Почему Месси и Роналду обречены быть среди номинантов премии ФИФА The Best

Аргентинец и португалец в топ-3 соискателей на награду – лишь отражение нынешней модели голосования

Сегодня в штаб-квартире ФИФА в Цюрихе в виртуальном формате состоится подведение итогов футбольного года, и вручение целого ряда наград, инициированных организацией. «Вишенкой» на торте обещает стать, конечно же, премия, вручаемая лучшему футболисту уходящего года, именуемая The Best FIFA Men's Player.

В отличие от журнала France Football, редакция которого еще в июле приняла решение не вручать свою престижную премию «Золотой мяч», функционеры ФИФА предпочли не идти на столь радикальные шаги. Оно и понятно - награда The Best была основана лишь в начале 2017 года, а потому ей только предстоит обрасти солидностью и заработать максимум уважения среди футбольных специалистов.

Изначально на получение награды The Best FIFA Men's Player в 2020 году претендовало 11 кандидатов. В итоге восьмерых из них (Вирджила ван Дейка, Мохаммеда Салаха, Серхио Рамоса, Неймара, Килиана Мбаппе, Садио Мане, Кевина Де Брюйне и Тьяго Алькантару), так скажем, «отцепили» на ходу, а в списке реальных претендентов остались только трое - Роберт Левандовски, Криштиану Роналду и Лионель Месси. И если появление поляка в этом списке наверняка не вызовет никаких вопросов у подавляющего большинства любителей футбола, то вот по звездным португальцу и аргентинцу, невзирая на их достижения и прежние регалии, могут быть сомнения.

Дело в том, что уходящий год однозначно не был лучшим в карьере Роналду или Месси. Португалец наколотил в составе «Ювентуса» 31 гол в 33 поединках Серии А-2019/20, и помог «Старой синьоре» добыть очередное чемпионство, однако лучшим голеадром первенства с 36 голами стал Чиро Иммобиле из «Лацио». Да и в Лиге чемпионов «Ювентус» бесславно уступил дорогу «Лиону» еще на стадии 1/8 финала. Конечно, можно вести речь о том, что перерыв между первым и ответным матчами итальянцев и французов затянулся на пять месяцев из-за вспыхнувшей в Европе пандемии коронавируса, однако вряд ли подобное может быть серьезным оправданием для команды калибра «Ювентуса».

Лионель Месси в минувшем сезоне забил 25 голов в 33 поединках Ла Лиги. Этого оказалось достаточно, чтобы снова стать лучшим бомбардиром испанского чемпионата, однако для самого аргентинца такой показатель забитых мячей стал наименьшим в лиге с сезона-2008/09, когда на его счету было 23 гола. Говорить о низком количестве проведенных поединков также не приходится: их в активе Лео оказалось более чем достаточно (33, причем 32 - в стартовом составе). Более того, «Барселона» на финише чемпионата умудрилась разбазарить все имеющееся очковое преимущество над «Реалом», и подарила возможность мадридцам вернуть себе титул чемпиона Испании. В Лиге чемпионов же «блаугранас» и вовсе стали объектом насмешек и главной сенсацией всего минувшего розыгрыша. Их сокрушительное поражение (2:8) в четвертьфинале от «Баварии» надолго будет оставаться в памяти болельщиков, да и большинства футболистов каталонской команды также, ведь именно после того провала в прессу просочились сплетни о желании Месси покинуть клуб, которые впоследствии материализовались в приснопамятный бурофакс.


Твиттер Баварии

Почему же в финальную тройку претендентов на The Best FIFA Men's Player наряду с машиной-бомбардиром Робертом Левандовски попали не, скажем, Кевин Де Брюйне (13 голов и фантастические 20 ассистов в 35 поединках АПЛ в минувшем сезоне) или Килиан Мбаппе, сумевший в исторический первый раз выбраться со своим ПСЖ в финал Лиги чемпионов, а все те же «мастодонты» Роналду и Месси? На самом деле, все очень просто, и суть этого заключается в самой модели голосования на выявления номинантов и обладателя награды.

Изначальный шорт-лист из 11 претендентов на премию The Best FIFA Men's Player, основанный на их достижениях в период с 20 июля 2019 года по 7 октября 2020 года, был составлен группой экспертов ФИФА по мужскому футболу. После этого в ход пошли голосования, отданные на откуп четырем различным группам: капитанам и тренерам национальных сборных, ассоциации которых являются членами ФИФА, журналистам из этих стран, а также болельщикам. Последние имели возможность высказать свои предпочтения путем голосования на веб-сайте организации.

Сама система голосования, внедряемая ФИФА, предполагает очень разношерстную структуру выборщиков. С одной стороны за лучшего футболиста уходящего года голосуют известные и авторитетные эксперты, тренеры и топовые игроки, прекрасно понимающие игру и существующие в ней современные тенденции, но с другой к выбору победителя широко привлекается огромная масса людей, отдающих свой голос, скажем так, по памяти, а не из-за реальной вовлеченности в происходящее в футболе.

К примеру, если журналисты в своих оценках хотя бы стремятся к определенной беспристрастности и объективности (конечно, исключения случаются), дорожа своей репутацией, то вот болельщики, имеющие 25%-ный удельный вес в итогах голосования, наверняка куда больше подвержены соблазну кликнуть напротив фамилии хорошо известного им за прошедшее десятилетие кумира, отдав таким образом дополнительную дань уважения его прежним заслугам. Это уже не голос разума, а порыв души, или импульс, идущий прямиком от сердца.

Когда все результаты собираются воедино, то достаточно часто итог получается таким, который для многих кажется несправедливым, если оценивать конкретные достижения в футболе за год, и исходить из внимательного анализа десятка футбольных матчей, просмотренных еженедельно. Иными словами, голоса тех, кто отдает игре № 1 огромную частичку себя нивелируются тем, что во внимание берутся мнения людей, чьи познания и понимание футбола никто и никак не способен не то, чтобы проверить, но и банально оценить.

Очевидно, что внутри ФИФА прекрасно понимают сложность ситуации, а также тот факт, что их награда в этом смысле достаточно уязвима для критики, нежели вручаемый редакцией France Football «Золотой мяч», где в выборе лучшего футболиста года принимают участие исключительно журналисты из разных стран, что делает выборку как минимум теоретически более взвешенной и репрезентативной.


Твиттер Ювентуса

Впрочем, пока изменить модель голосования по выбору лучшего футболиста года, которому вручается премия The Best FIFA Men's Player, в ФИФА не могут. Поговаривают, что президент организации Джанни Инфантино лично заинтересован в сохранении существующего положения вещей. Это дает боссу возможность продемонстрировать свой «шаг навстречу» людям и функционерам, находящимся на периферии футбола. Да, они не столь полезны для ФИФА в плане повышения прибыльности организации прямо сейчас, зато оказывают существенное влияние на выборы президента организации, проходящие каждые четыре года. Плюс ко всему ФИФА очень важно поддерживать статус организации, пропагандирующей развитие футбола во всех странах мира. Это позволяет со временем улучшать экономические показатели ассоциативных членов, и в теории способно благотворно сказаться и на самой Международной федерации футбола.

Что касается болельщиков, то здесь также все очень просто и объяснимо. Давая право голоса им, ФИФА делает себя, как говорится, ближе к народу - мол, смотрите, мы даем вам возможность высказаться и обязательно учтем каждый голос, в отличие от конкурентов, чьи награды являются банально учетом голосов избранных.

Не стоит забывать, что пандемия коронавируса, распространившаяся по планете в уходящем году, существенно подкосила многие сфера жизнедеятельности, и футбол не стал исключением. Многие турниры были отменены (Евро-2020), другие доигрывались по сокращенному варианту (как, например, Лига чемпионов и Лига Европы), а потому анализировать выступления претендентов на этом фоне было куда сложнее, чем обычно. В этой связи всегда на первый план выходят консерваторы, предлагающие, если уж и проводить награждение, то отдать трофей проверенному временем человеку, а не тому, кто в историческом плане может оказаться «бабочкой-однодневкой».

Поэтому сложно осуждать тех, кто в столь сложный год снова принял решение отдать свой голос Лионелю Месси или Криштиану Роналду, даже несмотря на то, что их достижения и результаты на этот раз были далеки от привычных. Гораздо интереснее, что было бы с тройкой претендентов, если бы, скажем, «Пари Сен-Жермен» выиграл Лигу чемпионов, а Неймар в финале отправил два или три гола в сетку ворот «Баварии»… Оказался бы тогда бразилец в топ-3 претендентов, и на чьем месте - Месси или Роналду? Хотя, скорее всего, он все равно бы занял место Левандовски, а не двух гениев современности, которые просто обречены быть среди претендентов на премию ФИФА, являясь заложниками собственной популярности и системы, позволяющей подобное.

Алексей Сливченко Sport.ua
По теме:
Читайте нас в Telegram

ВАС ЗАИНТЕРЕСУЕТ

Футбол | 01 мая 2024, 08:01 2

Гарри догнал Мбаппе (у обоих – по 8), но французу еще предстоит играть с «Боруссией Д»

Комментарии