Убегал из дома, мыл туалеты, забивал Реалу. История Садио Мане
Sport.ua рассказывает, как паренек из сенегальской глуши стал суперзвездой АПЛ
- 01 мая 2019, 11:44
- |
- 01 мая 2019, 12:47
- 17176
- 15
- Однажды я вырасту и буду играть во Франции за большой клуб!
- Садио, малыш, в нашу глушь даже скауты не приезжают. До Дакара целых 800 км, о чем ты говоришь...
Дядя хоть и был страстным футбольным болельщиком, но не хотел, чтобы его десятилетний племянник жил в плену иллюзий.
Деревушка Бамбали, где проживала семья Мане, и правда располагалась в редкой глуши, и здесь не было даже настоящих футбольных мячей, не говоря уже о полях, экипировке или скаутах профессиональных клубов.
Родители Садио тоже и слышать не хотели о футболе. Отец будущего форварда «Ливерпуля» был имамом в деревне и воспитывал своих многочисленных детей в строгости. На Садио у него были особые планы: он верил, что тот получит образование и станет учителем - представителем важной и редкой профессии в африканской провинции. Но юного Мане все время тянуло к мячу, а не книгам.
Первую попытку убежать в Дакар, чтобы стать футболистом, Садио предпринял еще совсем маленьким. К счастью, родители быстро спохватились, отправили за ним старшего брата, который спустя неделю вернул беглеца домой.
А вскоре после этого у Мане умер отец. Помимо душевной травмы это ударило и по материальному благополучию семьи - дома банально стало меньше еды.
Трагедия сблизила Садио с дядей, который куда более благосклонно относился к его увлечению футболом. И хотя мать продолжала выступать против, по окончании школы Садио во второй раз отправился в Дакар. Только в этот раз он уже не сбегал. Напротив - собираться в дорогу ему помогала вся деревня. На тот момент футбольный талант Мане был широко известен в Бамбали и окрестных селах, так что каждый помогал парню-сироте, чем мог.
Повез Садио в Дакар, конечно же, дядя. Когда Мане был еще маленьким, он не давал ему жить мечтами. Но жизнь сложилась так, что от мечты Садио теперь зависело благополучие всей семьи.
***
- Мама, я во Франции! Почему ты молчишь? Это в Европе, ты же знаешь.
- Садио, зачем ты дуришь меня? Вы же занимаетесь в Дакаре.
Говорят, мать Садио до последнего не верила, что ее сына забрали выступать в Европу. Она ничего не понимала в футболе, и почти не бывала на матчах сына. По ее собственным словам, она просто не выносила, когда его бьют по ногам.
Убедить мать, что он действительно в Европе, Садио смог только со временем, когда друзья показали ей его игру за «Мец» в Лиге 2. То был уже 2011 год, и на тот момент Мане было почти 19 лет. Бамбали он покинул, когда ему было всего 15.
За четыре года в дакарской академии «Женерасьон Фут» Мане создал себе репутацию одного из главных талантов поколения в Сенегале. Хотя начиналось все отнюдь не радужно - его вообще не хотели пускать на просмотр! У Мане не было ни бутс, ни нормальной формы. Когда тренер-француз спросил его, почему он такой оборванный, Садио с обидой ответил, что это лучшее, что у него было. К счастью, его все-таки допустили к игре, он забил два мяча, после чего тренер дал ему пачку франков, чтобы он купил себе нормальную экипировку.
Ну а потом был «Мец». У «мессинцев» есть давний договор с «Женерасьон Фут», так что и до, и после Мане самые одаренные воспитанники сенегальской академии перебирались на «Сен-Симфорьен».
Садио в каком-то смысле повезло, ведь когда он перебрался в Европу, в «Меце» как раз подобрался очень талантливый состав. Среди прочих, там играли нынешний фулбек «Марселя» Буна Сарр, один из самых стабильных центрфорвардов Франции последних лет Анди Делор, а центр обороны цементировал ныне звездный стоппер «Наполи» Калиду Кулибали.
Конечно, игроки такого класса не могли надолго задержаться в столь скромном клубе. Вот и Мане после качественного выступления на Олимпиаде-2012 перебрался в «Зальцбург».
***
- Садио, мы представляем московский «Спартак». С твоим клубом уже проведены переговоры, и они обо всем знают.
- Извините, но я уже дал слово «Саутгемптону» и вот-вот вылечу в Англию. Еще раз извините.
Кто знает, как повернулась бы карьера Мане, если бы летом 2014-го он переехал в Россию? Как минимум, его путь наверх затянулся бы на несколько лет. Позже скауты «Спартака», рассказывая о тех переговорах, акцентировали внимание на вежливости и хороших манерах Мане. То же самое о сенегальце говорили и в «Зальцбурге», и потом в «Ливерпуле».
Вообще в Австрии Мане развивался стремительно. Агрессивная манера игры, которую исповедовал тренер Рогер Шмидт, была сенегальцу по душе. Он и в контратаки выбегал молниеносно, и прессинговал удачно, и про голы не забывал.
Будущий тренер «Байера» видел прогресс Садио, и много говорил с ним индивидуально, обращая внимание на тактические вещи. Так из типичного африканского «бегунка» Мане постепенно превращался в грозную атакующую силу.
Как и во Франции, Мане снова повезло с партнерами: в Зальцбурге в то время играли будущие топы Бундеслиги Кевин Кампль и Мартин Хинтереггер, а также талантливые форварды Алан и Хонатан Сориано. Оба имели задатки играть на высоком уровне, но предпочли этому сумасшедшие контракты в Китае. Мане же поступил строго наоборот, выбрав «Саутгемптон».
Спустя пару лет выяснилось, что из «Зальцбурга» Садио могла забрать также дортмундская «Боруссия», но против трансфера выступил Юрген Клопп. «Все просто: я ошибся, не подписав Мане в Дортмунд», - скажет тренер в 2016-м.
***
- Немедленно удали это видео! Слышишь, я не хочу, чтобы оно куда-то попало.
- Я нигде не выложу, обещаю. Это только для себя.
Но, конечно, видео всплыло. В сентябре 2018-го мир увидел, как один из лучших вингеров АПЛ - тот самый, кого Джейми Каррагер сравнивал с самим Джоном Барнсом, драит туалеты в ливерпульской мечети.
Позже Мане расскажет, как он встретил друга из Ганы, который работал в мечети уборщиком, и решил ему помочь, что и запечатлел на видео случайный прохожий. Он также расскажет, что просил того удалить видео, но бесполезно. В итоге ролик стал вирусным, и у обычного тихого и скромного Мане не было отбоя от журналистов.
Конечно, такое поведение суперзвезды стало сенсацией для широкой публики, но те, кто лично знаком с Садио, ни грамма не удивились. По их словам, Мане всегда был очень религиозен и предельно скромен - как и полагается сыну имама. Хотя он еще совсем молод, Садио уже основал благотворительный фонд и, среди прочего, отремонтировал мечеть в родном селе, купил односельчанам телевизоры, а совсем скоро в Бамбали еще и появится новенькая школа - конечно, построенная на средства фонда Мане.
В общем, с приоритетами у Садио все в полном порядке. Его не изменил ни громкий успех в «Саутгемптоне» с самым быстрым хет-триком в истории АПЛ, ни трансфер в «Ливерпуль» в 2016 году за 41 млн евро, ни гол «Реалу» в финале Лиги чемпионов.
***
«Не думаю, что существует клуб, который бы не хотел заполучить Садио. У меня вообще к нему только одна претензия - порой он не понимает, насколько хорош. А ведь именно Мане - игрок с наиболее полным набором атакующих навыков в нашей команде», - говорил по ходу текущего сезона Юрген Клопп. И это чистая правда.
За три года на «Анфилде» Мане прошел через удивительную трансформацию. Он начинал справа в атаке, играл очень высоко и почти не возвращался в защиту. Затем в команду пришел Мо Салах - и Мане ушел на левый фланг, только теперь ему надо было больше обороняться, исполняя без мяча флангового полузащитника. Сегодня «Ливерпуль» все чаще пробует схему 4-2-3-1, где у Мане больше свободы и он не настолько привязан к бровке. И что вы думаете? Мало того, что Садио наколотил 20 мячей в АПЛ, он еще и стал самым отбирающим игроком ответных четвертьфиналов Лиги чемпионов!
Сложно сказать, может ли Мане еще лучше. Иногда кажется, что он сам этого не знает, как и большинство его партнеров по «Ливерпулю». В этом и состоит прелесть команды Клоппа - порой она привыкает к собственной крутости прямо по ходу матчей.
А вот что ясно совершенно точно, так это то, что жители Бамбали не прогадали, скинувшись на дорогу в Дакар для щуплого сына местного имама. То решение не только прославило их маленькую деревню, но и подарило миру одного из лучших африканских футболистов в истории.
Роман СИНЧУК