«Интерес к Блохину есть в России и Европе»
Интервью известного футбольного агента Шандора ВАРГИ, который представляет интересы многих российских и украинских игроков и тренеров
- 05 октября 2007, 17:00
- |
- 504
- 0
Наше знакомство состоялось в Ньоне, где недавно проходил форум элитных тренеров УЕФА. На это мероприятие Шандор Варга был приглашен не случайно - в свое время вместе с Энди Роксбургом, руководителем тренерского комитета Союза европейских футбольных ассоциаций, он был участником разработки проекта лицензирования тренеров. Кроме того, за Варгой, венгром по национальности, давно и прочно закрепился имидж одного из самых успешных лицензированных агентов ФИФА, а при личном общении выяснилось, что он еще и великолепный собеседник.
УЧИЛСЯ В МОСКВЕ, РАБОТАЛ С ЛОБАНОВСКИМ
- У вас обширный круг деятельности. Давайте начнем с игроков, интересы которых вы представляете.
- Пожалуйста. В числе моих подопечных семеро футболистов украинской сборной - Шовковский, Езерский, Русол, Назаренко, Ребров, Ротань, Воробей. Основным игроком этой национальной команды был также Гусин, совсем недавно ставший тренером. Из россиян работаю с Кержаковым, Игнашевичем, Петром Быстровым. По-прежнему представляю интересы Канчельскиса - сейчас он, как известно, является генеральным директором «Носты», а также Лужного, который входит в штаб киевского «Динамо». Наконец, веду дела трех легионеров из ФК «Москва» - Крунича, Жевнова и Стойки, а также двух молодых и способных ребят из Белоруссии.
- Не так уж и много у вас футболистов.
-Если агент хочет работать качественно, у него не может быть большого числа подопечных. Иначе попросту не успеешь за всеми уследить. Люблю получать удовольствие от работы. В моем понимании функции агента заключаются в том, чтобы игрок мог полностью сосредоточиться на футболе. Скажем, если человек перешел в заграничный клуб, агент должен помочь в решении всех оргвопросов - где купить дом, в какую школу отдать ребенка и так далее.
- В числе «своих» футболистов вы назвали Кержакова. Между тем, насколько знаю, с момента перехода в «Севилью» у него не было агента.
- Недавно Александр позвонил мне и попросил вести его дела. В Европе у любого мало-мальски способного игрока уже с 15 лет есть агент, поэтому я, признаться, поначалу был в шоке. Как могло случиться, что у ведущего футболиста российской сборной нет агента?! Кстати, давно наблюдаю за Кержаковым. Манерой игры он напоминает мне Христо Стоичкова - такой же быстрый, настырный, с великолепно поставленным ударом.
- Как вы оказались в тренерском комитете УЕФА?
- Я дипломированный тренер, закончил Московский институт физкультуры и входил в состав знаменитой комплексно-научной группы. Довелось поработать с Лобановским, Игнатьевым, Малофеевым, Бышовцем. Позже возглавлял тренерский комитет венгерской федерации.
- Когда и как возникла идея разработать проект лицензирования специалистов?
- Вспомните историю, приключившуюся с Джованни Трапаттони после перехода в «Баварию». Авторитетный итальянец не мог приступить к работе - у него не было разрешения тренировать в Германии. Чтобы избежать подобных ситуаций, была введена система лицензирования тренеров - так называемый тренерский паспорт, обладатель которого может работать в любой стране Европы.
- Вы ведь сотрудничаете не только с футболистами, но и с тренерами?
- Совершенно верно. Моя агентская компания находится в Саудовской Аравии, а нашим клиентом в том числе является президент Федерации футбола королевства - принц Султан Бин Фахад. Перед финальным турниром ЧМ-98 во Франции он захотел, чтобы сборную непременно возглавил тренер сильнейшей команды мира Карлос Алберту Паррейра, который за четыре года до этого привел Бразилию к золотым медалям. Я убедил Паррейру поехать в Саудовскую Аравию. После первого же матча, проигранного хозяевам со счетом 0:4, бразильца уволили. Проработав всего полтора месяца и сыграв один-единственный официальный матч, тренер получил выплаты за двухлетний контракт. А французы между тем почти так же крупно (3:0) обыграли в финале сборную Бразилии.
И позже мне не раз доводилось представлять интересы тренеров. Известно, что после смерти Валерия Лобановского поиском авторитетного специалиста занимается киевское «Динамо». В разное время я вел переговоры с Хитцфельдом, Улье, Капелло. Также моим клиентом является Олег Блохин.
ИНТЕРЕС К БЛОХИНУ ЕСТЬ И В ЕВРОПЕ, И В РОССИИ
- Сборная Украины вряд ли пробьется на финальный турнир Euro-2008. Напрашивается вопрос: каковы дальнейшие планы Блохина?
- Интерес к нему есть и в Европе, и в России. Особенно после того, как он вывел сборную Украины на чемпионат мира с первого места в группе, причем досрочно. На самом чемпионате украинцы пробились в четвертьфинал, показав хороший футбол. Кроме того, этот специалист ранее успешно работал в Греции и знает иностранные языки, что тоже говорит в его пользу.
- Сам Блохин не против возглавить клубную команду?
- Он с удовольствием вернулся бы к этой деятельности. В клубе, где каждую неделю можно оценивать плоды своего труда, у тренера больше возможностей для творчества. Блохин, мне кажется, соскучился по такой работе, все-таки сборная проводит всего по 10-12 матчей в году.
- Заметил, что в Ньоне вы подолгу общались с Арсеном Венгером. Давно знакомы?
- С той поры, когда я устроил Лужного в «Арсенал». Получается, больше восьми лет. Помнится, Венгер сказал мне тогда: «Прекрасно знаю, какой он игрок, поскольку в двух матчах с нашей командой киевлянин выключил из игры сначала Овермарса, а потом Пети. Поэтому расскажи о том, каков Лужный вне футбольного поля». Для главного тренера «Арсенала» человеческие качества игрока имеют огромное значение. Кстати, в Швейцарии он признался, что нынешняя команда - лучшая за все время его работы в Лондоне, даже несмотря на уход Анри в «Барселону».
ПОЗНАКОМИЛ УСМАНОВА С ДИНОМ
- Имеете ли вы отношение к появлению среди акционеров «Арсенала» российского бизнесмена Алишера Усманова?
- Мы познакомились, когда Канчельскис трудоустраивался в «Носту». Я был поражен тем, как тонко Усманов знает и понимает футбол. К примеру он с легкостью назвал составы сборных СССР и Венгрии, которые играли в четвертьфинальном матче чемпионата мира 1966 года.
Тогда же выяснилось, что Усманов уже лет восемь пристально наблюдает за лондонским «Арсеналом», симпатизирует этому клубу. У меня возникла идея познакомить Алишера Бурхановича с вице-президентом «канониров» Дэвидом Дином. Этот человек привел в «Арсенал» Венгера и был президентом G-14 - объединения ведущих клубов Европы, а также вице-президентом Ассоциации футбола Великобритании. Во что вылилось это знакомство, вы знаете (Усманову сейчас принадлежат 23 процента акций «Арсенала»).
- Недавно вы побывали в Москве, где читали лекции для слушателей факультета менеджмента в игровых видах спорта Государственного университета управления. О чем рассказывали?
- Менеджмент - самое слабое звено в восточноевропейском футболе. Убежден, уровень тренеров и футболистов в той же России или Украине значительно выше, чем уровень людей, отвечающих за клубную инфраструктуру. Между тем такие специалисты, как Галлиани, Кеньон, Дин играют в своих клубах важнейшую роль. В Восточной Европе данный институт только развивается, и мне очень приятно принимать в этом участие.
- У вас блестящая репутация, что, прямо скажем, большая редкость для агента. В чем секрет?
- Любую работу можно выполнять хорошо или плохо. Я уважаю свое ремесло. Отношения с моими клиентами строятся на полном доверии - без этого, считаю, качественного сотрудничества не бывает. Моя философия такова: хороший агент - как футбольный арбитр высокой квалификации. Когда после матча про судью ничего не говорят, значит, он отлично сделал дело. Вот и агент не должен быть заметен. У игрока все складывается удачно, вокруг него нет скандалов? Что ж, агент великолепно справляется с обязанностями.
Максим КВЯТКОВСКИЙ
Спорт-Экспресс