Паулу ФОНСЕКА: «Никогда не сравнивал себя с Луческу»
Наставник «Шахтера» считает, что радикально изменил стиль игры донецкого клуба
- 21 июля 2017, 15:27
- |
- 1812
- 0
Главный тренер «Шахтера» рассказал про разницу в старой и новой схемах игры донецкого клуба.
- После поражения от «Янг Бойз» вы могли уйти из команды?
- Я могу уйти в любой момент. В Португалии есть пословица - у тренера всегда должны быть собраны чемоданы. Если в клубе будут не удовлетворены моей работой - я буду первым, кто скажет: «Хорошо, пока». Но в «Шахтере» я никогда этого не чувствовал.
Конечно, тогда я был ни в чем не уверен. Я приехал в новый клуб, в моей жизни происходили большие изменения. Сомнения были. Но у меня никогда не будет сомнений в моих идеях.
- А 4-4-2 в начале вашей карьеры в «Шахтере», от которых вы потом отказались? Это была ошибка?
- Не думаю. Я просто почувствовал, что команда привыкла играть 4-2-3-1, ей так комфортнее. У меня не возникло проблем признать это и вернуться к прежней схеме.
Легко говорить, что проблема в схеме, когда мяч не залетает в ворота. Но в матче с «Янг Бойз» или в Суперкубке год назад, когда мы играли 4-4-2 и проиграли, все говорили, что «Шахтер» был лучше и заслужил победу. Мы могли ехать в Швейцарию, имея победу 6:0 в первом матче. И там - в гостях, на синтетике, по той же схеме с двумя форвардами - у нас было 8 явных голевых моментов.
- Объясните детальнее, в чем все-таки разница между 4-4-2 и нынешней схемой.
- Условия, в которых играет «Шахтер» в чемпионате Украины - самые сложные для любого тренера. 80% игры происходит на последних 30-40 метрах от ворот соперника. 11 игроков закрыты в обороне, ставят автобус. И вот вам надо вскрыть зоны, где их в принципе нет.
Тактическая схема - вообще не самое важное. Но действуя по 4-4-2, у нас было больше возможностей находиться глубже, в штрафной соперника. Сейчас такой возможности нет, зато мы действуем компактнее в центре поля. В целом, 4-4-2 очень похожа на схему, которую мы используем сейчас. Мы так же доходим до ворот соперника, как и тогда. Расположение вингеров в обеих схемах одинаковое. Крайние защитники действуют одинаково. Опорник - тоже. Единственное изменение - это зона завершения. То есть, разница в одном игроке.
- Но вы бы хотели вернуться к 4-4-2 в будущем?
- Да, скорее всего, вернусь - не знаю, в «Шахтере» или другом клубе. Мне она импонирует больше. Если хорошо ее отработать, очень сложно играть против такой команды.
- Чем еще отличается ваша команда от «Шахтера» Луческу и делает это гораздо лучше - при потере мяча футболисты быстро возвращаются назад. Как вам это удалось?
- Это один из главных принципов нашей игры - действия, когда команда теряет мяч. Мы очень много отрабатываем этот компонент.
Это нужно буквально вбить в голову игрокам. Их первая мысль должна быть - как только мы теряем мяч, должны сразу же реагировать. Игроки понимают - если для отбора мяча надо пробежать 5 метров, тогда не придется бежать 40. И чем быстрее мы отберем мяч, тем ближе окажемся к чужим воротам - сможем обострять, когда соперник еще не организован. Наша команда очень компактна, нет большого пространства между нашими игроками и соперником - это позволяет нам создавать численное преимущество при потере мяча. И это вызывает психологическую усталость у соперника, потому что они не могут долго владеть мячом.
Но что касается Луческу - я никогда не сравнивал себя с ним. Очень уважаю этого человека и работу, которую он проделал в «Шахтере». Мы радикально изменили стиль «Шахтера», но я не хочу говорить - хуже он или лучше стиля Луческу. Он просто другой.