Мохаммед Али: борьба с расизмом, против войны и величайший супертяж

Лев Кравцив пытается понять, благодаря чему именно Али – величайший

А что, если Мохаммед Али - не величайший? Вы не задумывались? И по каким критериям определяется это самое величие того или иного человека для культуры в целом?

Это ведь точно не один лишь уровень бокса, потому что больших чемпионов, удерживающих в своих руках титулы было много. Да и в рейтинге Boxrec, который считает лишь поединки, уровень оппозиции и результаты, Мохаммед Али идет аж шестым. После Флойда Мэйвезера, Карлоса Монзона, Шугара Робинсона, Мэнни Пакьяо и Бернарда Хопкинса.

И не яркость выступлений, потому что того же Эммануеля Аугустина сам Флойд Мэйвезер ставил выше многих своих оппонентов. Он говорил, что его техника - сущий ад, а рекорд (38 побед, 34 поражения и 6 ничьих) ничего не говорит об уровне бокса.

Совмещение и того, и другого? Возможно. Рой Джонс совмещал всё это, но почему тогда он всегда стоит ниже в восприятии бокса, чем Мохаммед Али?

Кажется, дело не в количестве побед и титулов, а в том, кто стоит за ними. Мохаммед Али - настоящая личность, которая верила в то, что делала. Человек с принципами, которые он пронес на протяжении жизни и которые смог передать миллионам поклонников. Попутно показывая крутейший бокс и вписав себя в историю любимого дела.

Олимпийские игры и выброшенная медаль

Мохаммед шел к первой своей серьезной победе очень долго. Он тренировался по три раза в день. С утра еще до школы, после неё и устраивал позднюю тренировку после закрытия зала.

Но характер стал формироваться раньше. В родном для будущего чемпиона Луисвилле царило расовое неравенство. Али жил в чернокожей семье среднего класса. Средний класс белых, от такого же у чернокожих внушительно отличался, но семья не бедствовала. Например, Кассиусу Клею (первое имя Мохаммеда Али, вдруг кто не знал), не приходилось подрабатывать, чтобы помочь семье, в отличии от своих сверстников.

Где-то в 10 лет Кассиус окончательно возненавидел расовое неравенство. Сначала его мать попросила в кафе воды для сына, так как было слишком жарко, но её выставили за дверь. Чуть позже отец рассказал о чернокожем подростке Эмметте Тилле, который был убит в 14-летнем возрасте как раз на фоне расового неравенства.

При том, что в роду матери Кассиуса был ирландец, который официально взял в жены темнокожую девушку, Клей говорил, что «гордится тем, что видит в зеркале». Хотя, как рассказывал сам позже, плакал по ночам, так как не понимал почему темнокожие считаются людьми другого сорта.

История попадания в бокс началась по-киношному - у Кассиуса украли велосипед. Рассказав об этом полицейскому Джо Мартину, Клей добавил, что изобьет того, кто это сделал. Мартин ответил: «Прежде чем избить кого-то, нужно этому научиться» - и пригласил в свой спортивный зал.

Спустя две недели Кассиус всё ещё не записался на тренировки, но потом увидел ребят из этого же зала по телевизору в передаче «Будущие чемпионы». Он заинтересовался возможностью попасть в телевизор на передачу, которую будут смотреть его друзья и пошел на тренировки.

Уже в 1960-м году будущая легенда попадает на Олимпиаду. Она проходила в Риме, соответственно самый простой способ добраться туда из США - полететь на самолете. Только вот Кассиус страдал боязнью полетов. Сказать, что перелет дался сложно и выглядел странно - не сказать ничего. Клей купил себе парашют в военном магазине и полетел прямо в нем.

Благо, все это было не зря. Уже по прилету Кассиус стал душой компании, все рассказывал, что точно выиграет турнир, а спортсмены шутили, что, если бы нужно было выбрать мэра Олимпийской деревни, им бы стал Клей.

1/8 и 1/4 финала прошли для американца даже слишком просто. Сложности начались в полуфинале. Там его ждал Тони Мэдиган. Бой получился настолько ровным, что соперник Кассиуса был уверен, что он забрал победу, но победителем становится американский боксер.

Финал, поляк Збигнев Петшиковский. Опытнейший боксер с 230 боями за спиной и старше на девять лет против молодого Кассиуса Клея. Американцу пришлось перестраиваться, включать жесткость и характер, чтобы победить. Здесь отработать в легкой манере ну никак не получилось бы. Тем не менее, золото было в кармане у Кассиуса. Триумф!

По возвращению домой чемпиона встретила делегация с черлидерами и мэром города. Праздничная колона отправилась к родной школе Клея, где его встретила целая толпа фанатов и баннер «Добро пожаловать домой, чемпион». Никакого расового неравенства. Красота.

Ступеньки дома отец покрасил в цвета американского флага и встретил сына фразой «Боже, храни Америку». Кассиус так упорно работал и так сильно желал этой победы, что не снимал медаль ни в Риме, ни дома даже во время сна. Эти дни были прекрасны до одного момента.

Клей заглянул в кафе «только для белых». Собирался заткнуть их, показав, что здесь может обедать кто-угодно. Ему отказались дать меню и попросили уйти. Кассиус показал на медаль и сказал, что всё в порядке, он не бедный, может заплатить и вообще, он - Олимпийский чемпион. Тот самый, которого недавно встречал весь город.

Конечно, это не сработало. Чемпиону пришлось уйти и, огорчившись, как никогда до этого, боксер пошел на мост и выбросил золотую медаль в реку Огайо.

Акционерное общество и избитый чемпион

Дебют Кассиуса в профи чем-то напоминал основание акционерного общества. Он очень хотел, чтобы его менеджером был кто-то из кумиров: Шугар Рэй Робинсон или Джо Луис, но оба отказались. Первый просто не заинтересовался, а второй, будучи скромным и тихим человеком, не стал связываться с разговорчивым и провоцирующим всех боксером.

В итоге, в дебют Клея вложилось 11 партнеров, которые скинулись по 2800 долларов каждый, плюс взяли на себя расходы по перелетам и тренировкам боксера. В итоге, Кассиус получил 10 тысяч долларов и готовность начать карьеру.

Уже спустя три поединка он бросил вызов чемпиону, сказав, что нокаутирует Ингемара Юханссона. Чемпион, как и дебютант, находился в Майами. Менеджерам Клея удалось организовать спарринг с чемпионом, на котором обладатель титула был просто уничтожен. Настолько, что после второго раунда тренер шведа просто остановил бой.

Путь к чемпионскому поединку не был простым. Перед выходом на бой с Сонни Листоном, Али неуверенно победил Дага Джонсона и упал в нокдаун в поединке против Генри Купера. Команда чемпиона была уверена в победе своего бойца на все сто.

Мохаммед стартовал в раскрутку и давление на чемпиона с первых секунд. Он вел себя настолько неподобающе, настолько часто и жестко оскорблял Листона, что, в итоге, был оштрафован. Но, похоже, это сыграло свою роль. Чемпион вышел выносить, и маневренный претендент кружил вокруг него, не давая по себе попасть.

В четвертом раунде у Мохаммеда начались проблемы со зрением: он перестал видеть, всё перед глазами плыло и даже была вероятность прекращения поединка. Но Анджело Данди - тренер Али - дал команду уходить от атак соперника и ждать полного восстановления зрения. Уже к концу раунда Мохаммед восстановился, а чуть позже забил чемпиона до того, что тот сам отказался от продолжения боя.

Али стал чемпионом мира в супертяжелой категории в возрасте 22 лет.

Отказ служить в армии и переворот сознания

В 1967 году Али отказался служить в армии и участвовать в боевых действиях во Вьетнаме. Понятное дело, что никто не отправил бы именитого и самого известного на тот момент боксера в самое пекло. Скорее всего, он ездил бы поддержать солдат, произносить мотивационные речи и просто общаться с людьми, но это была принципиальная позиция.

Мохаммед - против войны, за что был отлучен от бокса уже через час после объявления своего решения. Ему давали время подумать, а военный комендант общался лично с Али несколько раз, говоря, что так надо. Это никак не повлияло на решение и о боксерской карьере можно было забыть.

Благодаря громкому имени Мохаммеду удавалось зарабатывать хорошие деньги: он продавал право на использование своего имени для рекламы бургеров, получил 200 000 долларов от продаж автобиографической книги «Величайший», а также играл в бродвейском мюзикле.

Перелом случился во время начала карьеры оратора. По приглашению различных университетов страны он проводил лекции, результаты которых его очень удивляли. Мохаммед и не ожидал, что большинство молодежи, также, как и он против войны во Вьетнаме. Залы аплодировали Али стоя.

Даже будучи абсолютно уверенным в расовом расколе страны, Мохаммед сказал, что возможно когда-нибудь эта социальная проблема может быть преодолена.

Великие бои и большие поступки после окончания карьеры

«Грохот в джунглях», «Триллер в Маниле» и другие сражения - величайшие бои из-за которых Мохаммеда вспоминают, как великолепного боксера. Это исторические события, которые обязательны к просмотру всем, кто еще не успел этого сделать.

Спортивное наследие Али велико и необъятно. Он никогда никого не боялся и всегда вступал в битву с лучшими из лучших не ради денег, а, в первую очередь, ради наследия и потому что имел что им противопоставить.

Но карьера закончилась и с годами пришла болезнь Паркинсона. Обнаружение неизлечимой болезни у такого боксера, конечно, подняло общественный резонанс. Авторитетные медицинские журналы подготовили материалы о вреде профессионального бокса, а в США началась волна за запрет этого вида спорта.

Несмотря на свой диагноз, сам Мохаммед был принципиально против этого. Он не менял своих принципов с детства и не собирался сейчас, переживая о всех темнокожих. Боксер был против запрета, говоря, что бокс - одна из главных возможностей для афроамериканца добиться успеха в жизни.

Несмотря на ухудшающееся здоровье и симптомы болезни Паркинсона, ум Мохаммеда оставался все таким же. Он доверил свои финансовые дела жене Лонни, которая была магистром делового администрирования и благодаря опыту уладила все финансовые проблемы мужа.

Также чемпион занялся благотворительностью. Он собирал деньги для нуждающихся, мог выписать чек на сто тысяч долларов, просто пообщавшись с человеком несколько минут, а также встать по дороге куда-то, чтобы помочь человеку на улице. Брильянтовый перстень, подаренный ему в честь окончания карьеры, Али подарил девочке-инвалиду уже в тот же вечер.

***

Быть величайшим - это не только красиво побеждать. Не владеть титулами и объединять их в своих руках, как коллекционер. Быть величайшим - это иметь за собой еще что-то кроме бокса.

Мы можем в корне не соглашаться с чем-угодно в действиях того или иного боксера. Мы можем исповедовать другую веру или не исповедовать её вовсе. Смотреть на мир под совершенно другим углом, но хорошие дела - они хорошие для всех. Помощь нуждающимся одинаково расценивается каждым человеком. И убеждения, благодаря которым это достигается, делают из просто великолепного боксера, настоящую личность, способную перевернуть мир.

Мохаммед Али перевернул индустрию бокса, помог огромному количеству людей и был верен своим убеждениям с детства и до самой смерти. Наверное, поэтому он - величайший.

Сергей Цыба Sport.ua
По теме:
Читайте нас в Telegram

ВАС ЗАИНТЕРЕСУЕТ

Футбол | 22 ноября 2024, 13:25 115

22 ноября в швейцарском Ньоне состоялась процедура жеребьевки

Комментарии