10 причин моей ненависти: идеальный бизнес-проект или футбол без души?
Свиные головы и Гитлер – Sport.ua рассказывает, за что немцы ненавидят «Лейпциг»
- 29 ноября 2016, 10:00
- |
- 02 мая 2022, 14:09
- 11967
- 24
РБ «Лейпциг» принципиально отличается от нашумевшего в прошлом году английского «Лестера», от внезапно разбогатевшей (и столь же стремительно разорившейся) «Малаги» и ото всех других футбольных клубов, которые «выстреливали», выигрывая внутренние чемпионаты или здорово играя в ЛЧ. Почему пример «Лейпцига» - уникален, из-за чего этот клуб так ненавидят в Германии и, кто сравнивает владельца «Лейпцига» с Адольфом Гитлером - в материале Sport.ua.
История РБ «Лейпциг» началась в 2009 году, когда австрийский концерн по изготовлению энергетических напитков Red Bull решил расширить свою спортивную географию и выйти на немецкий рынок. Казалось бы, как можно говорить о спорте, употребляя такие формулировки? А тем более, в Германии - стране, где коммерция и спорт - чуть ли не антонимы? Но для боссов концерна вопрос о поиске подходящей команды в Германии был сродни Эльдорадо для конкистадоров.
Австрийские конкистадоры нашли золотую жилу - наиболее быстро растущий город Германии Лейпциг, 40-тысячный стадион, принимавший матчи Чемпионата мира-2006 и отсутствие серьезного футбольного клуба в полумиллионом городе.
Но не все было так просто. Боссов немецкого футбола бросало в жар от одной лишь мысли о возможности появления детища концерна Red Bull в немецком футболе. Понятие спортивная франшиза* - слишком резала слух немцам для которых футбол - это, прежде всего, традиции.
*Франшиза - объект договора франчайзинга, комплекс благ, состоящий из прав пользования брендом и бизнес-моделью франчайзера, а также иных благ, необходимых для создания и ведения бизнеса. В качестве франшизы могут выступать методы ведения бизнеса, товарный знак, технология со взаимными обязательствами и льготами между передающей (франчайзер) и получающей (франчайзи) сторонами, предоставляемые за плату и оформленные в соответствии с законом об охране интеллектуальной собственности (Википедия).
Мы эти франшизы видим ежедневно - это всяческие фастфуды, заправки, кофейни и т.д. Но насколько это понятие переносимо в мир спорта?
Уже не первый год Red Bull доказывает, что более чем переносимо. И более чем удачно. Дитрих Матешиц - австрийский бизнесмен, создатель и владелец 49% акций компании Red Bull когда-то решил, что можно заработать пару-тройку лишних миллионов, вложив немного денег в спорт. «Немного» закончилось тем, что австриец является владельцем двух команд «Формулы-1», а также названных в честь своего концерна футбольных клубов в Австрии, США, Бразилии и почему-то Гане.
Консервативные немцы не особо желали видеть чистой воды бизнес-проект на святом месте «игры миллионов», поэтому попытки Матешица попасть в немецкий футбол долгое время заканчивались фиаско. Пока, в конце концов, бизнесмен не выкупил лицензию на участие в пятой немецкой лиге у провинциального клуба, базирующегося в 13 км от города Лейпциг за 350 тысяч евро.
Якорь брошен. Первый шаг сделан.
Потом началось что-то невероятное. «Лейпциг» семимильными шагами шел к Бундеслиге, каждый год добиваясь повышения в низших лигах. Клубу на то, чтобы повыситься до уровня высшей немецкой лиги понадобилось семь лет. По признанию менеджера «Лейпцига» Ральфа Рангника - этот результат даже превзошел ожидания боссов клуба. Следующая цель немецкого футбольного бизнес-проекта - победа в Бундеслиге.
Клуб без истории, коммерческий проект до ниточки пронизанный рекламой Red Bull'a и желанием зарабатывать - едва ли что-то подобное может вызвать восторг у немцев. А плюс к этому еще и название: «Ред Булл Лейпциг». Официально клуб называется «RasenBallsport Leipzig» и тут клуб просто чемпион по нелепым названиям (пер. «Спорт с мячом на газоне Лейпциг»). А все потому что в Германии название спонсора нельзя поместить в название клуба. Конечно, такой трюк с заменой одного «РБ» на другое - не разгадают только дети лет трех.
И самое ужасное - у этого гениального бизнес-проекта пока что все получается в Бундеслиге. Уровень ненависти к «Лейпцигу» всегда был з а п р е д е л ь н о высок. Сейчас же, он перешагнул порог, когда его можно было измерить - радары зашкаливают. «Лейпциг» ненавидит вся Германия - от болельщиков до футбольных функционеров. И вот вам тому доказательства:
Спортивный директор дортмундской «Боруссии» Ханс Йоахим Ватцке не раз резко высказывался в адрес новичков немецкого футбола, называя «Лейпциг» лишь коммерческим проектом для улучшения продаж энергетических напитков определенной марки. Он бойкотирует матчи против «Лейпцига» и призывает то же самое делать и болельщиков «шмелей».
Но самые сумасшедшие вещи вытворяют немецкие футбольные фаны.
«Только ненависть заставляет нас делать столько же глупостей, сколько и любовь»
(с) Александр Дюма, «Королева Марго».
Самым безобидным проявлением «хэйта» к «Лейпцигу» была акция от фанатов «Арминии», которые так разместились на трибуне, что получилось без проблем читаемое предложение: «ANTI RB».
А фанаты футбольного клуба «Эрцгебирг», кажется, перешли все границы дозволенного, во время матча против «Лейпцига», вывесив на трибунах плакаты, где сравнивают президента «Лейпцига» Дитриха Матешица с… Адольфом Гитлером. «Каждый ребенок знает, как может закончиться слепое доверие австрийцам. Из вас получились бы хорошие нацисты».*
*Для наших юных читателей, которые «еще этого не проходили в школе!», напомним, что Адольф Гитлер, как и Дитрих Матешиц был родом из Австрии и натворил дел в Германии.
Самым резонансным проявлением, мягко говоря, нелюбви к «Лейпцигу» стала акция от болельщиков дрезденского «Динамо». Таинственным образом фанаты пронесли на стадион отрезанную голову быка (!) и бросили ее с трибуны в сторону поля.
И это еще далеко не полный список болельщицких «шалостей», перерастающих в сумасшествие.
Жаль, что ослепленные ненавистью к хорошему маркетинговому проекту и совсем неплохому футбольному клубу, болельщики не видят положительных сторон «Лейпцига»…
Отложим в сторону короткую историю клуба, маркетинговую составляющую, личность владельца и т.д. Поговорим о футболе. И тут появляются эти самые положительные стороны, на которые упорно не обращают внимания немецкие фанаты.
Давайте посмотрим на покупки «Лейпцига». Тут скромные имена: Оливер Бурк, Тимо Вернер, Мариус Мюллер, Наби Кейта и Бенно Шмитц. Самый старший из них - 23-летний голкипер Мариус Мюллер. Вот она - бизнес-жилка. Инвестиция в будущее. «Лейпциг» отказался от покупки опытных, но в солидном футбольном возрасте игроков, сделав ставку на молодежь. Средний возраст команды - 24,18 лет. А президент клуба смотрит в будущее с еще более невероятными идеями - добиться того, чтобы 11 игроков основного состава были воспитанниками академии «Лейпцига».
«Потолок» зарплаты для футболиста «Лейпцига» - 3 миллиона евро в год.
РБ «Лейпциг» - это не игрушка для шейхов, как то было с «Малагой». «Лейпциг», повторюсь, - успешный коммерческий проект, а значит каждый цент должен тратиться с умом. Можно сравнивать Дитриха Матешица хоть с Гитлером. Это не прибавляет ума людям, проводящим подобные параллели. Пока что, по факту мы видим титаническую работу человека, который построил огромную империю, сверхприбыльный бизнес и, как знать, возможно, зажжет новую футбольную звезду на небосводе европейского футбола. Как скоро она упадет или будет гореть еще долгие годы - узнаем со временем. А пока, остается только затаив дыхание ждать развязки Бундеслиги. Шокирует ли нас «Лейпциг» в Германии, как английский «Лестер» в прошлом сезоне - одна из главных интриг ТОП-5 европейских чемпионатов.
Фото: westfalen-blatt.de, 101greatgoals.com, informationng.com, csakfoci.hu, Facebook