропорт и вернулись в Москву. Мы понимали, что через считанные дни - продолжение внутреннего чемпионата, а незадолго после этого должны были готовиться к чемпионату мира. К тому же мы все были молодыми, мечтали о карьерах в НХЛ. Понимали, что олимпийской победой все только начинается, поэтому сильно впадать в чувство эйфории не стоит.
- На следующую свою Олимпиаду вы поехали через шесть лет и уже в совсем ином статусе. Игры-1998 в Нагано были для хоккея особенными, ведь в них впервые участвовали представители НХЛ.
- До сих пор досадно, что мы тогда провели такой сильный турнир, но проиграли в финале. Судьбу олимпийского золота решил мой добрый друг, вратарь сборной Чехии Доминик Гашек. В четвертьфинале он едва не в одиночку победил американцев, в полуфинале - канадцев, а в финале сборную России. Говорят, что вратарь - полкоманды. Так Гашек был для Чехии процентами восьмидесятью. Он потащил просто все.
Это при условии, что играл против лучших. За Канаду тогда выступали Уэйн Грецки, Джо Сакик, Стив Айзерман, Роб Блэйк, тот же Линдрос, в воротах Патрик Руа и Мартин Бродо. У американцев были Крис Челиос, Брайан Лич, Брэд Халл, вратарь Майк Рихтер. Павел Буре в Нагано проводил выдающийся турнир, забросил в полуфинале финнам пять шайб. А в финале обыграть Гашека не смог. Вообще уже после первого периода было очевидно, что золото выиграет тот, кто забросит первым. Игра была закрытой, обе команды придерживались европейского стиля, который лично мне не очень нравится. Конечно, не будь в воротах Чехии Гашека, все сложилось бы по-другому. Но он не пропустил ни разу, а другой мой товарищ Петр Свобода, с которым тоже успел немного поиграть за «Баффало Сейбрз», после выигранного чехами вбрасывания бросил сходу от синей. Вратарь Миша Шталенков был закрыт и шайба влетела в верхний угол. Так и проиграли 0:1.
Конечно, разочарование после поражения было огромным. На первой Олимпиаде все казалось приключением и выглядело, что таких финалов в жизни будет еще много. Так же думал, когда вместе с «Лос-Анджелес Кингз» в 1993-м проиграл в финале Кубка Стэнли «Монреаль Канадиенс». Вес таких матчей, их исключительность чувствуешь только с годами, с опытом. В итоге в финале Кубка Стэнли в своей жизни я после того играл только раз, в 1999-м, когда мы дошли до решающей стадии вместе с «Баффало» благодаря тому же Гашеку и уступили там «Далласу». А возможности еще раз выступить на Олимпиаде после 1998-го вообще больше не было. Несмотря на поражение в финале, горжусь, что принимал участие на Играх в Нагано-1998. Думаю, это был сильнейший олимпийский хоккейный турнир в истории по качеству игры и подбору игроков.
- Фаворитов предстоящего олимпийского турнира в Пекине для себя определили?
- Очень жаль, что не будет там представителей НХЛ. Это был бы совсем другой хоккей. Но сути дела это не меняет. Игра на Олимпиаде не может быть низкосортной. Просто победителя предсказать почти невозможно. Уверен, шансы на золото имеют семь-восемь сборных. Может, по людям убедительнее выглядят Финляндия или Россия. Но это очень условно, поскольку большую роль будет играть текущая готовность команд к такому скоротечному турниру. Финны этим составом играли в финалах двух последних чемпионатов мира, но у них одна из самых взрослых команд Олимпиады, средний возраст, если не ошибаюсь, 36 лет. Посмотрим, как они справятся с нагрузками. Во всяком случае, на золото будут претендовать обе скандинавские команды - Финляндия и Швеция. Даже несмотря на то, что состав у шведов выглядит не таким звездным, как у их соперников. Я не удивлюсь, если чемпионами станут Швейцария или Германия, сборные, у которых сильные внутренние первенства.