Нужен ли Жуниор Мораес сборной Украины?

Обозреватель Sport.ua попытался дать ответ на злободневный вопрос

Очень даже может быть, что уже в обозримом будущем новоявленным футболистом сборной Украины может стать бразильский форвард «Шахтера» Жуниор Мораес. Во всяком случае, бразилец на сей счет высказался предельно четко, переадресовав мяч на нашу сторону. Как воспримут инициативу лучшего бомбардира УПЛ наши футбольные власть предержащие?

Жуниор Мораес: по пути Марлоса

Отвечая на вопрос о возможной натурализации и желании играть за сборную Украины, нападающий донецкого «Шахтера» Жуниор Мораес ответил, что готов к такому повороту событий. Устами первоисточника это звучит так: «Играть за сборную Украины - возможно, это была бы далеко не плохая вещь. Я был бы счастлив». Откуда вдруг такая любовь к нашей стране - лучший бомбардир нынешнего чемпионата Украины тоже объяснил: «Я и моя семья обожаем Украину. Очень хорошо здесь живем. Это было очень важное решение для меня остаться в Украине, в «Шахтере». Потому что вся моя семья полностью тут адаптирована». Отозвался Мораес и по поводу нашей национальной команды: «Сборная Украины - очень хорошая команда с великолепными игроками».

Вряд ли в словах форварда «горняков» нужно искать скрытый подвох. Или упрекать его в неискренности. Возможно, в этой тираде Мораеса и есть доля эмоций, так как она была растиражирована аккурат на второй день после победы сборной Украины над Словакией (1:0), после которой наша команда укрепила свое лидерство в группе В1 Лиги наций. Однако довольно рациональными объяснениями своего гипотетического выбора в пользу Украины Жуниор Мораес отмел в качестве единственной гипотезу об эмоциональной стороне вопроса. К тому же, сам футболист понимает, что на пути возможной натурализации его могут ожидать шероховатости. Вот что он сказал на сей счет: «В любом случае это зависит от многих факторов, и не только я принимаю это решение».

То есть, на основании имеющихся фактов, ушедших в народ не с «брехаловки», а официального источника ФК «Шахтер», можно судить о фактически однозначной позиции футболиста. Если учесть, что этот футболист проживает и играет в футбол в нашей стране с 2011 года, можно утверждать, что он полностью подпадает под процесс возможной натурализации. А коль об Жуниоре Мораесе-футболисте сборной Украины можно говорить уже сейчас, а не в дальней перспективе, давайте попытаемся посмотреть на этот вопрос с разных позиций. Так сказать, всеобъемлюще.

У похода есть начало, но конца походу нет

Итак, давайте для начала рассмотрим саму процедуру футбольной натурализации. В этой связи нужно сказать в первую очередь следующее. Ее, эту процедуру, не нужно бояться. Как минимум. Это не наше изобретение, и это не наш основной путь, так что не надо изначально к этому термину относится негативно. Мол, зачем делать чужих украинцами, когда своих хватает. Вполне достойных. Такой тезис тоже имеет право на жизнь. Но увы, он на данный момент не выдерживает критики. К тому же, нужно не забывать, что футбольная сборная Украины с первых месяцев своего существования так или иначе прибегала к услугам легионеров, которые принимали наше гражданство. Речь идет в первую очередь об Викторе Леоненко и Юрии Калитвинцеве - этнических россиянах, которые стали украинцами и небезуспешно защищали цвета «сине-желтой» сборной. Да, в то время процедура получения футбольного гражданства для игроков из постсоветского пространства была немного иной, нежели сейчас - футболисты могли сами выбирать, за какую сборную из бывших союзных республик выступать. Однако это не меняет подхода к вопросу в принципе: на упомянутых выше Леоненко и Калитвинцева был спрос на их исторической родине, однако они, не без помощи нашего тогдашнего футбольного руководства, сделали свой выбор в пользу украинской национальной команды.

Когда процесс национальной идентификации футболистов из некогда «единого и неделимого» завершился, попыток переманить к себе футболистов из соседних национальных футбольных ассоциаций не стало меньше. Вспомните, хотя бы, как бывший глава ФФУ добивался украинского гражданства для уроженца Минска Артема Милевского. Или как стал новым украинцем сибиряк Александр Алиев. Ходили слухи, что в свое время в сборной Украины могли оказаться и еще два видных белорусских футболиста - Белькевич и Хацкевич, однако наше футбольное руководство слишком поздно начало муссировать этот вопрос, когда оба были крепко заиграны за сборную Беларуси.

Чуть позже ФФУ приписывали серьезный интерес с возможной натурализацией двум игрокам из дальнего зарубежья - сербу Александру Тришовичу и аргентинцу Диего Климовичу. Первый играл за «Волынь», «Кривбасс» и «Металлист», и в средине нулевых считался одним из лучших полузащитников чемпионата Украины. Чего с ним не срослось - сказать сложно. Нападающий немецкого «Вольсфбурга» Климович, который имел украинские корни, вроде бы как сам высказывал желание играть за сборную Украины, однако и этот вопрос закончился ничем. Вполне возможно, что были еще какие-то телодвижения в этом вопросе, невидимые постороннему глазу, однако судить об этом даже на уровне слухов не представляется возможным.

Вопрос целесообразности

Ну, а дальше вы все знаете сами. Бразилец Эдмар получил украинский паспорт и стал игроком сборной Украины. Его примеру последовал серб Марко Девич. Тогда, в начале десятых, к вопросу натурализации этих двух футболистов «Металлиста» наше футбольное общество отнеслось неоднозначно. Скорее даже негативно, чем позитивно. Но время прошло, и в составе сборной Украины появился очередной натурализованный футболист - бразилец Марлос. И, судя по всему, полузащитник «Шахтера» не будет последним в этом сложном и неоднозначном процессе. Процессе, который в других сборных похож на открытый шлюз. У нас же - скорее на меленький ручеек.

Вышеописанные факты и примеры - это отнюдь не повод кого-то в чем-то убедить. Это всего лишь констатация факта. Если вся футбольная Европа уже давно взяла на вооружение процесс натурализации (возьмите, к примеру, сборную Франции каденции 2018 года, в которой играет аж трое этнических французов), нам как минимум неразумно закрывать на него глаза. Главной и единственной целесообразностью этого процесса должен быть следующий аргумент: если легионер очень хочет играть за нашу сборную, и он действительно более сильный на своей позиции, чем доморощенные игроки, такого футболиста нужно обращать в нашу веру. Как, например, получилось в случае с Марлосом. Ну ведь нету в нашем чемпионате полузащитника круче, чем этот маленький бразилец. Вспомните хотя бы, что сказал про него после матча со сборной Чехии Евгений Коноплянка.

Исключительно прагматизмом нужно руководствоваться и в ситуации с заявлением Жуниора Мораеса. Если тренерский штаб сборной Украины посчитает нужным видеть в составе команды такого игрока, тогда вопрос нужно решать позитивно.

Учитывая наши глобальные проблемы с нападающими, сложно представить, как этот вопрос может быть решен по-другому.

Валерий ВАСИЛЕНКО

Сергей Цыба Sport.ua
По теме:
Читайте нас в Telegram

ВАС ЗАИНТЕРЕСУЕТ

Футбол | 01 мая 2024, 00:47 1

Бельгиец не назвал точной даты

Комментарии