Международный кубок Чемпионов: от эрзацтурнира – к Суперлиге?

Турнир, собирающий на полях Америки аншлаги и всю элиту европейского футбола, может затмить даже ЛЧ

Все гениальное - просто. Причем часто очень просто. Но для того, чтобы создать гениальную вещь, нужны мучения. Но порой она создается как бы случайно, невзначай. Именно так - неожиданно и фактически на равном месте - и был создан Международный кубок Чемпионов, который вырос из коротеньких штанишек World Football Challen - предсезонного турнира, в котором принимали участие команды из Америки и Европы.

А почему бы и нет?

Американский миллиардер Стивен Росс, известный своей неуемной энергией и инвестированием в самые разные отрасли, в том числе и в спорт, случайно оказался на товарищеском матче мексиканской «Гвадалахары» и испанской «Барселоны». Этот поединок проходил в США, в 2011 году. Несмотря на сложные климатические условия (невероятную жару), тот выставочный поединок пришли посмотреть аж 70 тысяч зрителей - невероятно много для Америки, которая не считается знатоком и ценителем европейского соккера. Увидевший такое количество народа на игре, которая скорее походила на тренировку с повышенной ответственностью, Росс подумал: а что если создать настоящий предсезонный турнир, на который приглашать лучшие команды Старого Света? Очень быстро мечту удалось воплотить в реальность. Цена вопроса - «каких-то» сто миллионов долларов, и в 2013-м стартовал первый Международный кубок Чемпионов.

Однако премьерный розыгрыш турнира оказался провальным. Прежде всего - с финансовой точки зрения. Это признал и сам отец-основатель данного мероприятия. Однако от своей идеи Росс не отказался. А просто ее модернизировал. И в итоге оказался на коне.

Из года в год изменялся формат МКЧ. Если поначалу команды были разбиты на две группы, и победитель определялся по довольно запутанной схеме, то в дальнейшем и формат состязания, и его регламент изменился в сторону упрощения. Если на первых порах поединки Кубка проходили лишь в Северной Америке (США и Канаде), то с годами интерес к турниру значительно вырос. И его матчи начали проводить и в Европе, и в Азии, и даже в Австралии. Изголодавшиеся жители «неевропейских» регионов валили толпами на качественный футбол, выкладывая за зрелище солидные деньги (по разным данным, средняя цена на билет - от 100 до 500 долларов). В 2014 году поединок двух европейских грандов - «Манчестер Юнайтед» и мадридского «Реала» - собрал невероятную для наших широт зрительскую аудиторию - почти 110 тысяч. Столько любителей футбола пришли на игру этих команд в американском городе Энн-Арбор.

В рамках Международного кубка Чемпионов впервые в истории за пределами Англии состоялось манчестерское дерби - игра «Юнайтед» и «Сити». Впервые с начала 80-х годов прошлого века испанские «Реал» и «Барселона» сыграли не в официальном, а предсезонном поединке. На оба эти противостояния ажиотаж был сумасшедшим. Цены на билеты достигали отметки 1500 долларов, и все равно стадионы были забиты под завязку (порядка 70 тысяч зрителей присутствовали на каждой игре).

Если в первом Международном Кубке чемпионов принимали участие только семь команд из Европы, то на второй приехали уже восемь. Далее число желающих европейских топ-клубов поучаствовать в этом турнире постоянно увеличивалось. Настоящий прорыв случился в 2015-м, когда на детище Росса приехали посмотреть и сыграть 15 элитных футбольных команд Европы. Но и это был не предел. В нынешнем году число участников соревнований достигло отметки в 18 клубов.

Как Нью-Васюки превращались в Клондайк

В течение всего этого времени росла как зрительская аудитория МКЧ, так и телеаудитория. Если первые розыгрыши турнира посмотрели только несколько миллионов телезрителей, то в дальнейшем эта цифра выросла в сотни раз. Да и число стран, высказавших желание транслировать этот странный на первый взгляд Кубок, увеличилось почти до двухсот.

Востребованным этот Международный Кубок стал и с точки зрения маркетинга и рекламы. Heineken, Nike, Ally, Orlando, Chevrolet, AON, Groupon, VividSeats, Gatorade, Xyience - вот неполный список всемирно известных корпораций-спонсоров, которые уже вкладывают деньги в этот проект. Причем, что интересно, рекламная выручка этого турнира образца 2015-го и образца 2018-го разнятся между собой на 70 процентов (в пользу нынешнего года, естественно).

Хотя, как признают организаторы этого мероприятия, оно все еще остается убыточным. Спонсорские доходы и деньги от продажи билетов пока что не могут полностью перекрыть доходы собственно футбольных клубов. Оно и понятно, ведь за один только поединок команда, участвующая в МКЧ, получает, как минимум, 3 миллиона долларов. Если эту сумму умножить на количество участников и число поединков, в итоге получится нехилая арифметика. Что интересно, гонорары топ-грандов все-таки отличаются. К примеру, бонусы за одну игру у «Барсы», «Реала», «МанЮнайтед», «МанСити» и «Баварии» выше, чем, например, у «Юве», «Челси», «ПСЖ» или «Боруссии». Если первые за один матч кладут в клубный «кошелек» 4 миллиона долларов, то вторые - на миллион меньше.

Однако и три миллиона за, в общем-то, товарищескую игру - сумасшедшие деньги. Во всяком случае, это больше, нежели за победу в групповом этапе Лиги чемпионов. Отчасти и поэтому европейские футбольные монстры, которые раньше в категорической форме избегали встречаться друг с другом во время предсезонки, теперь это делают с видимым удовольствием. Команды таким способом убивают одним выстрелом сразу нескольких зайцев. Это и сугубо методическая часть тренировочной работы, когда есть возможность проверить свою готовность на фоне сильного спарринг-партнера, и финансовая сторона, и возможность продвигать свою «марку» на неевропейских рынках. Одним словом, выгод для футбольных клубов Европы более, чем достаточно.

Не за горами и то время, когда прямую выгоду от проведения Международного кубка Чемпионов будут получать и его непосредственные организаторы. Уже сейчас зрительский спрос превышает предложения: на некоторые поединки турнира билеты достать практически невозможно, даже за серьезные деньги. А умеющий делать эти самые деньги практически из воздуха Росс сможет конвертировать этот (и другой) интерес к его детищу в звонкую монету. Хотя американский миллиардер и признает, что проблемы у Кубка тоже есть. И они ощутимые. Как, например, неудобства с точки зрения логистики для европейских футбольных команд (12-13-часовые перелеты, акклиматизация), невысокого качества футбольные газоны. Однако эти и другие «негаразды» боссы МКЧ обещают решить. И можно не сомневаться, что у них это получится. Состояние одного Росса оценивается в 12 миллиардов долларов, а еще есть миллиарды и его партнеров, и инвестиции спонсоров и рекламодателей. Так что еще пару лет - и Международный кубок Чемпионов займет свое прочное и постоянное место в международном футбольном календаре. Это как минимум.

Пока что между МКЧ и УЕФА нейтралитет

Сможет ли этот турнир когда-нибудь затмить или заменить Лигу чемпионов УЕФА? На этот вопрос сейчас вряд ли кто-то внятно ответит. Организаторы Международного чемпионского кубка по этому поводу особо не распространяются. Скорее наоборот - при каждом удобном и не очень удобном моменте стараются заявить, что не претендуют на лавры европейской чемпионской Лиги и гегемонии УЕФА. Один из советников Росса - небезызвестный Стиллитано, который, кстати, совсем недавно пытался выкупить «Милан» у китайцев, отметил по этому поводу, что нельзя выстроить Суперлигу с нуля. Мол, для этого нужна добрая воля европейского футбольного руководства и самих футбольных клубов. Хотя чуть позже Стиллитано обмолвился, что фундамент для создания футбольной Суперлиги уже заложен. Осторожничают по этому поводу и руководители европейской футбольной ассоциации.

Скорее всего, инициативу в этом вопросе возьмут на себя участники Международного кубка Чемпионов. То бишь, футбольные клубы. Если им будет выгодно и интересно участвовать в таком соревновании, то никто им не сможет запретить. Ни под каким соусом.

Но об этом всерьез нужно будет говорить чуть позже. Через пару сезонов. Когда Международный кубок Чемпионов по-настоящему окрепнет. И когда «Барса» с «Реалом», а заодно и английские суперклубы поймут, что намного интереснее и выгоднее играть между собой, а не против условных «Клужей», БАТЭ или «Шерифов». И что 12-часовой перелет в США или Австралию - все же лучше, нежели путь в страны бывшего Союза или соцлагеря.

И вот тогда УЕФА уже нужно будет что-то по-настоящему предпринимать. Метод кнута и несладкого пряника уже не сработает.

Александр ПАНФИЛОВ

Сергей Цыба Sport.ua
По теме:
Читайте нас в Telegram

ВАС ЗАИНТЕРЕСУЕТ

Хоккей | 05 мая 2024, 08:55 4

Венгрия и Словения повысились в классе по итогам выступлений в Дивизионе 1A

Комментарии