ВЕЙИЧ: «В финале Хорваты победят Испанию 5:0!»
Защитник «Томи» и сборной Хорватии пока сыграл лишь 2 игры за сборную, но полон оптимизма перед Евро
- 26 мая 2008, 15:50
- |
- 807
- 0
Список международных игр с участием 30-летнего Хрвое Вейича занял у меня шесть строчек блокнота: четыре отборочные за «молодежку» и две неполные товарищеские - против Румынии и Норвегии - за первую сборную Хорватии. Поможет ли ему пополнить этот список официальными играми Славен Билич, включивший в состав на Евро томского хорвата? И насколько пророчески Хрвое «прочертил» путь своей сборной до финала, где она, по его словам, «со счетом 5:1 обыграет испанцев»?
«НА ВЕСЬ ГОРОД - ОДИН ТАКСИСТ»
Так случается: вроде играет человек в российском чемпионате уже четвертый год, а информации о нем - кот наплакал. Поэтому я решила задать самый наивный из всех возможных журналистских вопросов:
- Хрвое, расскажите о себе?
А он совсем не обиделся. Будто только и ждал этого вопроса.
Призывник Билича родился в Плоче - шеститысячном городке Хорватии с одной гостиницей и одним таксистом.
- Понятия не имею, кого он там возит, - шутит Хрвое. И в ответ на вопрос, чем занимаются его родные, смеется:
- Сестре - восемнадцать, а она уже сбежала в Загреб и танцует в клубе спортивные танцы. У старшего брата - серьезный бизнес, а он, как мальчишка, рвет бутсы в третьем дивизионе… А папа-адвокат однажды попробовал сыграть в футбол - вернулся домой с пульсом под двести и неделю не вылезал из кровати.
В Хорватии младший Вейич четыре года отыграл в «маленьком» «Загребе», а потом перешел в «большой» «Хайдук». Там его в 27 лет едва ли не единогласно избрали капитаном. А клуб в том же году, после трехлетнего перерыва, вернул себе чемпионство!
- Я человек открытый, - признается Хрвое, - и руководство клуба меня штрафовало постоянно! Я ходил и высказывал им все, что не мог держать в душе. В Хорватии, когда нет денег, появляются спонсоры. А спонсор говорит: «Этот футболист мне нравится - я ему буду платить деньги. А этому - не буду!»
- И у вас был спонсор?
- Да, но когда даже он задержал мне зарплату на полгода, я не выдержал - и дал интервью в газеты. Я раскритиковал руководство. Меня оштрафовали и пригрозили: «Мы тебя выгоним!»
- Выгнали?
- Нет. Через некоторое время даже дали капитанскую повязку. Я, когда приезжаю в Сплит, всегда иду к ним на стадион. У клуба долги, все счета заблокированы - а он работает и мечтает о чемпионстве!
«ИЗ СИБИРИ ДО ХОРВАТИИ - СУТКИ»
- Из Хорватии меня не выпускали, - признается игрок, - пока, подписывая новый контракт, я не настоял: за определенную сумму имею право уехать в первый же иностранный клуб, который меня позовет. И тут - Томск! Я понятия не имел, где этот Томск находится. Заглянул в Интернет, а там - одна фотография. «О, какой чудный город! - подумал я. - Надо лететь». И в тот же день подписал контракт. Потом выяснилось, что они улицу Ленина сфотографировали - центральную в Томске…
- Когда увидели остальные - пожалели?
- Поначалу тяжело было. Представьте, жил-жил у моря - и вдруг в Сибирь переехал. А из Сибири легче в Бразилию улететь, чем домой. Я в последний раз на родину сутки добирался: долетел до Москвы - прямого рейса в Хорватию нет. Полетел во Франкфурт, из Франкфурта - в Загреб, из Загреба - в Дубровник и из Дубровника - на машине ехал.
- Как у вас с жильем в Томске?
- Ничего «люксового»… но квартира большая, - хвалится, - девяносто квадратных метров!
- Пельмешки лепите на ужин?
- Нет! Готовить так и не научился. Проникся любовью к вечерним тренировкам, после них мы ужинаем на базе.
- А почему хотели сбежать из Томска? Говорят, в прошлом году в «Томи» четыре месяца деньги не платили…
- Да, ну… К этому я еще в Хорватии привык! «Томь» потеряла спонсора, но потом выкрутилась - и зарплату давала всегда. Меня убило то, что условия подготовки были на уровне третьего дивизиона. Мы же на сборе не в теплой Голландии тренировались, а бегали в Кисловодске при минус пяти по снегу и льду! Я по снегу ходить умею, но не бегать. И еще, - Хрвое шепчет, и лицо его мрачнеет, - вы не представляете, сколько часов мы проводим на базе: если две тренировки, то приезжаем в одиннадцать утра, а уезжаем в девять вечера! Игра в субботу - на базе закрывают уже в четверг. А меня в Хорватию отпускают, только если я четыре желтые карточки получаю и играть уже не имею права.
- Так получайте!
- Не умею я.
- Так научитесь.
- Не буду.
- Вы, я читала, до переезда в Томск говорили, что с Сибирью у вас одна ассоциация - тюрьмы…
- Это я Карла Штайнера начитался. «Благодаря» его книге «Семь тысяч дней в Сибири» все в Хорватии думают, что, кроме тюрем, в Сибири нет ничего.
«МЫ - НЕОБЫЧНЫЕ ПАССАЖИРЫ!»
- Какое определение больше всего подходит Вейичу - игроку сборной Хорватии? Может, невезучий?
- Попали в точку! Я ведь еще на прошлом Евро мог сыграть. Меня Отто Барич (бывший тренер сборной Хорватии. - Прим. ред.) собрался вызвать, - а я, играя за «Хайдук», получил травму. А в прошлом году приехал на матч против России и на тренировке перед игрой мышцу дернул - полгода потом уколы колол… А еще, когда меня взяли на игру с Австрией, - там мороз ударил, минус пятнадцать, а поле без подогрева - потренировались мы на льду - и домой поехали. Вот опять в Австрию собираюсь. Только бы там летом снег не выпал!..
- Из-за рисунка на форме хорватов называют «шахматными», из-за техники - «европейскими бразильцами». Но самое точное определение - «интернациональные»: братья Ковачи и Класнич родились в Германии, Да Сильва - в Бразилии, Петрич - в Швейцарии, Шимунич - в Австралии…
- …но когда мы приезжаем в сборную, то забываем о месте рождения. Бразилец наш, Да Сильва уже много лет живет в Хорватии, женился, выучил язык…
- Как хорваты умудрились прошлой осенью выиграть у Англии на «Уэмбли» - 3:2?
- При счете 2:2 наши болельщики закричали нам: «Хотим победы! Победы!» И Петрич забил третий гол.
- А мы-то думали, он о России вспомнил…
- Он, как и другие, вспомнил о том, что до игры было.
- И что же?
- Бритиши нас в аэропорту даже не встретили! Мы отстояли в очереди, как обычные пассажиры, полчаса пешком шли до автобуса, а нашего руководителя, у которого зазвонил телефон во время покупки газеты, - он вышел с ней на улицу, - арестовали «за кражу», - вспоминает Хрвое, - вот такое английское гостеприимство! Ну, мы на них чуть-чуть и обиделись…
- Даже страшно представить, что на чемпионате Европы будет с теми, на кого вы обидитесь посильнее.
- На чемпионате Европы мы сначала обыграем австрийцев - чтобы весело отпраздновать мой день рождения (8 июня Вейичу исполняется 31 год, и в этот же день хорваты играют с австрийцами. - Прим. ред.). Привет спартаковцу Штранцлю, удачи ему, но только не в первой игре! Потом обыграем немцев 3:0.
- Стоп, стоп, Хрвое - не зарывайтесь!
- Ах, да… Еще поляки. Третий матч в группе, сложный соперник… Но бояться нечего!
Тут Вейич увлекается и за пять минут расписывает на альбомном листе весь предполагаемый путь его сборной на чемпионате Европы:
- Россия выйдет из группы, но потом проиграет Франции, - просчитывает Хрвое. - А Хорватия встретится в финале с Испанией, потому что в хорошей форме Торрес. А можно мне, - просит футболист, - поставить напротив нашей финальной игры вопрос?
- Вы едете в Австрию, не веря, что выиграете чемпионат?
- Ну, тогда, - «соглашается» Хрвое, - 5:1. Пусть все закончится красиво!
- После матча на «Уэмбли» все закончилось красиво? Говорят, кое у кого из хорватов появились новые машины…
- Да у нас и так у всех есть хорошие машины! А Федун ваш не прав: почему владелец «Спартака» пообещал авто только трем лучшим футболистам - играли-то все! Дал бы штук пятнадцать - может, президент нашей федерации и разрешил нам забрать подарки Федуна.
«ГЛАВНОЕ - ВЕРНУТЬСЯ К ПОЛУНОЧИ»
- В сборной Билича, - признается Хрвое, - у меня ни разу не было ощущения, что Славен - босс, а мы - обычные работники. В футбол он с нами не играет: после операции на спине ему нельзя. Зато его помощники Асанович и Просинечки потолстели, но мастерство не растеряли. Мы все общаемся на «ты». Мы - друзья. Любой футболист, если чувствует себя уставшим, может подойти к Биличу и получить позволение пропустить тренировку. Славен разрешает нам все: выпить после обеда пива или вина, съесть пиццу. И он страшно расстроился, когда Олич, Срна и Балабан вечером убежали с базы в ночной клуб.
- А что тогда произошло? Рассказывали, перед игрой с Россией осенью 2006-го Славен в утренних новостях увидел «святую троицу» по телевизору - в ночном клубе под пулями хулиганов.
- Перестрелка началась в четыре утра - и туда сразу приехали газетчики. Вот они-то и позвонили Биличу: «А почему в клубе были ваши игроки?» А ребята в это время уже спали в номерах. Билич заглянул к ним и сказал, что вернет их в сборную не раньше следующей игры.
- А как они вообще сбежали с базы сборной Хорватии?
- Базу сборной в Хорватии недостроили, поэтому мы живем и тренируемся в Словении (хорваты готовятся там к матчам уже 15 лет. - Прим. ред.). А там из гостиницы после тренировки можно отправляться куда угодно, главное - успеть вернуться за полчаса до полуночи.
- Хрвое, ваш агент дружит с Биличем?
- Нет! Он с ним знаком. С Биличем дружу я! Так что Крижанац в своем интервью чуточку ошибся, - шутит Вейич, вспоминая слова защитника «Зенита» о том, что в хорватскую сборную берут якобы по блату. - Почти все мы выступаем за рубежом. И я могу вам точно сказать, что в сборной Хорватии нет ни одного игрока, дела которого вел бы футбольный агент - брат Билича. А Крижанацу надо было не «плевать в колодец», а ждать своего шанса. Но Славен не злопамятный: недавно он сам позвонил Ивице - и теперь они могут работать вместе.
- По-русски это называется - спелись. Вы, кстати, на концертах хорватской рок-группы Билича были?
- Нет, на сборы он гитару не берет, а на концерты меня «не отпускали с работы». Но я слышал пару мелодий Славена по радио. А в Интернете уже есть фотографии клипа на песню, которую Билич написал для Евро, - скоро его будут крутить по телевизору. Кстати, Славен - самый завидный холостяк в сборной! Он развелся с женой и пока один - так что кому-то из поклонниц пора уже отреагировать!
- Так вот почему, когда у Билича спросили, что он думает о Гусе Хиддинке, он вдруг ответил: «Это все равно, что спросить, что я думаю об Анжелине Джоли!»
- Анжелина Джоли красива, Гус Хиддинк - хорош по-своему. Но я бы предпочел провести время с Джоли…
ХОРВАТЫ В ЛИЦАХ
СЛАВЕН БИЛИЧ. Человек, интересный во всех отношениях. Славен делает все, что ему нравится. Этакий авантюрист: пару лет назад он заправил свой «Харлей Дэвидсон» и на две недели укатил во Францию.
СТИПЕ ПЛЕТИКОСА. Религиозный. У него под футболкой сборной на майке - изображение Божьей Матери.
ВЕДРАН ЧОРЛУКА. Сексапильный. Ведран любит свою девушку и собрался жениться, а девчонки все равно пишут ему письма и сбегаются на стадион.
РОБЕРТ КОВАЧ. Забавный. Он не любит тренироваться и на занятиях все время на что-нибудь жалуется!
ЙОСИП ШИМУНИЧ. Общительный. Если вы зайдете в гостиницу нашей команды, то первым, кто спустится к вам в холл, будет Йосип.
ДАНИЭЛЬ ПРАНЬИЧ. Обыкновенный. Кроме прически - у него длинные волосы - это парень ничем не примечателен.
ДАРИО СРНА. Веселый. Он отпускает шутки по поводу всего и комментирует каждое наше действие. Соперничать с ним удается только Оличу.
НИКО КОВАЧ. Серьезный. Капитан решит любую проблему: после тяжелой игры он расспросил о самочувствии каждого из нас, и по его просьбе Билич отменил тренировку.
ЛУКА МОДРИЧ. Тихий. На поле он берет на себя всю игру, а вне поля - почти незаметен: у него даже голос негромкий.
НИКО КРАНЧАР. Самоуверенный. Нико очень ценит себя… но и других - тоже. И еще он - крайне воспитанный!
ИВИЦА ОЛИЧ. Азартный. Ивица вместе с Шимуничем и Класничем заглядывает в казино.
МЛАДЕН ПЕТРИЧ. Автолюбитель-часовщик. Все время меняет часы: он родился в Швейцарии. И еще ездит на «Астон Мартин», как Джеймс Бонд! «Мерседес» Федуна он бы не взял!
Савоничева Е.
Советский спорт