ЦЫРУЛЬ: «Выигрывать всегда приятно»
Лучший бомбардир «Сокола» рассказал о своей кочевой жизни и о любви... к пробкам
- 25 декабря 2007, 17:00
- |
- 832
- 0
Дмитрий Цыруль нынче в «Соколе» - персона номер один. Вернувшись в киевский клуб после восьмилетнего перерыва, центрфорвард органично вписался в обновленный коллектив Александра Сеуканда и к новогодним каникулам подошел в ранге первого снайпера команды. В его активе 16 заброшенных шайб и 17 результативных передач. Между прочим, это шестой показатель среди хоккеистов, оспаривающих звание лучшего бомбардира чемпионата России.
ИСПЫТАНИЕ МОСКВОЙ
- Действительно, если рассматривать личные показатели, уходящий год у меня сложился довольно неплохо, - соглашается Дмитрий Цыруль. - Казалось бы, на первенстве мира забивал, в чемпионате России. Но все эти достижения после нашего неудачного выступления в Москве не более чем пустой звук. А 2007 год для меня закончится только после апрельского чемпионата мира в Японии. Вот выиграем там, тьфу-тьфу-тьфу, и можно будет говорить, что выступил неплохо.
- Минувшим летом вы вернулись в «Сокол» из воскресенского «Химика». Соскучились по дому или же не было достойных предложений из той же России или Белоруссии?
- Все, что не делается - к лучшему. И действительно хотелось вернуться в Украину, к тому же в «Соколе» произошли позитивные изменения, команда выступает в сильном чемпионате России. А варианты с белорусскими клубами я даже не рассматривал. Была возможность остаться в России, но меня это не устраивало. Как известно, там каждый клуб обязан вносить в казну ФХР определенный взнос за легионеров. Мне же предложили контракт с таким условием, что эта сумма будет удержана из моей зарплаты.
- За свою карьеру вы поменяли немало клубов...
- Да уж, такой я мигрант (смеется). Но что делать, рыба ищет где глубже, а человек - где лучше. Всегда стремился поработать с хорошими тренерами в сильных коллективах. Переезды меня не особо утомляли, в любом городе со всеми находил общий язык, так как считаю себя довольно коммуникабельным человеком. Я ведь в московское «Динамо» уехал вообще в 15 лет! Но, думаю, что не прими я тогда подобного решения, не состоялся бы как хоккеист.
- Не рано покинули родные края?
- Я воспитанник харьковской школы хоккея, а в начале 1990-х в городе этот вид спорта разваливался, один турнир в году считался праздником. В России же проводились чемпионаты среди всех возрастных групп. Я стремился вперед, вот и оказался в Москве.
А произошло это следующим образом. В Украине после распада Союза играть было практически не с кем. Мы с харьковской командой поехали в турне по России. Встречались с московскими «Крыльями Советов» и «Динамо». Нас, троих ребят, заметили селекционеры обоих клубов, правда, мои партнеры впоследствии нигде не заиграли. А пригласил нас Александр Шкурдюк, известный в прошлом хоккеист.
Годы, проведенные в «Динамо», мне пошли только на пользу. «Взрослая» команда стала чемпионом МХЛ, тренировал ее, кстати, Владимир Голубович - нынешний наставник сборной Украины. Я, правда, тогда был еще молодой, сидел в запасе, хотя переодевался на игры плей-офф. Но золотую медаль так и не получил - нужно было провести не менее 30 процентов матчей в сезоне. Мое привлечение к основному составу было продиктовано прежде всего тем, чтобы я учился настоящему хоккею изнутри. Работа с прицелом на будущее.
- Из России не было возможностей уехать в Европу или сразу за океан?
- Мы с «Динамо» на каждые новогодние праздники ездили в турне по канадской провинции Онтарио. Многие клубы предлагали остаться, выступать в ОХЛ, но у меня в «Динамо» уже были определенные перспективы.
А на драфт я и из России мог попасть, просто в то время не имел хорошего агента, который мог бы представлять мои интересы за океаном. У меня была очень хорошая статистика в юниорском чемпионате России, я входил в четверку лучших бомбардиров. К примеру, Максим Афиногенов, ныне один из лучших игроков «Баффало», был далеко позади.
А вскоре наши пути-дорожки с «Динамо» разошлись. Москвичи хотели отдать меня в аренду в один из клубов высшей лиги. Я, конечно же, амбициозный парень, обиделся, собрал вещи и отправился в «Сокол», где выступал полгода. Правда, уровню чемпионата ВЕХЛ, по сравнению с российским, неприятно удивился. А вскоре поступило предложение от «Крыльев». Затем переезжал из города в город едва ли не каждый год. Рад, что повезло в Саратове поработать с такими выдающимися специалистами, как Сергей Николаев и Геннадий Цыгуров.
СЕМЕЙНЫЙ ПОДРЯД
- У вас отец - известный тренер Эдуард Цыруль. Дорога в большой хоккей вам была
заказана?
- Нет, когда я родился, он еше сам играл, затем два года в Москве заканчивал Высшую школу тренеров. Мною в Харькове занималась мама. Конечно, в детстве мне показали лед, коньки, но решение стать хоккеистом принимал сам. Не помню, сколько мне было лет, но примитивные двухполозные коньки, на которых я делал первые шаги, не забуду никогда. А когда немного подрос, записался в секцию к Владимиру Анатолиевичу Куракину.
- Вы являетесь мастером по исполнению буллитов, сразу вспоминается блестящая победа сборной Украины на Кубке «Спартака», когда реализовали решающий штрафной бросок. Вы хоккеист с железными нервами?
- Выигрывать всегда приятно. Триумф в Кубке «Спартака» - один из самых ярких эпизодов в моей карьере. Ведь в том же сезоне я исполнил еще и решающий буллит в финальном поединке против словаков на Универсиаде. А насчет нервов... Да нет, какие они железные. Я ведь не робот, и завестись могу, и штрафной бросок не реализовать. Есть у меня несколько любимых финтов, вот ими и пользуюсь. Главное - внушить вратарю, что он должен нервничать больше меня.
- Многие харьковчане, ваши ровесники - Вишневский, Бут, Швыдкий, - сейчас выступают за сборную России. Вы же не пошли по такому пути.
- Меня тоже вызывали на сборы последней команды СНГ по моему возрасту. Тренер Ян Каменецкий мне, белорусу и казаху предложил сделать российские паспорта, пообещав, что мы будем у него в команде. Ребята были «за», а я не поддался на уговоры. Хотя вскоре вопрос решился сам собой, наставники сказали, что не хотят конфликтов с нашими федерациями, и
я стал выступать за юношескую сборную Украины.
СОЛНЦЕ, ВОЗДУХ И... КОМПЬЮТЕР
- Вы сменили много городов за свою карьеру. Какой понравился больше всего?
- Киев, конечно! Здесь мой дом, хотя я родился в российском Глазове, а затем 14 лет прожил в Харькове. Москва тоже ничего, я вообще мегаполисы люблю. Многие жалуются, мол, грязь, пробки, людей много. А мне даже порой нравится в пробке постоять, расслабиться за рулем тоже полезно. Когда не спешишь, конечно. Это по молодости на автомобиле ускориться мог, сейчас - не любитель быстрой езды.
Нижний Новгород, Саратов, Челябинск - тоже хорошие города. Единственное место, куда меня ничем не заманишь, - Воскресенск. Ох и тяжко мне там было в минувшем сезоне! Такая деревня... Один ресторан на весь город, ни кинотеатров, ни развлекательных центров... Мы в XXI веке живем, а там все как до нашей эры.
- А кроме хоккея, за кого переживаете в большом спорте?
- За папу, который играет в команде ветеранов (смеется). Его слишком часто удаляют. Постоянно смотрю футбол, вот в очередной раз расстроился из-за выступлений «Динамо» в Лиге чемпионов. В принципе, как и многие, переживаю за всех соотечественников - братьев Кличко, Клочкову, различные сборные.
- Как вы предпочитаете проводить свободное время?
-В кино могу сходить, в театр. Очень люблю отдыхать на море, причем не на каких-то Мальдивах или Сейшелах, меня южный берег Крыма вполне устраивает. Главное, чтобы было тепло. Плюс в компьютерные игры поигрываю, во всякие «стрелялки», «бродилки», гонки. В общем, могу увлечьгя всем, кроме хоккея. Иногда надо от него отдыхать.
ПРОВЕРКА ЧУВСТВ НА ПРОЧНОСТЬ
«С женой Юлией мы вместе уже девять лет, - приоткрывает завесу личной жизни Дмитрий Цыруль. --Познакомились в Киеве, когда я приехал из московского «Динамо». А официально расписались только год назад, я ведь все время в разъездах, вот и получилась своеобразная проверка чувств на прочность. Отношения проверены временем и расстоянием, мы изо дня в день «висели» на телефонах, SMS-ках.
Конечно, после моего возвращения в Киев полегче стало, мы теперь намного больше времени можем уделить друг другу. Но те же сборы, выездные матчи, недавний вояж в Венгрию с национальной командой - две недели я жену практически не видел. Юле это не всегда нравится, но терпеливо ждет. Иногда, правда, «бурчит» по-доброму, но с пониманием относится к моей профессии. Очень тяжело переживает из-за поражений, а особенно боится травм. В общем, чувствительный человек. Со спортом она не связана, работает в гостиничном бизнесе, домохозяйкой быть не хочет, скучно ей в пустой квартире неделями сидеть. Детей у нас пока нет, вот когда определимся с жильем, тогда можно будет ее попросить уволиться и стать матерью».
Юрий ДАНИЛОВ, газета «Киевские ведомости»