От «нового Зидана» до изгоя. Что случилось с Самиром Насри?

Крах одного из самых одаренных французских футболистов

«Иногда лучше молчать, но я так не могу. У меня получалось в детстве - тогда я приходил домой с комком в горле. Так что сейчас я говорю все, что думаю - и не важно, если кому-то мои слова не по душе».

Самир Насри пришел к этому выводу в больнице, где 12 дней лечился от вирусного менингита. Его не навещала толпа друзей и знакомых - только пара человек. Эта ситуация прекрасно проиллюстрировала, насколько обманчивы люди и насколько хрупки отношения.

Ему было 20 лет, и он решил, что не будет молчать. Если что-то хочется сказать, он скажет - и черт с ними, с теми, кому это не нравится. Лучше быть собой и хорошо спать по ночам, что строить из себя кого-то другого.

Конечно, не обошлось и без сожалений. К 33 годам невозможно не чувствовать горечь, связанную с результатами предыдущих решений. Из «Марселя» в «Арсенал», из «Манчестер Сити» в «Севилью», из «Антальяспора» в «Вест Хэм», «Андерлехт», и вот теперь… куда?

Переход в бельгийский клуб, где уже играл его бывший одноклубник Венсан Компани, сопровождался фанфарами. «Le petit prince est arrivé!» - кричали бельгийцы. Сейчас, когда состоялось скоропостижное прощание, не было ни возгласов, ни пожеланий. Спортивный директор Мишель Версхурен покачал головой и признал, что подписание француза было ошибкой. Занавес.

Так и получается, что Насри, поигравший в топ-клубах Европы, остается без будущего. Кто бы мог подумать, что все к этому придет? В свое время казалось, что перед нами - бескрайний талант, обреченный на успех.

«Самир сейчас - это человек-невидимка, - считает французский журналист, телеведущий и писатель Филипп Оклер. - Начните разговор о нем во Франции, и он всегда будет проходить одинаково: «Да, Насри, точно. А что с ним случилось?» Люди с трудом понимают, как он дошел до жизни такой, растратив свой невероятный талант. Он был настолько одарен, что умом сложно понять, как все так получилось».

«Это большой, очень большой талант, - считает Хосе Аниго, в свой время подаривший Самиру его дебют в составе «Марселя». - Это было что-то с чем-то. Но его беда - характер. Я не говорю, что он у него плохой - Самир парень хороший, - но он у него определенно сложный. Он много говорит. Когда ему было 17, он вещал в раздевалке так, будто ему 30. А для футболиста иногда лучше держать язык за зубами. Правда - это хорошо, но она часто вредит карьере».

***

Девятое марта 2010 года. Лондон.

«Арсенал» выигрывает у «Порту» со счетом 2:0 - 3:2 по сумме двух матчей. Но «Эмирейтс» в напряжении - на табло 63 минута, и все возможно. Тут мяч получает Насри на правом фланге. Перед ним - три соперника, и пройти их так просто не получится. Можно идти к флажку, но там Раул Мейрелеш мешается. Приходится отступать, а затем, ловко удерживая мяч то правой, то левой, пройти мимо Кристиана Родригеса и Альваро Перейры и забить один из самых ярких голов того сезона.

В этом был весь Насри. Он принимал решения моментально и забивал красиво. Мало кто мог похвастаться такой техникой. Большинство соперников были не готовы к его нестандартным решениям.

«Его голы - это результат отличного первого касания, ума, таланта и спокойствия», - говорил Арсен Венгер.

Тогда Самира журнал France Football признал игроком года по Франции. Можно даже сказать, что непопадание в сборную ему только помогло - полузащитник сосредоточился на «Арсенале» и всерьез претендовал на звание игрока года. Рио Фердинанд был уверен, что он этого заслужил.

В конце турбулентного сезона, когда «Арсенал» опять остался ни с чем, Насри открыто говорил о своем желании что-то выиграть.

«Мы уже получаем огромную зарплату. Моя цель - построить сильную карьеру и выигрывать трофеи. Я стремлюсь к титулам. Я играю, потому что я люблю этот спорт и эмоции от побед. Без титулов «Золотой мяч» не выиграть».

***

Когда Сеск Фабрегас перешел в «Барселону», в «Арсенале» никто не злился. Он пришел в клуб в возрасте 16 лет и пробыл в нем восемь лет. Мы понимали, что возвращение в Каталонию неизбежно, и Венгер был даже благодарен судьбе за то, что испанец пробыл в клубе на год дольше, чем они рассчитывали.

Когда Самир Насри ушел в «Манчестер Сити», настроение лондонцев уже было другим. Ему было 24, как и Фабрегасу, но он в команде не пробыл и трех лет. Он свое «не отслужил», хотя его контракт переставал действовать всего через 12 месяцев.

«Манчестер Юнайтед» тоже был заинтересован: в Париже даже прошла секретная встреча Насри и сэра Алекса Фергюсона. Как и в случае с Азаром, сделка не состоялась из-за «завышенных требований» агента. Когда в конце лета к гонке подписался «Сити», стало понятно, кто выиграет - команда, чьи финансы измерялись в баррелях, была более чем готова выплатить какие угодно бонусы.

В результате вся Англия стала воспринимать Насри не как спортсмена, который жаждал новых свершений, а как жадного до денег наемника, которому важнее всего толщина собственного кошелька. Не удивительно, что фанаты «Арсенала» были вне себя, сначала выкрикивая оскорбления в адрес футболиста, а затем и в адрес Стэна Кронке, владельца команды. «Хватит жлобиться!».

Давление не помешало Насри играть достойно, и через несколько дней он покинул Лондон с гордо поднятой головой. В конце месяца «Юнайтед» разгромил «Арсенал» со счетом 8:2 на «Олд Траффорд», вынудив тем самым «канониров» отчаянно пытаться подписать хоть кого-то. Переманить удалось Пера Мертезакера, Пак Чу Ёна, Андре Сантоса, Микеля Артету и Йосси Бенаюна.

Арсен Венгер тем временем не скрывал своего отношения к бывшему подопечному: «В «Манчестер Сити» игроки идут не за трофеями, а за деньгами».

Традиционное, но стремительно устаревавшее оскорбление. Когда к «Сити» присоединились Коло Тоуре и Эммануэль Адебайор, он был слабее «Арсенала», но в 2011 году «горожане» уже находились выше «канониров» и праздновали победу в кубке Англии. Сам же лондонский клуб стремительно терял своих главных звезд. Насри не сомневался в своем выборе. «Вы сами на таблицу посмотрите», - говорил он всем неверующим.

Но помимо денег и амбиций была и другая причина - гордость.

Насри был прямо-таки оскорблен тем, как «Арсенал» подошел к переговорам о продлении контракта. «Я начал переговоры в октябре 2010 года и сказал им прямо, что хочу остаться, - рассказывал француз после своего перехода в «Сити». - В декабре я получил ответ. Я назвал свои цифры, и мне пообещали ответить в феврале. В феврале никто не ответил - все были заняты. Я ждал, ждал, ждал… а затем, когда мне ответили в июне, было уже поздно».

Как другой представитель «Арсенала» того времени заметил, «Самир был обозлен, потому что переговоры специально затягивались. Клуб впоследствии очень пытался его переубедить, но тот уже все решил. Будем честны, «Сити» был идеальным вариантом для него как с финансовой, так и со спортивной точки зрения. Но даже если бы «Сити» не был заинтересован, он бы просто дождался окончания контракта и ушел. Он просто был оскорблен. Он - из тех, кто всегда рассуждает об уважении. Если Самир считает, что вы его не уважаете, что вы от него уже ничего не добьетесь».

***

21 марта, 2012 год. Манчестер.

Уже почти не оставалось времени взять заветный первый титул АПЛ. «Сити» остался позади «Манчестер Юнайтед», и вот на «Этихаде» гол забил «Челси». На замену вышел Карлос Тевес, от которого ждали чудес, однако именно Насри запомнился всем зрителем. То был его лучший момент в Манчестере, когда после пенальти Агуэро француз вырвал победу.

Ярких моментов было немало: ассист трех голов против «Тоттенхэма», гол в финале Кубка Лиги 2014, важнейший мяч против «Вест Хэма» в мае 2014… с ним в центре «Сити» заткнул фанатов «Арсенала», которые кричали, что трофеи шейхи не купят.

«Надеюсь, они смотрели, как мне вручали медаль АПЛ, - без стеснений говорил Насри в 2012. - Кажется, «Арсенал» уже много лет ничего не выигрывал».

Как и многие другие, Насри с трудом работал с тренером Роберто Манчини. Впрочем, наряду с Марио Балотелли он принадлежал к небольшому числу тех, кто мог заставить других смириться со стилем итальянского тренера. Сам же Манчини признавался, что его так раздражала нестабильность Насри, что ему хотелось хорошенько ему врезать. Шутка, конечно, но не без доли правды. «Иногда футболистам кажется, что играть можно вполсилы». Эти слова разгневали Насри, который, тем не менее, с «грустью» узнал о том, что Манчини уволили.

«Самир - один из самых одаренных игроков, с которыми я работал - а я редко нахваливаю игроков», - говорил Майка Ричардс из «Сити».

Насри и правда был очень успешен в «Сити», но в то же время он был менее стабилен, чем в «Арсенале». Он был менее скандальным игроком, чем Галлас или Эммануэль Фримпонг, однако не все одноклубники его любили. В «Сити» было больше лидеров, и болтливость Насри нравилась не всем.


Твиттер Манчестер Сити

Преемником Манчини стал Мануэль Пеллегрини, и он дал Насри больше пространства для творческой деятельности. Увы, тут помешали травмы - и лишний вес. Когда командой стал управлять Пеп Гвардиола, он сразу же указал на то, что французу нужно было худеть. Это, на самом деле, старая проблема, ведь еще в «Арсенале» игрок вел постоянный бой с лишними килограммами. Источники даже утверждали, что когда играли сборные, полузащитник отправлялся в итальянские спа с целью похудеть.

«Самир никогда особо не пил, но кушал он немало. Нынче большинство лучших игроков не просто футболисты - они атлеты. Самир - хороший футболист, но атлетом его не назвать», - вспоминал источник.

Среди других проблем можно назвать манеру вождения Насри. Удивительно, как много людей готовы ему это припомнить. Десятки штрафов за превышение скорости, множество жалоб на опасную езду - Самир не любил ждать и не любил следовать правилам. Ну и напоследок не будем забывать, что в «Сити» Насри просто многих раздражал. Такой он был человек - кто-то считал его прямолинейность очаровательной, а кто-то терпеть его не мог.

***

Пару месяцев назад Насри решил поностальгировать и поделиться в своем Instagram фотографией.

На фото можно увидеть молодежную команду Франции из финала Евро-2004. Тогда французы переиграли испанцев, в составе которых выступал Жерард Пике и Сеск Фабрегас. Тогда Насри забил решающий гол.

«Что за команда!» - написал он. И правда, мы видим много узнаваемых лиц. Вон он Насри под десятым номером. Вот Хатем Бен Арфа, готовый тогда к дебюту в «Лионе». Вот Жереми Менез из «Сошо». Столько талантов, что Карим Бензема (тоже из «Лиона») остался на лавке запасных.

Во Франции их называли «Поколением 87», но почему-то из всех тех талантов разве что Карим Бензема оправдал ожидания.

«Талантов было много, очень много - не только Самир, - считает Аниго. - И они поиграли за хорошие клубы, но я считаю, что только Бензема может похвастаться хорошей карьерой. Он был стабилен в «Лионе» и «Реале» - всего двух клубах. А вот остальные все время переезжали. Это вредно для карьеры».

Насри был успешнее Бен Арфа или Менеза, но и он стал сильно сдавать. Он провел 41 матч за сборную, но запомнился скорее негативом. На Евро-2008 его обвиняли в неуважении к старшим товарищам, на ЧМ-2010 он не попал из-за запрета Доменека. На Евро-2012 он забил Англии, но затем рассорился с журналистом и получил очередной бан. На ЧМ-2014 он опять не попал - на этот раз его проигнорировал Дешам. В результате из сборной Насри ушел в 27 лет. Здесь его просили больше молчать, делать, что говорят, и не высовываться. Он такое потерпеть не мог.

Нельзя забывать, как в 2008 году Насри разгневал Галласа, усевшись на место Тьерри Анри в командном автобусе. Это было начало долгой ссоры с Галласом. В то время как полузащитник считал, что инцидент и выеденного яйца не стоил, многие другие, и в том числе Доменек, не одобрили такое вопиющее неуважение к ветерану клуба.

Источники утверждают, что Насри в принципе презирал какую-либо иерархию. «Он уважает людей, но и судит их он сам. Если от него потребовать кого-то уважать только из-за статуса, возраста или должности, то он только рукой махнет».

Так и получается, что чаще всего у Насри были плохие отношения и с одноклубниками, и с тренерами. Он уважал Блана больше, чем Доменека или Дешама, но когда Блан не поддержал его во время Евро-2012, полузащитник свое мнение переменил. И он до сих пор не простил руководству сборной за то, что оно по большей части игнорировало его, Бензема и Бен Арфа. Алжирцы и тунисцы не вписываются в картину сборной, говорил он, но все обвинения в расизме давно растворились на фоне побед многонациональной сборной Франции, которая и думать не думала о Насри к моменту своего триумфа в России.

***

В сезоне 2016/17 Насри оказался в «Севилье», где сдружился с Хорхе Сампаоли. «Мы были хорошими друзьями - он был скорее приятель, чем тренер. Я ему так нравился, что он просто сказал «приезжай, можешь пить, ходить по ночным клубам, что угодно, лишь бы играл хорошо».

И он играл хорошо - помогло то, что наконец удалось избавиться от оков фланга и перебраться в полузащиту. Разыгравшийся француз стал «кислородом» для «Севильи», если говорить словами Сампаоли.


Твиттер Севильи

Но вскоре вновь пошли скандалы. Во время зимнего перерыва Насри оказался в Лос-Анджелесе, где он заскочил в клинику под названием Drip Doctors - «премиальный центр витаминотерапии и восстановления». После того, как клиника выложила в Twitter фото Насри, тот добавил сам, что помимо витаминов Drip Doctors предоставили ему полный комплект услуг интимного характера. Разумеется, запись была удалена, а футболист извинился, но осадочек остался неприятный. Что еще хуже, вскоре им заинтересовалось Международное антидопинговое агентство, которое не одобрило такие вот самовольные внутривенные вливания и инъекции.

«Лос-Анджелес испортил мой сезон, - признался Насри, чей переход в «Севилью» на постоянной основе сорвался из-за потенциального бана. - «Инъекция витаминов была более чем легальной - у меня даже был рецепт, однако они вкололи намного больше, чем я ожидал. Я был убит - я думал, что получу двухлетний запрет. Я после вообще играть не хотел. Я был потерян, испуган и зол. Я не появлялся на футбольном поле больше, потому что для меня всё было потеряно».

В феврале 2018 года, спустя 14 месяцев после инцидента, Насри был отстранен от спорта на шесть месяцев. Затем срок увеличили на 18 месяцев, а затем опять уменьшили после апелляции. К тому времени он ушёл из «Севильи», на какое-то время вернулся в «Сити», присоединился и ушел из «Антальяспора», ничем не запомнившись. И вот теперь запрет. После этого только знакомый ему Пеллегрини согласился его подписать - специалист тогда работал в «Вест Хэме».

Здесь он был неплох, и даже помог обыграть «Арсенал», но в целом «молотобойцы» обошлись и без француза, который ушел в конце сезона. Далее последовал «Андерлехт», где довериться Насри попросил Компани. Это доверие он не оправдал, выйдя на поле всего пять раз и пролежав большую часть времени в лазарете. Более того, он разгневал руководство, слетав в Дубай во время карантина, и даже не сообщив никому об этом. «Это все неправда», - говорил он журналисту из L'Equipe. Не удивительно, что когда он ушел, грустить никто не стал.

***

Футбол знает много историй о талантливых футболистах, так и не оправдавших ожиданий. Обычно такие истории не рассказывают про игроков, 41 раз поигравших в сборных и дважды праздновавших чемпионство АПЛ. Что же пошло не так?

Жестче всего по нему пришёлся Роберто Манчини: «у Самира огромный талант, но его отдача не идет с ними ни в какое сравнение. Он не понимал, что нужно всегда отдаваться на все сто. Меня это очень расстраивает - я сделал все, чтобы он оказался в «Сити», а в ответ он довольствовался голым минимумом».

«Он искренне любит футбол, - говорил Блан. - Он понимает его. Учитывая его таланты, он должен был забить гораздо больше. Он пренебрёг техникой».

Филипп Оклер уверен, что Насри не только невероятно одарен, но и прекрасно знает об этом. Его расстраивает только то, как малого он в итоге добился. Что любопытно, с этим скандалист Насри не спорит - его бы даже оскорбило утверждение, что его карьера отражает его реальные умения.

«Мог бы я больше? Наверное, да. Точнее, безусловно да. Иногда я просто не был профессионалом. Я не говорю про футбол, а про мой стиль жизни».

Сейчас Самиру Насри 33 года. Последние три года он провел практически без игровой практики. Может ли он еще что-то предложить? Те, кто с ним играл, уверен, что ему следует выбрать лигу помягче и медленнее, а сам футболист только пожимает плечами. Уверен он только в одном - что рано или поздно он станет тренером «Марселя».

«Футбол - это мир лицемеров, но когда я смотрю в зеркало, я вижу человека благородного, который никогда не изменял себе. Кто-то скажет, что я заносчив или горд, но я просто честен. Если я вам нравлюсь, ладно. Если не нравлюсь, это тоже ничего».

Текст: The Athletic
Перевод и адаптация Денис КОШЕЛЕВ

Сергей Цыба Источник: The Athletic
По теме:
Читайте нас в Telegram

ВАС ЗАИНТЕРЕСУЕТ

Бокс | 23 ноября 2024, 23:33 0

Бывший чемпион мира отдает предпочтение Тайсону

Комментарии